Фото: Inform.kz
Итоги международного исследования PISA 2022 для Казахстана оказались полны и положительных, и негативных выводов.
Подробно об этом рассказывает Алия Бижанова, эксперт в области образования, докторант Мичиганского университета:
«Взглянув на первый отчет ОЭСР, хочу поделиться своими наблюдениями:
Место Казахстана в списке участников — 46 из 81. В прошлые годы мы были 69-е из 79. Наш рейтинг в списке стран повысился благодаря расширению географии проведения теста и благодаря тому, что другие страны хуже справились с потерями в обучении в результате пандемии COVID-19. Наши результаты:
Наши результаты сравнимы с результатами Греции, Румынии, Монголии, Панамы, Малайзии и Саудовской Аравии.
Разница в 40 баллов равнозначна 1 году обучения. Чтение — самый западающий элемент функциональной грамотности нашей системы образования, мы отстаем от стран ОЭСР больше чем на 2 года.
Результаты Казахстана в целом в сравнении с прошлыми годами (2012 и 2018) практически не поменялись. Это и хорошая, и плохая новость.
Почему хорошая? Весь мир и все системы образования пережили огромное потрясение пандемии COVID-19, и потери результатов обучения во многих странах были колоссальными. Казахстан, несмотря на сложности с онлайн-обучением во время пандемии и достаточные потери в результатах обучения, смог сохранить допандемийные результаты.
Почему плохая? Потому что пока другие страны повышали свои результаты (например, Сингапур, Япония, Китай), наша система образования не смогла показать видимые статистически значимые улучшения, кроме естественно-научного направления. Тут улучшения: на 26 пунктов, что примерно равнозначно 3/4 годам обучения. Результаты по математике и чтению остались практически такими же, как в 2012 и 2018 году.
Казахстанская система образования хорошо справляется с социально-экономическими различиями учеников. Мы — третьи в списке стран, где процент различия учеников с разным социально-экономически-культурным статусом минимальный — 3,9 процента по сравнению с 15,5 процента среднего по странам ОЭСР. 16,8 процента наших учеников устойчивы (резилиентны) по академическим достижениям в сравнении с 10,2 процента среднего по странам ОЭСР.
Разрыв между успешными и отстающими учениками достаточно высокий, что говорит о том, что западает принцип равенства возможностей. Система делает большой упор на одаренных детей и не предоставляет достаточно шансов отстающим ученикам улучшить их результаты. Доля успешных детей Казахстана, которые показали высокий уровень знаний (5-й или 6-й уровень в PISA) — 2,2 по сравнению с 13,7 процента среднего по странам ОЭСР. Доля слабоуспеваемых учеников Казахстана по всем трем направлениям — 32,8 процента по сравнению с 16,4 процента среднего по странам ОЭСР. Это достаточно большой разрыв и должен быть принят во внимание политиками, принимающими решения.
Остается достаточно большой разрыв между регионами. Разрыв результатов учеников Алматы и Астаны по математике, например, по сравнению с результатами Туркестанской области равен полутора годам обучения (разница в 64 балла), по чтению, например, разница результатов Костанайской и Туркестанской областей — 2 года (80 баллов)».
Глава государства выступил на заседании Национального совета по науке и технологиям, сообщает прес-служба Акорды. В…
Известный китайский и голливудский актер Джеки Чан определился с локациями в Алматы для своего будущего…
Свыше 3 миллионов граждан Казахстана воспользовались возможностью установить запрет на получение кредитов и микрозаймов. Об…
Прокуратура Северо-Казахстанской области выявила нарушения законодательства в сфере государственных закупок. Ряд акиматов и подведомственных организаций…
В Павлодаре прошли совместные профилактические мероприятия, организованные сотрудниками полиции и представителями молодежного крыла партии «Жастар…
23 сентября в результате совместной спецоперации правоохранительных органов Казахстана и Украины была пресечена деятельность транснациональной…