Обзор казСМИ

Соглашение с КНР: Казахстан не готов к потреблению китайского авиатоплива

Казахстан намерен решить проблему нехватки авиационного топлива на внутреннем рынке за счет импорта из Китая. Сегодня правительством рассматривается вариант закупки 350-500 тыс. тонн авиакеросина у китайских заводов.

Ранее в случае нехватки авиатоплива Казахстан прибегал к помощи России. Учитывая тот факт, что республика является страной с обширными запасами нефти, как объяснить ситуацию, при которой мы уступаем соседним странам в потребности нефтепродуктов? В вопросе разбиралась газета «Айкын».

В стране функционируют три нефтеперерабатывающих завода. Данные Министерства энергетики указывают на увеличение разрыва между объемом производства НПЗ в городах Атырау, Павлодар и Шымкент и реальным рыночным спросом с каждым годом. Например, в 2020 году наши заводы произвели 432,2 тыс. тонн авиационного топлива, в то время как потребность достигла 476,7 тыс. тонн. В текущем году объем производства составил 624 тыс. тонн, но спрос составил 887 тыс. тонн. Таким образом, разрыв составил 29,6%.

С одной стороны, рост спроса на авиационное топливо обусловлен увеличением международных транзитных рейсов через Казахстан. В связи с растущей ролью Казахстана в качестве регионального транзитного центра в Центральной Азии международные рейсы начали чаще останавливаться на отечественных аэропортах для заправки. Для покрытия дефицита топлива правительство стремится диверсифицировать поставки и рассматривает возможность импорта авиационного топлива из Китая.

На данный момент ведутся переговоры о заключении контракта с китайской государственной компанией CNAF (China National Aviation Fuel Group). CNAF является крупной компанией, занимающейся поставками авиационного топлива по всему миру, и обладает значительной долей на внутреннем рынке Китая (97%). По словам министра транспорта Марата Карабаева, первостепенной задачей является урегулирование процедуры сертификации китайского авиационного топлива. 

Мы встречались с представителями китайской компании, которая покрывает весь рынок КНР авиационным топливом. Мы рассматриваем возможность закупки 350-500 тысяч тонн,

отметил министр.

13 октября 2023 года Air Astana и PetroChina International достигли соглашения о сотрудничестве в сфере поставок авиационного топлива. 

Согласно информации, представленной на сайте Airastana.com, ввиду отсутствия производства этого типа топлива в Казахстане стороны обсудили возможность импорта Jet A-1 и экологически чистого авиационного топлива (SAF) напрямую с нефтеперерабатывающих заводов Китая.

Jet A-1 — вид топлива, соответствующий стандартам IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта). Отличие мирового брэнда Jet A-1 от применяемых в Казахстане марок ТС-1/РТ состоит в основном в технологии производства и хранении. Основным преимуществом Jet А-1 являются его низкая пожароопасность, низкий состав отработанных газов при выбросах в атмосферу и увеличение межремонтного цикла авиационных двигателей.

Но все же возникают вопросы, которые заставляют задуматься, перед тем как приобретать китайское авиационное топливо Jet A-1. Один из них связан с состоянием инфраструктуры. Директор общественного фонда Energy Monitor Нурлан Жумагулов указывает, что в настоящее время аэропорты в Казахстане технически не готовы к приему Jet A-1, поскольку большинство их цистерн предназначено для хранения и заправки авиационного керосина ТС-1 отечественного производства. Перед тем как начать использовать Jet A-1, необходимо провести предварительную очистку или замену этих баков. То есть места хранения топлива имеют собственный стандарт.

Важно отметить, что нефтеперерабатывающие заводы в Казахстане также способны производить авиационное топливо Jet-A1, соответствующее международному стандарту ASTM. В 2018 году три НПЗ в стране были полностью модернизированы. Компания «КазМунайГаз» провела комплексный технический аудит на всех предприятиях, протестировала технологии производства и закупила необходимое оборудование для полной сертификации топлива. Но, несмотря на эти усовершенствования, текущее состояние инфраструктуры казахстанских аэропортов и транспортно-логистического сектора не позволяет полностью осуществлять производство Jet A-1.

По мнению Нурлана Жумагулова, для полного перехода на производство Jet A-1 должна быть подготовлена вся цепочка цикла, начиная от выхода продукции с нефтеперерабатывающих заводов и заканчивая аккредитованными международными авиакомпаниями. Тем не менее Казахстан также рассматривает возможность постепенного перехода на экологически чистое топливо, следуя глобальным тенденциям.

В 2021 году Европейский союз предложил обязать авиационные компании использовать SAF из-за вредного воздействия на окружающую среду авиационного топлива, получаемого из нефти. SAF оценивается экспертами как средство снижения выбросов в атмосферу на 65%, что может привести к сокращению выбросов парниковых газов на 80%.

С 2025 года в ЕС предусматривается достижение 2-5% доли SAF в поставках в аэропорты, планируется увеличение этой доли на 63% к 2050 году. Однако это производство требует значительных затрат. Странам Европейского союза предстоит потратить 440 миллиардов евро для перехода на экологически чистое топливо. В Казахстане также рассматривается такая возможность, это может стать проектом будущего.

Переводные статьи могут не отражать позицию редакции и публикуются с целью повышения информированности наших читателей

Зарина Женисова

Recent Posts

Байден развязал тарифную войну с Китаем ради выборов

Президент США Джо Байден обнародовал пакет резкого повышения тарифов на ряд китайских импортных товаров, включая электромобили,…

17 часов ago

С логистической компетенцией в правительство все плохо — депутат

Низкий уровень международных перевозок и отсутствие компетентности чиновников в сфере логистики вызвало вопросы у депутата…

18 часов ago

Торговля падает, но потенциал есть — министр торговли и интеграции

Товарооборот Казахстана со странами Центральной Азии в прошлом году составил 7,7 млрд долларов, сообщил вице-министр…

18 часов ago

Активы Нацфонда сократились еще на 1 трлн тенге

Активы Нацфонда сократились в апреле на 2,7%, с $60,7 млрд до $59,1 млрд (или на…

19 часов ago

Необходимость создания нового госоргана объяснили в МЧС

Вице-министр по ЧС Бауыржан Сыздыков на пресс-конференции в правительстве объяснил необходимость расходов в 1,6 млрд…

19 часов ago

«Визу кочевника» собираются внедрить до конца года

Для продвижения Казахстана на туристическом рынке в стране внедрят визу современных кочевников (Neo Nomad Visa),…

19 часов ago