Обзор иноСМИ

Шок и песо: об экономических смыслах долларизации Аргентины

Идея избранного президента Хавьера Милея — это авантюра, которая, скорее всего, приведет к краху экономики, пишет экономический обозреватель The Guardian.

Победа Хавьера Милеи на президентских выборах в Аргентине позволяет предположить, что электорат второй по величине страны Южной Америки добровольно выбрал шоковую терапию, чтобы разобраться с глубокими экономическими проблемами страны.

Подоплека вопроса

Возможно, нетрудно понять, почему 56% избирателей поддержали правого либертарианца (кстати, сторонник этой идеологии впервые в истории возглавил государство): Аргентина, возможно, имеет лучшую в мире футбольную команду, но ее экономика в последние годы демонстрирует катастрофические показатели. Инфляция достигает 140%, а трехлетняя засуха привела к резкому падению сельскохозяйственного производства. Двое из пяти человек живут в бедности, а валюта потеряла 90% своей стоимости за четыре года.

Милей предполагает отмену песо и переход Аргентины на доллар США. Более мягкая форма этой политики была опробована в начале 1990-х годов, когда – после предыдущего эпизода рецессии и гиперинфляции – правительство Буэнос-Айреса зафиксировало обменный курс на уровне одного песо за доллар. От этой стратегии, известной как конвертируемость, отказались в 2002 году после того, как глубокая рецессия и жестокие уличные протесты против ограничений на снятие средств с банковских счетов сделали ее несостоятельной.

Все проблемы доллара

Избранный президент Аргентины говорит, что хочет пойти дальше. По его предложению Центральный банк страны будет фактически упразднен, а экономика полностью «долларизирована». Это означало бы, что денежно-кредитная политика для Аргентины будет определяться в Вашингтоне, а не в Буэнос-Айресе.

Другие страны – Панама и Эквадор – пошли по этому пути, но ни одна из них не была столь крупной, как Аргентина, которая является членом группы G20 ведущих развитых и развивающихся стран.

В экономическом эксперименте Милея есть некоторые очевидные проблемы. 

Во-первых, Аргентина и США имеют очень разные экономики, и поэтому то, какая денежно-кредитная политика будет правильной для последних, может оказаться неправильной для первых. Странам следует проявлять осторожность, отказываясь от свободы устанавливать собственные процентные ставки и девальвировать свои валюты.

Вторая проблема более практическая: откуда Аргентина возьмет свои доллары? В настоящее время у Центрального банка почти нет долларовых резервов, о которых можно было бы говорить, и ему не хватает доступа к глобальным рынкам капитала для получения акций, которые потребуются для поддержания экономики. Теоретически Милей мог бы обратиться в Международный валютный фонд за кредитом, но шансы на успех были бы невелики. Аргентина уже является крупнейшим заемщиком МВФ и задолжала ему 44 миллиарда долларов.

МВФ питает сомнения относительно возможности долларизации в краткосрочной перспективе. Перед долларизацией песо потребуется существенная девальвация, а более слабая валюта приведет к росту цен и еще большему росту инфляции.

В-третьих, даже если будет найдено решение технических проблем, связанных с отказом от песо, шоковое лечение Милея может сравнительно быстро обернуться против него. Долларизация – это улица с односторонним движением: политическая авантюра без выхода, которая может привести Аргентину к неустойчивому курсу и обрушить экономику.

Марк Вайсброт, содиректор аналитического центра Центра экономических и политических исследований в Вашингтоне, заявил, что Аргентина платит высокую цену за ошибки предыдущей администрации во главе с Маурисио Макри.

«Но безумный, экономически самоубийственный подход только усугубит ситуацию, и, как показывает опыт Аргентины, ситуация может стать намного хуже», – добавил Вейсброт.

В победной речи Милея не было упоминаний о долларизации или отмене Центрального банка, что привело к предположениям, что он может отказаться от своего радикального плана. Помимо денежной реформы планы нового президента включают в себя глубокое сокращение социальных выплат и закрытие более десятка министерств.

Николас Салдиас, старший латиноамериканский аналитик Economist Intelligence Unit, исследовательского и аналитического подразделения Economist Group, сказал, что многие из предложенных Милей реформ будут непопулярны, особенно среди аргентинцев с низкими доходами, и могут спровоцировать социальные волнения среди населения. мощные профсоюзы и социальные движения страны. «В результате в ближайшие месяцы политика, вероятно, будет сильно поляризованной и вызывающей разногласия, что, вероятно, приведет к короткому периоду медового месяца для Милей».

Мухтар Абаев

Recent Posts

Доллар продолжает дешеветь

По данным Казахстанской фондовой биржи, на торгах 28 ноября средневзвешенный курс доллара составил 512,53 тенге.…

11 часов ago

Выступление Главы государства на диалог-платформе сельских акимов

Уважаемые участники! Сегодняшняя встреча, на которую были приглашены представители исполнительной власти всех уровней нашей страны,…

12 часов ago

В Казахстане планируют повысить тариф на несрочные вызовы скорой помощи в вечернее и ночное время

Министерство здравоохранения Казахстана предложило увеличить тариф на обслуживание несрочных вызовов скорой помощи в вечерние и…

13 часов ago

Полиция Жетысу изъяла больше тысячи бутылок поддельной водки (видео)

В области Жетысу участковые инспекторы полиции в рамках оперативно-профилактического мероприятия «Участок» выявили крупный незаконный склад…

14 часов ago

В столице проходит диалог-платформа сельских акимов

На сегодняшний день по всей стране избрано 2334 сельских акима, сообщает пресс-служба Акорды Глава государства…

16 часов ago

Yandex Ads: на 21% выросли запросы казахстанцев, связанные с покупками

Пользователи в Казахстане ежемесячно задают в Яндекс Поиске более 50 млн запросов, связанных с покупками…

2 дня ago