Санкционный бардак: как отразится на Казахстане запрет на российскую нефть

Танкеры с миллионами баррелей казахстанской нефти стоят в проливах Босфор и Дарданеллы. Турция требует соблюдения западных санкций против российской нефти, пишет Аikyn.kz.

5 декабря вступили в силу ценовые ограничения на российскую нефть, принятые коллективным Западом. В том числе и на танкерные перевозки  В частности, чтобы другие страны могли перевозить морем нефть, загруженную в портах РФ, танкеры должны быть застрахованы в Европе.

Новые санкции породили много вопросов. Например, как они отразятся на Казахстане. Ведь казахстанская нефть поставляется на мировые рынки исключительно через территорию РФ, в том числе и морские порты. И информация о застрявших у побережья Турции танкерах с казахстанской нефтью вызывает тревогу.

Что требует Турция

По словам председателя правления национальной компании «КазМунайГаз» Магзума Мырзагалиева, поводов для беспокойства нет.

«Больше 20 танкеров не могут пройти через турецкие проливы. Мы точно знаем, что шесть из них содержат нефть Тенгизшевройла. Всего, по нашим оценкам, с Казахстаном связано около 8-10 танкеров.

Здесь нет ничего экстраординарного. И наш груз, и танкеры, его перевозящие, застрахованы. Имеются также сертификаты, подтверждающие происхождение нефти. Все необходимые для пропуска товаров документы были ранее предоставлены турецким властям. Но после 5 декабря, в связи с введением ограничений на российскую нефть надо предоставить дополнительные документы, которые ранее не требовались», — пояснил глава КМГ.

По его словам, проблема будет решена в ближайшее время и новые санкции в  отношении России не навредят Казахстану. Кстати, дипломаты уже вмешались в ситуацию.

— Буквально вчера я разговаривал с министром иностранных дел Мухтаром Тлеуберди и послом Казахстана в Турецкой Республике Эркебуланом Сапиевым. Наши дипломаты помогают решить эту проблему. Задержки доставки могут навредить нашей экономике. Если Казахстан из-за этого сократит добычу нефти, это принесет убытки, — отметил Магзум Мырзагалиев.

Проблемы только технические

Правительство страны уверяет, что Казахстан застрахован от любых возможных изменений логистики.

Во-первых, даже если Турция перестанет пропускать казахстанскую нефть (подобное развитие ситуации крайне маловероятно), мы сможем направить транзит через Болгарию, Румынию и другие страны, имеющие порты в Черном море.  

Во-вторых, G7+Австралия и страны Евросоюза уже несколько месяцев обсуждают новые санкции в отношении российской нефти, так что было время принять превентивные меры. В республике введены новые сорта, чтобы отличать казахстанскую нефть от российской, которая проходит по трубопроводам через территорию РФ. Руководство страны провело переговоры с высокопоставленными лицами Евросоюза и стран-партнеров на Западе, продвинув вопрос о неприменении к Казахстану санкций против Москвы.

Однако события в Турции показали, что технические проблемы остаются. По словам главы «КазМунайГаз», готовятся дополнительные письма по страхованию казахстанских грузов и прорабатывается вопрос, чтобы избежать повторения ситуации. Для этого, конечно, надо договориться со страховщиками, в основном британскими компаниями, и заплатить за страхование. В противном случае страну, которая перевозит нефть, не имея документов европейских страховщиков, могут обвинить в нарушении санкций, со всеми вытекающими.

Экспорт нефти сокращается?

Минэнерго, похоже, спокойно относится к задержке с экспортом нашего сырья. На официальном сайте ведомства нет даже разъяснения или новости по этому поводу. Для Минэнерго более актуальным является авария в Экибастузе, во всяком случае к ней относится большинство информации. Однако, по данным пресс-службы Минэнерго, время ожидания танкеров при прохождении проливов Босфор и Дарданеллы доходит до шести суток. А новые санкции против Москвы начали применяться с 5 декабря, то есть всего четыре дня назад.

Причем пробки в проливах считаются нормальным явлением в зимнее время года: в декабре продолжительность перехода через пролив может составлять до 14 дней.
Но сложно разделить оптимизм министерства. Вопрос в том, согласятся ли западные страховщики страховать отгруженную в портах РФ нефть. Это связано с тем, что через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) российская нефть транспортируется вместе с казахстанской. И в последнее время этот консорциум столкнулся с трудностями из-за российских санкций: ряд компаний-покупателей стали отказываться от поставляемой по этому трубопроводу нефти, а согласившиеся требуют дополнительной страховки.

По данным служб, следящих за движением судов в море, не менее 16 танкеров из порта Новороссийск, являющегося конечным пунктом нефтепровода КТК, пришвартованы в Босфоре, еще пять танкеров пришвартованы в Дарданеллы. При этом около 80% всего объема казахстанской экспортной нефти проходится на КТК: трубопровод доставляет нефть с Карачаганакского, Кашаганского и Тенгизского нефтяных месторождений страны на Новороссийский морской терминал. Там сырье грузится на танкеры и отправляется на мировой рынок через Черное море.

