Главное

Родители — министерству: зачем вредите школьникам?

26 сентября в Межрайонном суде по гражданским делам Астаны начался беспрецедентный судебный процесс по иску 11 родителей к Минпросвещения об отмене приказа № 348 от 3 августа 2022 года о продлении учебного года с 34 до 36 недель.

Мамы и папы из Астаны, Алматы, Талдыкоргана и Атырау предъявили главному образовательному ведомству претензий на 55 страницах и пишут в иске, что:

В системе образования имеются грубейшие многолетние системные нарушения, без решения которых министерство не вправе увеличивать срок учебного года, потому что это нарушает принцип гуманистического характера образования

Речь идет о 29 пунктах, с которыми в действительности сталкиваются почти все школьники Казахстана, но которых быть не должно.

Министерство, естественно, иск прямо не признает, но косвенно — очень даже, ведь уже после его подачи вице-премьер Тамара Дуйсенова заявила о возвращении страны к последнему звонку 25 мая из-за неготовности системы, и в тот же день, 25 августа 2023 года, на портале открытых НПА появился проект изменений в приказ 348.

Рассадник нарушений

Это отметил на первом же заседании представитель истцов адвокат Жангельды Сулейманов, заявив суду, что родители готовы к примирению, если министерство признает и устранит свои нарушения.

Некачественное образование причиняет вред жизни и здоровью школьника, его свободного развития личности. А оспариваемый приказ увеличил/продлил причинение такого вреда на 2 недели,

сославшись на гуманистические принципы образования в Казахстане, аргументируют свои доводы истцы.

Они считают, что прежде чем замахиваться на продление учебного года и сокращение каникул, Минпросвещения нужно разобраться с другими проблемами в среднем образовании.

Переполненность школьных классов ввиду серьезного дефицита ученических мест — проблема, конечно же. Но разве школьников, которые по СанПин-76 должны учиться по 25 человек в классе максимум, а в реальности их по 35-40?

Недельная учебная нагрузка на школьников вообще регулируется разными нормативными документами и не учитывает время, затрачиваемое учащимися на выполнение домашних заданий. Любой родитель подтвердит, что в среднем вся семья делает уроки одного школяра по 4-6 часов. И это после 6-7 уроков в школе.

Вес ежедневного учебного комплекта по СанПин-76 не должен превышать для обучающихся:

  • 1-3 классов – 1,5-2,0 кг;
  • 4-5 классов – 2,0-2,5 кг;
  • 6-7 классов – 3,0-3,5 кг;
  • 8-11(12) классов – 4,0-4,5 кг.

Жангельды Сулейманов даже проводил опрос среди своих подписчиков в Facebook. Почти все родители подтвердили, что превышение от норм составляет от 2 раз и выше. И это связано не только с нарушением нормативов требований к размерам и весу учебных пособий, но и с составлением «кривого» расписания, из-за которого дети таскают на спине едва ли не всю школьную библиотеку каждый день.

Еще в 2019 году тогдашний глава МОН Асхат Аймагамбетов после резонансного видео с упавшим под тяжестью рюкзака школьником обещал: «Мы предпринимаем комплекс мер, чтобы такого не было. Объявили проект «Легкий портфель». Это и стандартизация веса учебников, формата книг, рабочих тетрадей. Все вкупе должно повлиять на решение проблемы». В 2023 году те же проблемы уже в иске родителей к министерству.

Казахстанский школьник упал с лестницы под тяжестью рюкзака. Фото из социальных сетей.

Непродуманное расписание уроков в старших классах привело к тому, что старшеклассники ежедневно готовятся к восьми разным дисциплинам, носят с собой столько же комплектов учебников и тетрадей, что влечет непомерную физическую и умственную нагрузку. И это происходит под боком у элитных НИШ, чей «прогрессивный» опыт все никак не переймет вся страна хотя бы по обучению предметам парами.

