Фото: freepik.com
Казахстан намерен решить проблему нехватки авиационного топлива на внутреннем рынке за счет импорта из Китая. Сегодня правительством рассматривается вариант закупки 350-500 тыс. тонн авиакеросина у китайских заводов.
Ранее в случае нехватки авиатоплива Казахстан прибегал к помощи России. Учитывая тот факт, что республика является страной с обширными запасами нефти, как объяснить ситуацию, при которой мы уступаем соседним странам в потребности нефтепродуктов? В вопросе разбиралась газета «Айкын».
В стране функционируют три нефтеперерабатывающих завода. Данные Министерства энергетики указывают на увеличение разрыва между объемом производства НПЗ в городах Атырау, Павлодар и Шымкент и реальным рыночным спросом с каждым годом. Например, в 2020 году наши заводы произвели 432,2 тыс. тонн авиационного топлива, в то время как потребность достигла 476,7 тыс. тонн. В текущем году объем производства составил 624 тыс. тонн, но спрос составил 887 тыс. тонн. Таким образом, разрыв составил 29,6%.
С одной стороны, рост спроса на авиационное топливо обусловлен увеличением международных транзитных рейсов через Казахстан. В связи с растущей ролью Казахстана в качестве регионального транзитного центра в Центральной Азии международные рейсы начали чаще останавливаться на отечественных аэропортах для заправки. Для покрытия дефицита топлива правительство стремится диверсифицировать поставки и рассматривает возможность импорта авиационного топлива из Китая.
На данный момент ведутся переговоры о заключении контракта с китайской государственной компанией CNAF (China National Aviation Fuel Group). CNAF является крупной компанией, занимающейся поставками авиационного топлива по всему миру, и обладает значительной долей на внутреннем рынке Китая (97%). По словам министра транспорта Марата Карабаева, первостепенной задачей является урегулирование процедуры сертификации китайского авиационного топлива.
Мы встречались с представителями китайской компании, которая покрывает весь рынок КНР авиационным топливом. Мы рассматриваем возможность закупки 350-500 тысяч тонн,
отметил министр.
13 октября 2023 года Air Astana и PetroChina International достигли соглашения о сотрудничестве в сфере поставок авиационного топлива.
Согласно информации, представленной на сайте Airastana.com, ввиду отсутствия производства этого типа топлива в Казахстане стороны обсудили возможность импорта Jet A-1 и экологически чистого авиационного топлива (SAF) напрямую с нефтеперерабатывающих заводов Китая.
Jet A-1 — вид топлива, соответствующий стандартам IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта). Отличие мирового брэнда Jet A-1 от применяемых в Казахстане марок ТС-1/РТ состоит в основном в технологии производства и хранении. Основным преимуществом Jet А-1 являются его низкая пожароопасность, низкий состав отработанных газов при выбросах в атмосферу и увеличение межремонтного цикла авиационных двигателей.
Но все же возникают вопросы, которые заставляют задуматься, перед тем как приобретать китайское авиационное топливо Jet A-1. Один из них связан с состоянием инфраструктуры. Директор общественного фонда Energy Monitor Нурлан Жумагулов указывает, что в настоящее время аэропорты в Казахстане технически не готовы к приему Jet A-1, поскольку большинство их цистерн предназначено для хранения и заправки авиационного керосина ТС-1 отечественного производства. Перед тем как начать использовать Jet A-1, необходимо провести предварительную очистку или замену этих баков. То есть места хранения топлива имеют собственный стандарт.
Важно отметить, что нефтеперерабатывающие заводы в Казахстане также способны производить авиационное топливо Jet-A1, соответствующее международному стандарту ASTM. В 2018 году три НПЗ в стране были полностью модернизированы. Компания «КазМунайГаз» провела комплексный технический аудит на всех предприятиях, протестировала технологии производства и закупила необходимое оборудование для полной сертификации топлива. Но, несмотря на эти усовершенствования, текущее состояние инфраструктуры казахстанских аэропортов и транспортно-логистического сектора не позволяет полностью осуществлять производство Jet A-1.
По мнению Нурлана Жумагулова, для полного перехода на производство Jet A-1 должна быть подготовлена вся цепочка цикла, начиная от выхода продукции с нефтеперерабатывающих заводов и заканчивая аккредитованными международными авиакомпаниями. Тем не менее Казахстан также рассматривает возможность постепенного перехода на экологически чистое топливо, следуя глобальным тенденциям.
В 2021 году Европейский союз предложил обязать авиационные компании использовать SAF из-за вредного воздействия на окружающую среду авиационного топлива, получаемого из нефти. SAF оценивается экспертами как средство снижения выбросов в атмосферу на 65%, что может привести к сокращению выбросов парниковых газов на 80%.
С 2025 года в ЕС предусматривается достижение 2-5% доли SAF в поставках в аэропорты, планируется увеличение этой доли на 63% к 2050 году. Однако это производство требует значительных затрат. Странам Европейского союза предстоит потратить 440 миллиардов евро для перехода на экологически чистое топливо. В Казахстане также рассматривается такая возможность, это может стать проектом будущего.
Переводные статьи могут не отражать позицию редакции и публикуются с целью повышения информированности наших читателей
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…
20-21 октября по приглашению Касым-Жомарта Токаева Казахстан с государственным визитом посетит Президент Азербайджана Ильхам Алиев,…