Общая мощность трубопровода составляет 67 млн ​​тонн в год. Это около 489 миллионов баррелей. Один танкер может перевозить в среднем от 600 тысяч до 1-2 миллионов баррелей (супертанкеры). То есть, по мнению экспертов, сейчас, похоже, мы наблюдаем только начальную стадию пробки.

По информации консорциума, с начала 2022 года по 15 ноября поставки нефти через КТК сократились примерно на 2 млн тонн. В то же время Казахстан существенно не сократил добычу черного золота. По данным Минэнерго, на 5 декабря в стране было произведено 258,5 тыс. тонн, на 6 декабря — 265,1 тыс., на 7 декабря — 252,9 тыс. тонн.

Как будет развиваться ситуация дальше, будет зависеть от скорости прохождения отечественного сырья через турецкие проливы и возможности прохода. Тем временем в Турецких проливах продолжалось накопление танкеров. Сегодня их количество может превышать 30. По данным агентства Bloomberg, пока, кроме одного-двух из них, можно увидеть казахстанскую нефть из портов РФ.

Страховщики заявили, что пока не могут предоставить агентству запрошенные турецкими властями письма. Таким образом, хотя ценовой лимит, установленный на российскую нефть, не распространялся на Казахстан, трейдеры, транспортирующие ее, столкнулись с проблемой. Каждый день просрочки увеличивает стоимость казахстанского черного золота. Поэтому не исключено, что клиенты в других странах от нее откажутся.

Навредят ли западные санкции Казахстану?

Мнения отечественных специалистов по этому вопросу разделились. Нурлан Жумагулов, исполнительный директор Energy Monitor, считает, что эти санкции не имеют никакого отношения к транспортировке казахстанской нефти через Россию.

Правительство страны отделило ее от российской нефти и утвердило новые марки, чтобы обезопасить ее от санкций. Эксперт напомнил, что сегодня наша нефть называется CPC Blend и не считается российской нефтью, которая будет поступать на мировой рынок через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК). 

Жумагулов отметил, что угроза для казахстанской нефти, поставляемой через Россию, только одна: это частые выходы из строя КТК под разными предлогами. Еще 17% внутреннего экспорта нефти транспортируется по трубопроводу Атырау — Самара.

Эксперт нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов заявил, что санкции не касаются Казахстана, но в случае продолжения войны на нашу республику может быть оказано давление.

«Евросоюз, Италия, Франция и другие покупают казахстанскую нефть по более высокой цене. Возможно, они хотят получить ее дешевле. Как этого достичь? Заявить Казахстану — либо вы присоединитесь к антироссийским санкциям, либо санкции распространяются и на вас.

Поскольку Российская Федерация является нашим основным и стратегическим партнером, мы не можем прекратить сотрудничество с ней. Нельзя исключать вероятность, что нам придется продавать нашу нефть дешевле 60 долларов», — сказал Байдильдинов.

Пока на повестке дня для Казахстана стоит вопрос о свободном проходе через проливы Турции. Кроме того, есть риск, что нефть подешевеет.

На саммите ОПЕК+, состоявшемся 4 декабря, страны-участницы приняли решение сократить добычу нефти на 2 млн баррелей в сутки. К этому добавилось эмбарго на российскую нефть. Ожидалось, что мировая цена на черное золото пойдет вверх, однако она продолжает падать и на 8 декабря торгуется уже ниже 77 долларов за баррель. 

Мухтар Абаев

Recent Posts

Дома для пострадавших от паводков начали строить в Костанайской области

Уже в скором времени, ключи от новых домов получат семьи в Джангельдинском районе: там началось…

3 часа ago

Новый праздник: в календаре появится Национальный день книги

На портале "Открытые НПА" министерство туризма и спорта опубликовало проект постановления о праздновании в Казахстане…

4 часа ago

Виновных в распространении «списка девственниц» накажут в любом случае

Если уголовное дело по факту несанкционированного распространения персональных данных студенток КазНУ имени аль-Фараби закроют, профильное…

4 часа ago

Чего добивается Вашингтон от Астаны рассказал политолог

Данияр Ашимбаев считает что усиливающая критика Казахстана со стороны США связана с геополитическими и экономическими…

5 часов ago

Кому президент вручил награды за мужество и самоотверженность

Указом Главы государства за мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского и служебного долга, вклад…

5 часов ago

Купальный сезон: с городского пляжа Конаева вывезли 10 тонн мусора

Жители Конаева очистили городской пляж от мусора в рамках акции «Мөлдір бұлақ», сообщает пресс-служба городского акимата Закладка…

5 часов ago