Недостаточная продолжительность перемен между уроками — отдельная песня. 5-минутные перерывы между уроками установлены в СанПин-76 минимумом. Его школы и придерживаются, при этом школьники в отведенные 5 минут устраивают в коридорах давки в туалеты и столовую, то есть не имеют времени ни на элементарную гигиену, ни на перекус, ни на подготовку к следующему уроку.

Казахстан — бедная страна?

Нарушения в процессе проведения и организации СОР и СОЧ превратили жизнь школьников и их семей в сплошную нервотрепку. Ни учащиеся, ни родители часто не знают, в какой день и по какому предмету их ждет контрольная. А если их еще и больше трех в один день, то это нарушение нормативов.

Истцы пишут, что эта ситуация напоминает «проведение секретной операции». По итогам контрольных срезов нет разъяснений, работы над ошибками и возможностей исправить оценки. Что является дополнительным регулярным психологическим прессингом для школьников.

Недостатки в системе оценивания и в приложении «Күнделік» — головная боль школьной общественности, так как после появления СОРов и СОЧей формативные знания детей оценивать почти перестали. То есть на четвертные оценки школьников влияют только результаты контрольных работ, а весь их труд в период учебной четверти обесценивается.

У многих детей пропадает всякое желание готовиться ежедневно к занятиям, они знают, что от их активности во время занятий мало что зависит, а после получения плохой оценки на СОР/СОЧ пропадает мотивация исправлять оценку и стремление хорошо учиться дальше,

пишут истцы.

Незаконное увеличение продолжительности сроков учебного года.

«Складывается впечатление, что люди и так называемые эксперты, продвигающие сроки продления учебного года, живут в стране, в которой нет трехсменных школ, все школы оборудованы постоянно работающей системой кондиционирования воздуха, мебель в школах подобрана с учетом безопасности для учеников, в весенне-летнее время температура воздуха не превышает 25 градусов Цельсия, все школьные туалеты находятся внутри школы, учебные программы разработаны и учебники полностью соответствуют учебным программам, способствующим усвоению учебного материала, в классах учится не более 25 детей, всех детей в школы подвозят безопасные автобусы, а дороги к школам оборудованы безопасными тротуарами и т. д», — указывают родители в иске к Минпросвещения, добавив, что не видели ни одного объективного исследования, подтверждающего полезность продления учебного года.

Наличие двухсменной и трехсменной системы в школах государство также сделало проблемой самих детей — это они вынуждены темными зимними вечерами топать после занятий домой с тяжелыми рюкзаками.

Известный эксперт, профессор в области образования Марк Брэй в своей аннотации для ЮНЕСКО пишет:

Школа в две смены: проектирование и эксплуатация для обеспечения экономической эффективности». Обучение в две смены наиболее распространено в бедных странах. Финансовое давление в этих странах настолько серьезное, что администраторы вынуждены исследовать все способы минимизировать затраты. Но все администраторы желают максимизировать экономическую эффективность. По этой причине двойная смена используется и в относительно благополучных странах, таких как Бразилия

И если вторая смена в школах Казахстана с 2021 года хотя бы «допускается» СанПин-76, то третья вообще не регламентирована никаким нормативным документом. А значит, незаконна.

«Таким образом, вместо того чтобы финансировать строительство как можно большего количества новых школ, при увеличении длительности учебного года необоснованно изымаются бюджетные деньги на финансирование уже существующих школ с ГЧП, поскольку увеличивается финансирование на одного ребенка на две недели больше», — пишут в иске родители.

Найти обманщика и перепрятать

Плохое обеспечение условий для подготовки к школе — это факт. Потому что предшкольная подготовка в Казахстане ведется с 5 лет, но объективно нулевых классов в школах нет, а мест в детских садах не хватает. То есть родители, кому позволяют финансовые возможности, обучают дошколят за деньги в платных центрах, а остальные отправляют в 1-й класс как есть. Но правительство отчитывается, будто в стране предшколой охвачены более 95% детей 5-6-летнего возраста.

