Обзор иноСМИ

Шок и песо: об экономических смыслах долларизации Аргентины

Идея избранного президента Хавьера Милея — это авантюра, которая, скорее всего, приведет к краху экономики, пишет экономический обозреватель The Guardian.

Победа Хавьера Милеи на президентских выборах в Аргентине позволяет предположить, что электорат второй по величине страны Южной Америки добровольно выбрал шоковую терапию, чтобы разобраться с глубокими экономическими проблемами страны.

Подоплека вопроса

Возможно, нетрудно понять, почему 56% избирателей поддержали правого либертарианца (кстати, сторонник этой идеологии впервые в истории возглавил государство): Аргентина, возможно, имеет лучшую в мире футбольную команду, но ее экономика в последние годы демонстрирует катастрофические показатели. Инфляция достигает 140%, а трехлетняя засуха привела к резкому падению сельскохозяйственного производства. Двое из пяти человек живут в бедности, а валюта потеряла 90% своей стоимости за четыре года.

Милей предполагает отмену песо и переход Аргентины на доллар США. Более мягкая форма этой политики была опробована в начале 1990-х годов, когда – после предыдущего эпизода рецессии и гиперинфляции – правительство Буэнос-Айреса зафиксировало обменный курс на уровне одного песо за доллар. От этой стратегии, известной как конвертируемость, отказались в 2002 году после того, как глубокая рецессия и жестокие уличные протесты против ограничений на снятие средств с банковских счетов сделали ее несостоятельной.

Все проблемы доллара

Избранный президент Аргентины говорит, что хочет пойти дальше. По его предложению Центральный банк страны будет фактически упразднен, а экономика полностью «долларизирована». Это означало бы, что денежно-кредитная политика для Аргентины будет определяться в Вашингтоне, а не в Буэнос-Айресе.

Другие страны – Панама и Эквадор – пошли по этому пути, но ни одна из них не была столь крупной, как Аргентина, которая является членом группы G20 ведущих развитых и развивающихся стран.

В экономическом эксперименте Милея есть некоторые очевидные проблемы. 

Во-первых, Аргентина и США имеют очень разные экономики, и поэтому то, какая денежно-кредитная политика будет правильной для последних, может оказаться неправильной для первых. Странам следует проявлять осторожность, отказываясь от свободы устанавливать собственные процентные ставки и девальвировать свои валюты.

Вторая проблема более практическая: откуда Аргентина возьмет свои доллары? В настоящее время у Центрального банка почти нет долларовых резервов, о которых можно было бы говорить, и ему не хватает доступа к глобальным рынкам капитала для получения акций, которые потребуются для поддержания экономики. Теоретически Милей мог бы обратиться в Международный валютный фонд за кредитом, но шансы на успех были бы невелики. Аргентина уже является крупнейшим заемщиком МВФ и задолжала ему 44 миллиарда долларов.

МВФ питает сомнения относительно возможности долларизации в краткосрочной перспективе. Перед долларизацией песо потребуется существенная девальвация, а более слабая валюта приведет к росту цен и еще большему росту инфляции.

В-третьих, даже если будет найдено решение технических проблем, связанных с отказом от песо, шоковое лечение Милея может сравнительно быстро обернуться против него. Долларизация – это улица с односторонним движением: политическая авантюра без выхода, которая может привести Аргентину к неустойчивому курсу и обрушить экономику.

Марк Вайсброт, содиректор аналитического центра Центра экономических и политических исследований в Вашингтоне, заявил, что Аргентина платит высокую цену за ошибки предыдущей администрации во главе с Маурисио Макри.

«Но безумный, экономически самоубийственный подход только усугубит ситуацию, и, как показывает опыт Аргентины, ситуация может стать намного хуже», – добавил Вейсброт.

В победной речи Милея не было упоминаний о долларизации или отмене Центрального банка, что привело к предположениям, что он может отказаться от своего радикального плана. Помимо денежной реформы планы нового президента включают в себя глубокое сокращение социальных выплат и закрытие более десятка министерств.

Николас Салдиас, старший латиноамериканский аналитик Economist Intelligence Unit, исследовательского и аналитического подразделения Economist Group, сказал, что многие из предложенных Милей реформ будут непопулярны, особенно среди аргентинцев с низкими доходами, и могут спровоцировать социальные волнения среди населения. мощные профсоюзы и социальные движения страны. «В результате в ближайшие месяцы политика, вероятно, будет сильно поляризованной и вызывающей разногласия, что, вероятно, приведет к короткому периоду медового месяца для Милей».

Мухтар Абаев

Recent Posts

Курс тенге: доллар растет третий день подряд

По данным Казахстанской фондовой биржи, по итогам дневной сессии средневзвешенный курс доллара составил 441,41 тенге.…

3 часа ago

ЕС разрабатывает санкции в отношении любого банка, работающего с Россией

 Франция и Нидерланды добиваются санкций Европейского Союза в отношении любого финансового учреждения в мире, которое…

3 часа ago

Академическую свободу медвузов берут под контроль

Министерство здравоохранения РК усилит государственный контроль в сфере образования и научной деятельности, касающиеся. Вопросы качества…

4 часа ago

Паводки заставили: в проект Водного кодекса вносят новые изменения

По поручению Главы государства вносятся изменения в проект нового Водного кодекса, сообщает пресс-служба министерства водных…

4 часа ago

Данные по количеству скота и птицы в селах искажаются на уровне акиматов

Промежуточные итоги работы по актуализации данных в электронной системе похозяйственного учета заслушали на совещании под…

5 часов ago

«Мы внимательно мониторим: как минторговли реагирует на петицию против единого часового пояса

Вице-министр торговли и интеграции Кайрат Торебаев прокомментировал опубликованную на официальной площадке петицию за возвращение прежнего…

5 часов ago