Главное

Родители подали в суд на Министерство просвещения

Представляет группу истцов известный адвокат Жангельды Сулейманов. Претензий к ведомству у заявителей аж 29, в том числе — отмена продления учебного года с 34 до 36 недель (а не перенос на более поздний срок в из-за неготовности системы образования) и физическая нагрузка на школьников, таскающих за спиной 5-6-килограммовые рюкзаки.

Ситуация в системе среднего образования на самом деле сложилась довольно парадоксальная. И адвокат Сулейманов периодически обращает на это внимание.

Лайфхак по борьбе с незаконностью

Рассмотрим в качестве примера сменность обучения. В Казахстане всеми образовательными процессами рулит Закон «Об образовании». Но в нем не сказано о том, что в школах допустимо обучение в 2 или даже в 3 смены. До 2021 года даже двухсменки официально были не узаконены.

Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования с соответствующим на это пунктом 13 — «Допускается организация двухсменного режима обучения при условии соблюдения в каждой смене нормы площади на 1 обучающегося и требований настоящих Санитарных правил»; были приняты 6 августа 2021 года

Трехсменное обучение вообще вне закона, но в 2021-2022 учебном году в Казахстане функционировали 169 трехсменных школ (2% от общего числа) — на 9 больше, чем годом ранее. Хотя правительство обещает к 2025 году вообще ликвидировать проблему трехсменного обучения в Казахстане.

«Хуже Африки. На сегодня по Илийскому району Алматинской области в три смены обучаются дети сразу из 19 школ, в некоторых классах дети сидят по трое за партой! Лет десять назад я много раз писал, что вторая смена незаконна, но Министерство образования ввело ее в СанПиН и как бы легализовало. Вот так они решили незаконность второй смены. Во всем нормальном мире второй смены нет, потому что нормально учиться дети могут только в первую смену. А здесь в 19 школах даже не вторая, а третья смена. Я считаю это преступлением против детей. И не может ни один чиновник в Казахстане спать спокойно, пока дети страдают от такого образования», — написал на своей странице в Facebook Жангельды Сулейманов.

Жангельды Сулейманов.

Темпы ввода в эксплуатацию новых школ в стране не успевают за демографическим ростом, и об этом чиновники в Астане знают давно. Но последний министр образования и науки Асхат Аймагамбетов зачем-то в 2020 году обнадежил заявлением о том, что глобально перед страной стоит задача перехода на односменные школы. Это при правительственных прогнозах о том, что к 2026 году дефицит ученических мест по стране составит 1 млн 117 тысяч.

Драматичная реальность

Несмотря на внешне очень неблагополучную картину, четверть всех школ страны обучают в одну смену. А поскольку закон об образовании гарантирует каждому казахстанцу «равенство прав на получение качественного образования», то деление учащихся на смены уже само по себе незаконно. Нацпроект «Качественное образование для всех «Образованная нация» до 2025 года гарантировал, что строительство к этому сроку 1000 школ значительно облегчат жизнь большинства школьников.

Но этот Нацпроект в 2023 году поставлен на утрату, а вместо него утверждена Концепция развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования на 2023-2029 годы. И здесь про полный переход на односменное обучение вообще ни слова. То есть госмашина и в новом Казахстане работает по старым принципам: менять одни стратегические документы на другие, отказываясь от ранее поставленных задач.

В 2022 году бывший вице-министр образования и науки Мурат Абенов давал интервью в СМИ, где сравнивал несравнимое — образцовые НИШ с 7,5 тысячи обычных школ. «Назарбаев Интеллектуальные Школы» в 2008 году, кстати говоря, создавали с целью апробации передового опыта преподавания и переноса полученных результатов на всю страну. Прошло 15 лет, а НИШ как продолжали вариться в собственном элитном соку, так и продолжают.

«Для того что бы все 8 тысяч школ учились в одну смену, нужно как минимум построить дополнительно 5 тысяч современных школ. А значит, нужно набрать новые штаты учителей и персонала. Будучи вице министром образования в 2012-2013 годах, мы рассматривали вариант переноса части учебного процесса на летние месяцы. Встречались с экспертами, учеными, опытными руководителями организаций образования.

И я помню, как один из аксакалов сказал: «Как вы хотите поменять, как в западных странах, по «кембриджской» программе, если у нас еще в большей половине школ нет оборудованных туалетов, ходят уличные постройки с дыркой в земле?»

