Но аудиторы не врут — Фонд национального благосостояния действительно в последние 11 лет к аудиту себя и «дочек-внучек» подпускает только BIG4, руководствуясь собственными соображениями и требованиями в обход закона.
В феврале 2023 года независимые аудиторы Казахстана публично заявили со ссылкой на доступную информацию о том, что «Самрук-Казына» и больше половины из 115 его дочерних организаций потратили в 2022 году на аудиторские и консалтинговые услуги 31,2 млрд тенге. Причем в течение 11 лет в среднем аудировали эти 58 «дочек» ФНБ исключительно компании из Большой четверки. В других 57 компаниях Фонда аудиторами назначались представители других аудиторских организаций не более двух лет подряд в среднем, и аналогичные расходы не превышали 700 млн тенге.
Кроме статистики, Коллегия аудиторов Казахстана поделилась и причинами, по которым перешагнуть недосягаемые барьеры «Самрука» никому другому, кроме Deloitte, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young и KPMG, не удается и вряд ли удастся.
«Самрук-Казына» в разработке технической документации устанавливает завышенные и зачастую необоснованные требования к аудиторским организациям. В первую очередь это касается американских сертификатов CFA и британских ACCA. Иной раз бывает, что в конкурсной документации указывается требование на наличие от 2 до 15 таких специалистов для участия в обязательном аудите нацкомпаний. Подобное стало возможно благодаря Министерству финансов, —
отметил заместитель председателя правления Коллегии аудиторов Казахстана Данияр Нурсеитов.
Даже у многих международных аудиторских компаний нет такого количества экспертов с сертификатами CFA и ACCA, не говоря уже про местный рынок. Про получение аудиторами этих сертификатов, кстати, полный интернет историй. За рубежом в последние годы фирмы BIG4 серьезно подмочили свою репутацию выявленными фактами списывания во время сдачи экзаменов.
Но «Самрук-Казына» не нашли ничего лучше, как потребовать от Палаты аудиторов опровержения всей информации, что оказалась в публичном доступе после пресс-конференции.
Доводим до вашего сведения, что информация, озвученная в ходе пресс-конференции, не отражает достоверные сведения и наносит ущерб репутации Фонда. Приведенные данные о финансовых показателях и составе группы не соответствует действительности.
В состав группы Фонда по состоянию на конец 2021 года входили более двухсот дочерних организаций, а не 115. При этом по итогам 2021 года расходы Группы по аудиторским и консультационным услугам, оказанным компаниями «большой четверки», составили 7,5 млрд тенге. Представителями Коллегии аудиторов на пресс-конференции также заявлено о лоббировании интересов компаний «большой четверки» в ущерб отечественным аудиторам,
написала в коллегию управляющий директор «Самрук-Казына» Назира Нурбаева.
Она отметила, что у Фонда много международных партнеров, кредиторов и инвесторов, а потому к нему на международных площадках и соответствующие требования по аудиту финансовой отчетности соответствующими организациями для исключения внутристрановых этических рисков.
То есть «Самрук-Казына» даже не отрицает, что BIG4 уже давно и плотно задействованы в аудите экономики страны. Тогда зачем создавать видимость конкуренции в проведении закупок? Так бы и объявили сразу, что местные аудиторы не такие четкие, как британские, и создают внутристрановые этические риски. Поэтому специально для них поставили забор в виде наличия американских и британских сертификатов для участия в аудите нацсектора.
Коллегия аудиторов, кстати говоря, с объяснениями «Самрук-Казына» не согласна. Потому что если уж следовать соблюдению соответствующих норм, предъявляемых к игрокам на внешних рынках, тогда уж на 100%, а не наполовину.
В своем письме вы указали, что «крупные организации в составе группы размещают ценные бумаги на международных рынках капитала и участие на международных площадках требует соблюдения соответствующих норм».
Действительно, рынок аудита для публичных компаний развитых стран является одной из немногих отраслей, которая имеет почти полную прозрачность в отношении доли рынка и гонораров за профессиональные услуги. К примеру, каждая публичная компания обязана раскрывать гонорары, уплаченные своему независимому аудитору как за аудит финансовой отчетности так и иные профессиональные услуги. Но в годовых отчетах Фонда и его дочерних организаций нами не обнаружено раскрытие информации о гонорарах за аудит финансовой отчетности и иные профессиональные услуги,
ответил Нурбаевой глава Коллегии аудиторов Владимир Мурашов.
Он также напомнил управдиру «Самрук-Казына» о том, что независимые аудиторы Казахстана не впервые поднимают вопрос с закрытостью госзакупок Фонда по линии аудита и консалтинга для отечественных компаний.
— 12 декабря 2022 года мы обращались в правительство с тем же вопросом, и это обращение кабмин переадресовал зачем-то в Фонд, к которому как раз и претензии. В этой жалобе, кстати, мы приводили те же статцифры, которые ни Фонд, ни Минфин не опровергли.
А по поводу того, что мы указали общее количество дочерних организаций 115, а не 200, так это то, что удалось обнаружить в открытом доступе
Поэтому попросили Фонд, основываясь на законе о доступе к информации, предоставить нам полный перечень структурных подразделений и подведомственных организаций Фонда, а также гонорары, уплаченные независимому аудитору и компаниям Большой четверки по каждой организации «Самрук-Казына», — прокомментировал Владимир Мурашов.
Кстати говоря, декабрьская переписка между аудиторами, Фондом и Минфином тоже весьма забавная. Как нам показалось, на левобережье слегка перегибают палку.
Минимальные требования (к аудиторам, претендующим на работу по обязательному аудиту нацкомпаний — ред.), установленные законодательством РК, не являются достаточными для привлечения квалифицированного независимого аудитора для крупных активов Фонда, в связи с чем единственным акционером Фонда установлены дополнительные критерии к выбору аудиторской организации. Кодекс корпоративного управления Фонда, утвержденный постановлением Правительства РК от 05.11.2012 г. №1403, устанавливает следующие требования к внешнему аудиту
и перечисляется гигантский объем того, чему надобно соответствовать местным аудиторам, включая всякие международные нормы.
Ненадолго представили себе какой-нибудь судебный процесс в казахстанском городе N, где судья при вынесении решения так и пишет в резолютивной части, что установленных Гражданским и Гражданским процессуальным кодексами норм недостаточно, поэтому суд города N коллективно принял дополнительные критерии для более объективного разбирательства.
Мы вполне могли понять эту историю неправильно, но дословно она читается именно так.
То есть вместо того, чтобы залатать брешь в законе и не создавать прецеденты, когда нижестоящий в иерархии нормативный документ (коим постановление правительства и является по отношению к закону) почитается на практике выше закона, выдумываются разные непреодолимые барьеры.
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…
20-21 октября по приглашению Касым-Жомарта Токаева Казахстан с государственным визитом посетит Президент Азербайджана Ильхам Алиев,…