Фото: gazeta.ru
В Дании собираются рассмотреть введение запрета на сжигание Корана. Несмотря на то, что в стране действуют законы, охраняющие религиозные чувства граждан, а также право на свободу самовыражения, последнее допустило проведение неоднозначных акций, которые теперь грозят государственной безопасности Дании.
В центре инцидента оказался 37-летний эмигрант из Ирака, который сжег Коран в Стокгольме. После такого перформанса отношения между скандинавскими странами и исламским миром заметно обострились. За последний месяц в одном Копенгагене праворадикальные активисты трижды сжигали Коран — священную книгу мусульман — у посольств Ирака, Египта и Пакистана. Возмущенное этим поступком багдадское правительство выдворило датских дипломатов из своей страны.
Больше всего ославился во время протестов именно 37-летний Салван Момика. Он с разрешения полиции вырвал страницы из Корана и поджег их у мечети в центре Стокгольма. Все это произошло во время празднования мусульманами мира Ид аль-Адха.
Меньше, чем через месяц он, находясь у здания посольства Ирака в Стокгольме, несколько раз пнул Коран и растоптал иракский флаг, вытерев ноги о фотографии ведущего иракского клирика Муктады ас-Садра и религиозного лидера Ирана Али Хаменеи.
Согласно данным, размещенным в социальных сетях, Салван Момика – уроженец Северного Ирака, но сам принадлежит к христианской конфессии. Несмотря на это, в соцсетях он позиционирует себя «свободным атеистом». Чтобы привлечь внимание к своей акции, он упомянул под видео с провокациями название мусульманских стран на арабском языке, выделив их хэштегами.
Получив реакцию от мирового сообщества, власти Швеции выдвинули против активиста обвинения в разжигании ненависти и нарушении запрета на разведение костров несмотря на то, что в Швеции нет закона, запрещающего действия, связанные с осквернением религиозных культов.
Действия Момики вызвали осуждение по всему миру, не только среди представителей мусульманской религии. В шоке оказался даже сам Папа Римский – этот поступок возмутил многих христиан.
Власти Швеции и Дании оказались перед дилеммой: как защитить чувства верующих, но при этом не лишить своих граждан свободы выражения, которой эти страны так прежде гордились?
Свобода слова или свобода религии? В некоторых странах эти свободы идут рука об руку, не исключая друг друга. Если бы подобный случай произошел в одном из исламских государств, то разбирательство бы закончилось тут же: героя перформанса сразу бы признали виновным и подвергли суровому наказанию. Европейские страны, веками отстаивающие свои свободы, оказались не готовы к произошедшему, поэтому сейчас вынуждены проводить законодательные реформы. Но даже законодательная база не всегда спасает от резонанса.
Подобное уже было в России, когда в 2012 году пятеро участниц феминистской панк-рок группы Pussy Riot провели так называемый «панк-молебен» в московском храме Христа Спасителя. В песне под названием «Богородица, Путина прогони» девушки, как объясняют, хотели выразить протест против поддержки Русской православной церковью. Их противоречивые действия вызвали не только осуждение, но и жесткие дебаты между верующими и теми, кто выступает за свободу самовыражения.
Участниц панк-рок группы осудили. Так, Марию Алехину и Надежду Толоконникову приговорили к двум годам тюрьмы общего режима по обвинению в хулиганстве на почве религиозной ненависти. Екатерине Самуцевич вменяли условное наказание и почти сразу отменили по отношению к ней меру пресечения.
Некоторые представители западных стран сочли, что наказание, коему подвергли девушек, гораздо хуже акции, в которой им довелось участвовать. Они увидели в этом нарушение свободы слова, в то время как богохульство, по их мнению, в России встречается повсеместно и за него не преследуют. Как сочли американские политики, подобные меры, направленные на группу Pussy Riot, не только ограничивают свободу слова, но и защищают власти от критики.
Впрочем, через многие запреты власти России с начала войны в Украине действительно смогли защитить себя от критики, отправив за решетку всех не согласных с действующим режимом.
Но можно ли назвать действия Pussy Riot более радикальными, чем выступления Момики? Однозначно ответить сложно, ведь для кого-то религиозные взгляды являются частью проявления личной свободы.
В Конституции РК свобода вероисповедания является важнейшим правом каждого человека, а значит любой казахстанец волен выбирать, во что ему верить или не верить. Другое дело, когда нападкам подвергаются люди, не разделяющие его мнения, и здесь между свободой и законом пролегает тонкая черта. По сути, свобода выбора кончается там, где начинается оскорбление чужих взглядов.
В рамках Межгосударственной программы «Большие гастроли», организованной Министерством культуры Российской Федерации и посвященные 80-летию легендарного…
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…