Возможно, проблемы дошкольной подготовки не решаются длительное время, потому что чиновники предоставляют недостоверные статистические данные по охвату детей дошкольной подготовкой?

задаются риторическим вопросом родители-истцы к Минпросвещения.

И действительно, в недавно принятой Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования на 2023-2029 годы написано:

«Растет охват детей предшкольной подготовкой. Так, на конец 2022 года функционировало 3680 детских садов, имеющих 6864 предшкольных группы с контингентом 214 238 детей. Кроме того, 174 408 детей были охвачены предшкольной подготовкой в 5 743 школах страны. Количество мини-центров с предшкольными группами составляло 739 единиц с контингентом 15 091 ребенок. Таким образом, предшкольная подготовка в детских садах, мини-центрах и в предшкольных группах школ организована для 403 737 детей (95,8 %), что на 68 413 детей больше, чем в 2020 году».

Однако официальная статистика говорит, что в Казахстане на 2022 год проживало 784,9 тысячи детей 5-6 летнего возраста. 403,7 тысячи, указанные в правительственной концепции, — это 51%. Откуда кабмин взял цифру в 95,8%?

Низкий уровень подготовки и нехватка учителей — вечный спор главного образовательного ведомства с критикующей общественностью. Истцы приводят цитаты чиновников разных уровней, прямо противоположные друг другу. Но совсем свежие, за 2022 год, свидетельствуют о том, что

  • «…пора посмотреть на проблему гораздо шире и осознать, что мы наплодили слишком много учителей и преподавателей, при этом задвинув далеко на задний план вопросы, связанные с их отбором и подготовкой? Может, следует придерживаться принципа «лучше меньше, да лучше», ужесточить требования к абитуриентам, поступающим на соответствующие специальности?» — вице-премьер Ералы Тугжанов.
  • «Помимо школ нам не хватает педагогов. В сельской местности более-менее нормально, а вот в городах Атырау и Кульсары ощущается нехватка, особенно в классах с русским языком обучения. В данное время в области работает около 12 тысяч педагогов, нам нужны еще 650 учителей физики и математики, а также преподаватели начальных классов», — руководитель Атырауского областного управления образования Айнагуль Дуйсекенова.

«Доширак» вместо обеда

Сложность учебной программы — отдельная претензия, особенно у родителей учащихся начальной школы.

Галопом по Европам» — такую фразу часто произносят родители младшеклассников. В обновленной программе нет повторений и закрепления пройденного материала. В итоге в головах детей почти ничего не остается. На изучение некоторых тем по учебникам отводится один (!) час и не предусмотрено повторение пройденного материала. Возникают подозрения, что это какая-то специальная диверсионная программа, призванная сделать следующие поколения безграмотными потребителями,

коротко о том, какие эмоции вызывают обновленные государственные общеобязательные стандарты образования у родителей школьников.

Самые частые эксперименты система образования проводит над школьными столовыми. Поэтому вопросы «устройства, содержания пищеблока и оборудования, требований к сырью и готовой продукции, условиям питания» также родители отразили в своем иске к Минпросвещения. С 2015 года в буфетах организаций образования:

  • вводили бесплатное питание;
  • отменяли бесплатное питание;
  • вводили госзакуп школьного питания;
  • отменяли госзакуп и продавали еду школьникам;
  • повышали стоимость аренды для подрядчиков школьных столовых.

Не, ну а что? Если учащиеся терпят все остальные прелести «комфортного» обучения, чего морочиться с перекусами во время 6-часового пребывания на занятиях? При этом по ценам покруче общепитовских детям продают подобие еды без всяких возможностей родительского контроля.

Обед первоклассника в одной из школ Аксу в 2022 году. Фото из социальных сетей.

Бесплатное горячее питание для учащихся начальных классов в Астане, например, стоит по министерским нормативам 584 тенге. Чем вкусно-полезным можно накормить ребенка на эти деньги при нынешних ценах на продовольствие?

Для учащихся 5-11-х классов вообще не предусмотрены горячие обеды.

