Соляная империя. О новом фильме Рината Балгабаева

Остросоциальная кинодокументалистика в Казахстане по-прежнему находится в зачаточном состоянии, начиная свое восхождение не в системе отечественного телевидения или «Казахфильма», а вырастая из алгоритмов и трендов Ютуба, уже несколько лет как занявшего нишу телевизора.

Новая работа (опубликована на популярнейшем видеохостинге пару недель назад) известного пиар-менеджера Рината Балгабаева «Соль» посвящена проблеме распространения мефедрона («меф», «соль») – дизайнерского наркотика, который стал одной из самых больших угроз большого города.

Фильм ярко демонстрируют как глубину проблемы, так и собственную концептуальную слабость. Видно, что это небесталанный и заслуживающий уважения, но пока еще черновик полноценного высказывания в заявленном жанре.

Фрагмент из фильма «Соль»

Впрочем, даже в этом качестве он делает важную работу, начиная давно назревший разговор о проблеме, которая приобрела характер социального бедствия, но может вполне не замечаться целыми группами населения, живущими в своих непроницаемых инфопузырях.

Сам Балгабаев признается, что знакомство с темой стало для него во многом открытием. Он не знал о такой распространенности синтетического наркотика, полагая саму проблему массовой наркомании сюжетом прошлых десятилетий, когда рекордсменом по собиранию человеческой жатвы был героин, ныне ставший лишь одним из наименований обширного меню, что предлагают нам темные пространства мировой Сети.

15 лет назад печальным символом эпохи были попадавшиеся везде окровавленные шприцы, решетки с пауком на окнах барыг, сомнительные компании в подъездах и сквериках, исколотые вены знакомых и незнакомцев. И конечно, страшное слово «передоз».

Теперь же любой ребенок знает, что городское пространство (дворы, подъезды и пресловутые скверики) кишит «закладками», большая часть которых содержит тот самый меф, что открыто рекламируется в соцсетях и на стенах. Знает про «наход» и «ненаход», профессию курьера и закладчика, адреса магазинов и удовольствие, что дают эти вещества, и даже цену, которую придется за него платить. Но последнее, к сожалению, не снижает масштабов наркотизации

40-минутное видео, содержащее интервью наркозависимых («завязавших», ибо «бывшими» наркоманы, увы, не бывают), врачей и одного представителя правоохранительных органов, ярко и выпукло описывает как масштабы происходящего, так и частную жизнь оказавшихся в зависимости.

Надо отдать должное авторам фильма, которые подобрали харизматичных и рефлексирующих спикеров, с завидной четкостью, подкупающей откровенностью и немалым артистизмом рассказывающих о том, через какой ад прошли и какие последствия будут нести до конца жизни.

Для введения в тему и первого произведения такого рода в отечественной телепублицистике однозначный зачет. Но хорошо видны и ограниченные возможности той оптики, которую использует Ринат Балгабаев и ряд других медиа-деятелей, пробующих себя в документальном жанре.

Как и его прошлая работа двухлетней давности «Беги» (посвященная проблеме домашнего насилия), «Соль» представляет собой именно набор интервью, статика которых лишь слабо разбавляется музыкальными треками одного из спикеров (профессионального диджея), демонстрацией частного реабилитационного центра (очень похожей на коммерческую рекламу) и наивными игровыми эпизодами, где демонстрируется процесс работы «кладмена».

Улучшилось качество картинки, операторская работа, монтаж, появилось понимание сквозного сюжета («Беги» представлял собой довольно скучный набор однотипных интервью), но это все еще уровень качественного провинциального ТВ, которого у нас никогда не было.

Видеоролику остро недостает инфографики быть может каких-то анимационных вставок и внятной хроники в истории вопроса. Это именно качественно сделанный видеоролик, созданный в эпоху, когда на статус документальной ленты претендует каждое видео длительностью больше получаса.

Повсеместная распространенность гаджетов и доступ к интернету прямо обязывают экспертное сообщество и широкую аудиторию предъявлять продукции гораздо более высокие требования. Хронометраж картины можно было смело увеличить за счет научного (химического и медицинского) ликбеза, привести данные мировой статистики и показать, какую роль играют синтетические наркотики в глобальном мире.

За кадром осталась такая серьезная и тревожная тема, как предполагаемое крышевание наркобизнеса высокопоставленными лицами в погонах, без покровительства которых, как убеждены многие специалисты, главные бенефициары наркоторговли не могли бы оставаться в тени.

Впрочем, поднимать этот вопрос автору могли помешать не жанровые рамки или наивность, а разумная осмотрительность. Открыто задавать такие вопросы и озвучивать гипотезы чревато неприятностями даже в Новом Казахстане.

Ильяс Калиев

Recent Posts

Дома для пострадавших от паводков начали строить в Костанайской области

Уже в скором времени, ключи от новых домов получат семьи в Джангельдинском районе: там началось…

3 дня ago

Новый праздник: в календаре появится Национальный день книги

На портале "Открытые НПА" министерство туризма и спорта опубликовало проект постановления о праздновании в Казахстане…

3 дня ago

Виновных в распространении «списка девственниц» накажут в любом случае

Если уголовное дело по факту несанкционированного распространения персональных данных студенток КазНУ имени аль-Фараби закроют, профильное…

3 дня ago

Чего добивается Вашингтон от Астаны рассказал политолог

Данияр Ашимбаев считает что усиливающая критика Казахстана со стороны США связана с геополитическими и экономическими…

3 дня ago

Кому президент вручил награды за мужество и самоотверженность

Указом Главы государства за мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского и служебного долга, вклад…

3 дня ago

Купальный сезон: с городского пляжа Конаева вывезли 10 тонн мусора

Жители Конаева очистили городской пляж от мусора в рамках акции «Мөлдір бұлақ», сообщает пресс-служба городского акимата Закладка…

3 дня ago