Общество

Страсти по утильсбору: тема была политизирована теневиками и популистами

Политолог Данияр Ашимбаев в своем телеграм-канале высказал свое мнение о попытке найти общий язык между госорганами и инициаторами петиции по вопросу запрета утильтсбора.


В вопросе утильсбора поставлена точка. Государство вняло здравому смыслу и отошло от эмоций. Вопрос изначально был проблемным, но после вмешательства со стороны президента Токаева произошло определенное наведение порядка и была выстроена достаточно понятная и адекватная схема работы.

Суть ее в том, чтобы создать механизм поддержки отечественной автомобильной промышленности и, шире, машиностроения, решить экологические проблемы, связанные с утилизацией старой техники и навести порядок на автомобильном рынке страны.

Манипуляторы от народа

Введение утильсбора и меры по пресечению всевозможных «серых схем» на рынке стали, как мы видим, объектом сильнейшего противодействия и быстро были политизированы — как теневыми фигурами, стоящими за серым рынком и ждущим больше металлолома, так и всевозможными популистами, продвигающими себя в качестве «защитников простых людей».

За эти годы мы видели многочисленные шумные кампании в поддержку «праворульных машин», легализации «армянских, русских, грузинских номеров» и т.д. Государство то проявляло жесткость, то шло на уступки, что и привело к росту манипулятивности в этой сфере. Зачастую здесь права добросовестных граждан ущемлялись в угоду манипуляторам.

Были проблемы и с первыми автопроизводителями, и с первыми операторами утильсбора, которые на сегодня достаточно жестко были пресечены.

Что стоит за утильсбором

Речь идет о развитии ряда отраслей промышленности, создающих прибавочный продукт, рабочие места, повышающие уровень технологичности национальной экономики и обеспечивающих поставки автомобильной и сельскохозяйственной техники на казахстанский рынок.
Речь идет об отказе от ввоза и эксплуатации технологически устаревшей и экологически грязной техники, а также о борьбе многочисленных криминально-коррупционных схем по импорту и последующей легализации автотранспорта.

Речь идет о создании технологической цепочки по утилизации отходов автомобильного рынка, наносящих ущерб экологии. (Тут, думается, рано или поздно встанет вопрос и о бездумно завозимых электросамокатах, аккумуляторы которых далеко не так «экологически безопасны, как говорят их операторы).

И последний фактор — это регулирование числа завозимого в страну и обильно эксплуатируемого автомобильного транспорта, который давно уже превысил все мыслимые рамки, создавая километровые пробки и сильно загрязняя городской воздух. Хочется напомнить, какой чистый воздух был на наших улицах в дни карантинного ЧП весной 2020 года, когда автотрафик был жестко ограничен.

Кто авторы

При этом отмечу, что инициаторы петиций как раз к диалогу никакой склонности не проявили — заседания срывались, поездки игнорировались. А когда участвовали в рабочей группе, то в ход шли постоянные манипуляции со статистикой, громкие лозунги и требованиями постоянного информационного освещения. Атака на утильсбор была построена не на аргументах, а в виде шоу, нацеленного то ли на личный имидж инициаторов, то ли на создание социального конфликта.
Отметим, что один из лидеров (бывший начальник управления акимата) явно работал на наработку имиджа «народного трибуна», а другой (бывший депутат) имеет большой опыт борьбы с госрегулированием внешней торговли, поскольку много лет занимается организацией сбора и экспорта металлолома.

В ходе слушаний было обнародовано намного больше статистики и позитивных оценок об эффективности утильсбора, чем рассчитывали инициаторы петиций.

Были обнародованы сведения о 115 млрд. налоговых поступлений (которые автопроизводители якобы не уплачивают), транспарентности в работе государственного АО «Жасыл даму» (активисты заявляли, что «утильсбор идет в карман олигархам»), производстве в минувшем году 150 тыс. автомобилей (по мнению авторов петиции, стране утильсбор экономически не выгоден), локализации и росту производства сельхозтехники.

К диалогу не готовы

Аргументы критиков утильсбора заключаются в том, что каждый должен иметь недорогую машину, а поддержка автопрома — это, мол, никчемная затея. Доводы вроде социальные, но при этом отрицающие и необходимость развития экономики, и необходимость регулирования, а заодно и как-то уж выгодные тем, кто десятилетиями создавал завозные и легализационные сферы.

Заметим, что проведенные заседания комиссии по рассмотрению общественной петиции по утильсбору прошли в очень своеобразной атмосфере. Инициаторы, явно исчерпав аргументы, быстро перешли на эмоции, неадекватную патетику и политические лозунги провокационного содержания. Для людей, которые собирались вести дискуссию с государственными органами и экспертами, было продемонстрировано весьма инфантильное поведение, как и вовсе отказ от участия.

Если одни явно отстаивали интересы своего бизнеса, вдаваясь в социальные лозунги (а там есть свои старые специалисты по политизации экспортных дебатов), то «лидер» борцов с утильсбором Бокаев вызвал серьезную обеспокоенность, продемонстрировав явную зависимость от эмоциональной реакции своих подписчиков в социальных сетях. То приду — то не приду, дайте телефон, прямую трансляцию или вообще индивидуальный телемарафон.

Казалось бы, взрослый человек, который выдвинул определенную программы и готовый вести по ней диалог. Но вместо этого все увидели какое-то сумбурное эмоциональное представление.

Вместо послесловия

К сожалению, такого рода «лидеров общественного мнения», питающихся «гневом стихии», среди интернет-политиков и блогеров у нас в последнее время становится много.

К сожалению, навыки критического мышления и здравомыслия в современном обществе востребованы мало, но нужно понимать, что нездоровая политизация любых вопросов заканчивается плохо.

Механизм утильсбора и развитие авто- и сельхозпрома нужно совершенствовать, это вполне очевидно.

Но хотелось, чтобы этот вопрос обходился хотя бы без цирка.

Мухтар Абаев

Recent Posts

В Казахстане изъята крупнейшая в истории страны партия кокаина

Комитет национальной безопасности провёл масштабную спецоперацию, в результате которой был ликвидирован международный канал контрабанды наркотиков,…

23 часа ago

Токаев провел встречу с председателем парламента Монголии

Глава государства провел встречу с Председателем Великого Государственного Хурала Монголии Дашзэгвийном Амарбаясгаланом, сообщает пресс-служба Акорды.…

1 день ago

Глава государства поздравил работников нефтегазовой отрасли

На торжественной церемонии в Акорде Касым-Жомарт Токаев подчеркнул особую роль нефтегазового комплекса в национальной экономике…

1 день ago

Нацбанк Казахстана назвал сроки вывода из обращения старых банкнот

В Казахстане продолжается поэтапная замена старых банкнот на купюры нового дизайна. Национальный банк Республики Казахстан…

1 день ago

Отборочный турнир Чемпионата мира — 2026. Казахстан – Уэльс (видео)

В Астане состоялся матч отборочного турнира чемпионата мира-2026 по футболу между сборными Казахстана и Уэльса.…

2 дня ago

Xiaomi запускает Redmi 15C: Элегантный дизайн. Полное визуальное погружение. Энергия на весь день

Компания Xiaomi представила в Казахстане Redmi 15C — устройство, сочетающее тонкий, изящный дизайн и большой…

2 дня ago