В возрасте 81 года ушел из жизни бизнесмен, которого правительство США намеревалось судить за взятки на сумму в 78 миллионов долларов США. Предполагалось, что эти суммы американские компании заплатили разным лицам в Казахстане. Обвинения с Гиффена были сняты после того, как судья решил, что Гиффен действовал с одобрения ЦРУ.
Джеймс Гиффен скончался 31 октября 2022 года на Манхеттене в 81 год от рака. Об этом сообщил его сын Дэйвид.
Американский бизнесмен, который был дружен с первым президентом Казахстана, оказался замешан в одном из крупнейших дел о международном взяточничестве за всю историю США. Судья снял с него все обвинения, когда узнал, что тот действовал с одобрения ЦРУ. На момент ареста в марте 2003 года Гиффен был самым влиятельным американцем на постсоветском пространстве.
Его коммерческий банк Mercator был критически важным звеном между американскими компаниями, желающими работать в казахстанском добывающем секторе, и Казахстаном. Гиффен был близким другом и советником президента Назарбаева и имел роскошное жилье в Алматы.
При этом Гиффен был секретным агентом ЦРУ и Госдепартамента США.
Вашингтон стремился вовлечь Казахстан в орбиту влияния Запада, и Гиффен играл в этом весьма важную и активную роль
Он регулярно сообщал правительству США о последних событиях в Центральной Азии, передавал частные сообщения между президентом Казахстана и Белым домом и зачастую вообще был первым американцем для любого казаха, который вступал во взаимодействие с госструктурами США.
Гиффен был де-факто посол США в Казахстане,
написал Роберт Баэр, бывший офицер ЦРУ в своей книге “See No Evil: The True Story of a Ground Soldier in the CIA’s War on Terrorism” (2002), или «Не вижу зла: Правдивая история рядового солдата войны ЦРУ против терроризма» (2002).
В фильме 2005 года «Сириана» по мотивам этой книги есть персонаж, которого играет Тим Блейк Нельсон и который очень похож на Гиффена.
Но к моменту выхода фильма на большой экран удача отвернулась от Гиффена. В конце 90-х годов 20 века департамент юстиции США собирал данные о контролируемых Гиффеном казахских счетах в швейцарских банках и офшорных зонах. Делалось это по наводке голландской прокуратуры, которую навел один из политических оппонентов Назарбаева.
В результате были выдвинуты обвинения в том, что Гиффен был посредником при передаче взяток на сумму в 78 миллионов долларов США от нефтяных компаний в карманы высших чиновников Казахстана.
Скандал обрел название «Казахгейт» и стал самым крупным делом, которое рассматривалось в рамках исполнения Акта о коррупционных практиках за рубежом США
Адвокаты Гиффена настаивали на том, что их подзащитный действовал или с негласного одобрения правительства США, или даже в рамках открытых поручений и приказов. На стадии ознакомления с документами адвокаты Гиффена просили ЦРУ и другие ведомства американского правительства предоставить документы, которые подкрепят их позицию, но их запросы натыкались на повторные отказы, отписки и отфутболивания.
Дело тянулось семь лет, пока ЦРУ полунехотя не согласилось дать судье Вильяму Паули возможность ознакомиться с некоторыми документами при условии соблюдения режима секретности.
Что бы ни прочел судья, это настроило его против правительства США. Департамент юстиции отозвал свои обвинения, кроме какой-то придирки в части налогообложения, за что Гиффен заплатил штраф в 25 долларов США. Банк Mercator был оштрафован на 32 тысячи долларов США за покупку двух зимних вездеходов для казахского чиновника.
Судья Паули делал реверансы в сторону Гиффена, который потерял много денег и времени, но все еще оставался зажиточным человеком: «И вот в возрасте 69 лет что надо сделать г-ну Гиффену, чтобы вернуть себе доброе имя и репутацию? Этот суд начинает процесс, в рамках которого будет признано служение Гиффена своей стране».
Джеймс Генри Гиффен родился 22 марта 1941 года в городе Стоктон, штат Калифорния в семье галантерейщика Ллойда Гиффена и воспитательницы детского сада Люсилль Гиффен. Изучал политологию в Университете Калифорнии в Беркли и закончил его в 1962 году. В 1965 он окончил Университет Калифорнии в Лос-Анджелесе и получил диплом юриста.
Был женат на Джун Хопкинс, но развелся. Много лет жил в графстве Вестчестер, потом перебрался на Манхеттен, где и скончался в госпитале. Помимо сына, у Гиффена осталась дочь Эллисон Гиффен и четыре внука.
Интерес к СССР у Гиффена появился, когда его тесть предсказал, что однажды торговля между Западом и Союзом наладится. Сначала он защитил курсовую, а потом написал книгу «Юридические и практические аспекты торговли с СССР», которую опубликовал в 1969 году.
Во время одной из академических поездок в Советский Союз Гиффен познакомился с турецко-американским бизнесменом Арой Озтемелем, который занимался вывозом из СССР ценных металлов. Озтемель нанял Гиффена как управляющего своеобразным консалтинговым центром, который помогал бизнесменам, желавшим вести дела с социалистическим блоком. После этого в течение 20 лет Гиффен рос как эксперт по торговле с СССР и богател.
Через несколько лет работы на Озкемеля Гиффен стал вице-президентом компании Armco Steel и в 1984 году основал Mercator.
Гиффен был в числе первых иностранцев, кто в 1985 году познакомился с Горбачевым еще до того, как тот стал Генсеком КПСС СССР. Через несколько лет Гиффен отдельным чартерным рейсом привез на встречу с ним добрую сотню американских бизнесменов.
В 70-е годы 20 века Гиффен стал ключевым звеном в деле эмиграции советских евреев и помог им привести в США десятки тысяч долларов.
Распад СССР открыл широкие возможности, особенно в Казахстане, где экспертиза Гиффена в области нефтедобычи и горно-рудной промышленности привела его к президенту Назарбаеву. Они стали друзьями. Гиффен учил Назарбаева играть в гольф в частном гольф-клубе Winged Foot в графстве Вестчестер.
Тем не менее Гиффен тоже стал жертвой перемен в приоритетах его правительства. Акт о коррупционных практиках за рубежом существовал много лет в состоянии анабиоза. Вряд ли Гиффен был единственным человеком, кто думал, что колеса бизнеса надо смазывать маслом взятки, особенно когда твои действия одобряет само ЦРУ. Но когда Департамент юстиции решил применить этот акт по полной, Гиффен попросту стал первым «терпилой».
«Справедливо ли, когда правоохранительный орган не применяет некий акт в течение 25 лет, а потом вдруг берет и применяет его за правонарушения, совершенные в течение этих 25 лет? — вопрошает Энди Спалдинг, главный редактор издания The FCPA Blog, и говорит: «В этом и заключается «гиффенский» вопрос».
Комитет национальной безопасности провёл масштабную спецоперацию, в результате которой был ликвидирован международный канал контрабанды наркотиков,…
Глава государства провел встречу с Председателем Великого Государственного Хурала Монголии Дашзэгвийном Амарбаясгаланом, сообщает пресс-служба Акорды.…
На торжественной церемонии в Акорде Касым-Жомарт Токаев подчеркнул особую роль нефтегазового комплекса в национальной экономике…
В Казахстане продолжается поэтапная замена старых банкнот на купюры нового дизайна. Национальный банк Республики Казахстан…
В Астане состоялся матч отборочного турнира чемпионата мира-2026 по футболу между сборными Казахстана и Уэльса.…
Компания Xiaomi представила в Казахстане Redmi 15C — устройство, сочетающее тонкий, изящный дизайн и большой…