Большинство школ в стране не имеют центрального отопления и канализации. С тех пор ситуация не сильно поменялась. За эти годы построили из бюджета штук 20-25 дорогих школ для ориентира и гордости. Их содержание обходится в значительную часть бюджета от общего пирога. На остальные не хватило. Деньги ушли на ЛРТ и на Экспо. Сейчас ситуация еще более усложнилась — демографический взрыв привел к переполнению школ. Только в Шымкенте надо в год строить 100 школ, а в Астане — 20. Нам бы успеть создать минимальные условия. Поэтому надо смотреть реалистично. На серьезные изменения нужны как минимум до 10 лет. Да и то, если вернем наворованное олигархами и пустим все на сферу образования, то может, лет 5, не меньше», — считает Мурат Абенов.

Неравные права с детства

Кандидат наук и экспертом ЮНЕСКО Василий Шахгулари также неоднократно разъяснял, в чем разница обучения с первой и со второй смены.

Учеба с утра и с обеда не являются одинаковыми для ребенка. С точки зрения психологии человек, его мозг, просыпается в 9 утра, и, например, когда ребенок идет учиться с 8 утра, то на первый урок приходится процесс просыпания, соображать быстрее и лучше он начинает лишь со второго урока. С 12 до 16 часов – это промежуток времени, когда солнце бьет по макушке ребенка. В этом отрезке ребенок не может хорошо думать. И когда мы отправляем его на учебу с 14 часов, он попадает как раз в эту яму – мозг отдыхает, а мы нагружаем его предметами, которые подразумевают интенсивную мозговую активность. Весь мир, я имею в виду передовые страны, учатся только в одну смену. Первая смена – это основные предметы, а во второй, кто хочет, занимает себя развивающими предметами – кружки, секции и т.д.,

отмечал эксперт.

Если бы на госзакупках при строительстве школ не было гигантских распилов, все дети Казахстана давно могли комфортно учиться в одну смену, а не в три, как сейчас. Globalnews.kz недавно публиковал на эту тему несколько статей.

Аналитики общественного объединения «Цифровое общество» Нургали Рахманов и Динара Канибай посчитали в конце 2022 года, во сколько казахстанским налогоплательщикам обходилось одно ученическое место, возводимое в условиях непрозрачных госзакупок.

«Во всех регионах без исключения ученические места не стоили одинаково. Самое недорогое в 2021 году за счет средств бюджета построили за 1,7 млн в Талдыкоргане, самое дорогое — за 14,5 млн в Шымкенте. За девять месяцев 2022 года история с распилом казенных денег на строительстве школ также не изменилась. Были как скромные проекты стоимостью 1,4 млн тенге за ученическое место в Мангистауской области, так и очень дорогие — 11,9 млн в Алматы», — говорится в их отчете.

И тогдашний вице-премьер Ералы Тугжанов отмечал, что разрабатывается единый стандарт школ в зависимости от количества мест.

Было, что каждая область разрабатывала ПСД (проектно-сметную документацию), и получалась разная стоимость. В одной стране разные цены на одну школу с одинаковым количеством ученических мест. Идет сейчас единая разработка стандартов на весь Казахстан. Единые стандарты по стране разработают для школ вместимостью от 300 до 2500 ученических мест. Работу над проектом в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития уже начали,

в августе 2022-го говорил Тугжанов.

А потом запустили проект «Комфортная школа», и единым оператором этой большой стройки стоимостью 2,6 трлн тенге назначили самый честный и прозрачный в стране фонд «Самрук-Казына». До 2025 года на эти деньги ожидаем увидеть 401 новую школу на 842 тысячи мест. Лишь бы в 2024-м проект не отменили, как предыдущие, в связи с невозможностью его реализации. Тогда перевод казахстанских школьников на нормальное односменное обучение с возможностями внеурочного развития снова будет перенесен на неопределенный срок.

Александра Алёхова

Recent Posts

Снижение процентов и первоначального взноса: как Китай борется с кризисом недвижимости

Китай объявил о новых, радикальных мерах, направленных на стабилизацию пострадавшего от кризиса сектора недвижимости, разрешив…

2 дня ago

За отмывание преступных доходов бизнесмена осудили на 6,8 лет лишения свободы

Вовлекший в законный оборот похищенные средства Ануарбек Джексенгалиев приговорен к 6 годам и 8 месяцам…

2 дня ago

Объемы поставок плодоовощной продукции из Таджикистана увеличатся

Казахстан и Таджикистан активизируют усилия по увеличению товарооборота между двумя странами с целью доведения его…

2 дня ago

Государство увеличивает заказ на подготовку технических специалистов

В новом учебном году объем государственного образовательного заказа в организациях технического и профессионального образования увеличится…

2 дня ago

Похолодание и дожди: прогноз погоды на выходные

Слегка потеплеет лишь на западе страны. 18-20 мая казахстанцев ждут дожди и похолодание, сообщили в…

2 дня ago

Дефицит водителей пожарных машин констатировали в МЧС

Ответ на свой запрос в МЧС опубликовало агентство Kazinform. Согласно действующему штатному нормативу, разница между…

2 дня ago