29 декабря 2022 года казахстанская государственная нефтегазовая компания «КазМунайГаз» объявила о планах экспортировать нефть в Германию, начиная с января 2023 года. Были достигнуты договоренности об экспорте в общей сложности 1,2 млн тонн нефти по нефтепроводу «Дружба» через Россию и Украину.
Эта новость, появившаяся вскоре после объявления Европейским Союзом частичного эмбарго и ограничения цен на российскую нефть, вызвала дискуссии, может ли Казахстан играть более важную роль на европейском энергетическом рынке.
В то время как Москва создала хаос на региональных энергетических рынках, невозможно обсуждать экспорт казахстанской нефти, не упомянув северного соседа Астаны. Россия выступает в качестве посредника для транспортировки казахстанской нефти на мировые рынки, поскольку 96% всего экспорта нефти проходит через территорию России. Это означает, что способность Астаны экспортировать нефть в значительной степени зависит от стабильных отношений между двумя странами.
В 2021 году Казахстан экспортировал 65,7 млн тонн нефти, из которых более 50 млн были отправлены в Европу через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) и нефтепровод «Дружба». При нормальных обстоятельствах эта зависимость не была такой проблемой для Казахстана. Однако в 2022 году, возможно, из-за многочисленных нештатных обстоятельств, в том числе тотальной войны России против Украины, Казахстан ощутил на себе неблагоприятные последствия такой зависимости, когда в деятельности КТК возникали временные трудности. И каждый раз КТК предоставлял странные объяснения — от беспрецедентных штормов до мин времен Второй мировой войны.
Это побудило многих обвинить Москву в попытке принудить Казахстан к выражению явной поддержки войны на Украине, в отношении которой Астана сохраняла дипломатический нейтралитет. Однако более правдоподобное объяснение состоит в том, что Россия пытается ограничить глобальные поставки нефти, таким образом взвинтив мировые цены и тем самым убедить Запад отказаться от введения дополнительных санкций в отношении российского экспорта энергоресурсов.
Тем не менее казахстанская нефть будет более или менее стабильно поступать на европейские рынки в 2023 году и далее.
Во-первых, Казахстан — один из немногих важнейших союзников, оставшихся у России, и Москва не может рисковать отчуждением Астаны, создавая дополнительные препятствия, поскольку Казахстан является важным партнером в обходе западных санкций.
Во-вторых, Россия экспортирует часть своей нефти в Китай по казахстанским трубопроводам, и Астана может приостановить этот экспорт в отместку за любые перебои в будущем. И хотя это маловероятно, такой вариант остается жизнеспособной контрмерой.
В-третьих, и пожалуй самое главное, Астана пользуется поддержкой Пекина в этом вопросе. Китайские власти отреагировали на сбои в работе КПК в 2022 году, заморозив крупный нефтехимический инвестиционный проект Sinopec в России и увеличив стремление Пекина придерживаться антироссийских санкций.
Тем не менее даже если Казахстану удастся решить множество политических проблем таким образом, он все равно сталкивается с серьезными логистическими проблемами. Хотя трубопроводы КТК и «Дружба» могут прокачивать больше нефти, маловероятно, что Россия позволит Казахстану воспользоваться нефтяным эмбарго и нарастить экспорт за счет Москвы. Таким образом, для удовлетворения возросшего европейского спроса потребуются дополнительные экспортные маршруты через другие страны.
Правительство Казахстана уже приступило к диверсификации своих экспортных маршрутов и добавлению новых. В июле 2022 года, выступая на специальном заседании правительства по вопросам развития транспортного и транзитного потенциала, Токаев подчеркнул, что для экспорта казахстанских энергоносителей «приоритетным направлением является Транскаспийский маршрут» (Forbes.kz, 7 июля 2022 г.). Здесь президент Казахстана имел в виду Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТР), или Средний коридор, транспортно-транзитный коридор, проходящий через Азербайджан, Грузию, Казахстан и Турцию.
Астана по-прежнему использует маршруты, проходящие через Россию, в первую очередь из-за серьезных логистических трудностей и более высоких расходов. Стоимость транспортировки нефти по КТК составляет 38 долларов за тонну, тогда как стоимость альтернативного трубопровода БТД составляет не менее 90 долларов за тонну.
В этих условиях частные компании, добывающие и экспортирующие около 75% всей казахстанской нефти, естественно, склонны переждать войну в надежде на лучшее будущее.
Таким образом, было бы наивно полагать, что Казахстан сможет заполнить пустоту, оставленную нефтяным эмбарго ЕС, особенно в ближайшее время. На данный момент перспективы Астаны играть более важную роль на европейском энергетическом рынке по-прежнему во многом зависят от России.
В то же время кажется очевидным, что хотя Москва и не будет препятствовать экспорту казахстанской нефти в Европу в 2023 году, глупо надеяться, что она позволит использовать свою трубопроводную инфраструктуру для увеличения иностранного экспорта и обогащения своих соседей. Казахстан может использовать альтернативные маршруты для экспорта большего количества нефти в Европу, но логистические трудности и связанные с ними более высокие затраты на данный момент вынуждают заинтересованные стороны уклоняться от их использования и разработки.
Автор: Нурбек Бекмурзаев для Eurasia Daily Monitor
Попасть на Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат – настоящая удача. И она сегодня выпала мне. По приглашению…
Инцидент произошел вечером, 27 апреля, в 21:45, в доме №7 в 4 микрорайоне Актау, сообщает…
В столичном районе Алматы вдоль трассы Астана-Караганда горела сухая трава на общей площади 550 кв.м.,…
Играющих детей втором этаже строящегося здания в 16 микрорайоне Актау заметили очевидцы, сообщает Lada.kz. Мы…
Сетью сейсмических станций ТОО «ННЦСН и И» МЧС РК 28 апреля в 04:58 по времени…
На пристальном контроле остается Атырауская область, в связи с прибыванием воды на реке Жайык, продолжается…