К примеру, в 9-х классах в расписании по 7 уроков +1 факультатив. Учащиеся вынуждены находиться в школе с 8 до 15.00 в школе, то есть 7 часов без возможности полноценно пообедать. С 2023 года Минпросвещения разрешило детям приносить еду с собой в школу. Дети приносят либо прокисшее оливье из дома, запаривают «Доширак» из магазина либо заказывают бургер по доставке. Никто не следит за качеством еды, которая приносится в школу, не говоря уже о санитарных составляющих. При этом всем известно, что ученики Назарбаев Интеллектуальных школ получают в рамках гранта «Өркен» трехразовое питание в школе,

аргументируют истцы свои доводы.

Каков вклад, такова и отдача

Плохое качество образования отмечают не только родители, вынужденные нанимать детям дорогих репетиторов, но и сами школьные учителя, на которых помимо предметной работы нагружают классное руководство и обязанность заполнения всякой документации.

В иске родители приводят данные Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) в рамках ОЭСР за 2018 год. Согласно результатам, средний балл Казахстана по чтению составил всего 387, в то время как в ОЭСР – 487; по математической грамотности в РК – 423 балла, в ОЭСР – 489; по естественным наукам в РК – 397 балла, в ОЭСР – 489. Около двух третей учащихся, протестированных в рамках PISA, были ниже порога функциональной грамотности.

Более свежих данных о динамике этой картины в открытом доступе нет, но пандемийные 2020-й и начало 2021 учебного года явно не привели к школьному прогрессу, учитывая, что пробелы в знаниях школьников за время дистанционки признало даже министерство.

Некачественное преподавание языка и литературы не требует доказательств хотя бы потому, что редкий школьник, выпускающийся из русскоязычной школы, за 11 лет обучения казахскому и английскому языкам, владеет этими языками хотя бы на бытовом уровне.

Если раньше дети читали каждое произведение и детально разбирали события, поступки всех героев, анализировали, делали выводы, сравнивали, то сейчас такая работа не проводится. Читаются отрывки и по ним сдают СОР и СОЧ. У детей отсутствует воображение и критическое мышление. Дети не умеют анализировать и сопоставлять, пересказывать тексты, и, следовательно, качество знаний падает. У детей снижается уровень грамотности, они начинают повсеместно писать и говорить с ошибками. В преподавании языка (казахского, английского, русского) отсутствует системный подход, уроки не направлены на развитие грамотности, культуры письменной и устной речи,

говорится в иске.

В русскоязычных школах казахский язык и казахская литература вообще объединили в один предмет. В итоге ученики не знают грамматики, лексики, не имеют хороших навыков чтения, произведения детально не разбираются.

Предмет «Трудовое обучение» теперь представляет собой «курсы лепки и рисования». Что общего между художествами и прослушиванием роликов о Леонардо да Винчи с самим названием дисциплины «Трудовое обучение»? Советская школа на уроках труда учила мальчиков самим конструировать скворечники и примитивные табуреты, а девочек — шить и готовить. Сейчас прикладные навыки сокращены на уроках до минимума. Смартфоны рулят!

К «некачественному преподаванию уроков физкультуры» вопросов у родителей не меньше.

Все помнят, что происходило во время пандемии: дистанционные задания физруков 45 минут скакать по запертой квартире или повторять видеоролики из Ютуба для бывалых спортсменов с элементами акробатики. Все для того, чтобы физрукам капала зарплата даже в период онлайна.

В офлайн-формате на занятиях физкультурой из-за переполненности школ в залах одновременно проходят уроки для старшеклассников и начального звена, что в принципе небезопасно. Во время командных игр какие-то учащиеся наблюдают за одноклассниками со скамеек или предоставлены сами себе.

Вместо того чтобы обучать учащихся командным играм, кататься на лыжах/коньках и развивать физические способности, типовые учебные программы напичканы теорией и обсуждению теоретических вопросов физической подготовки, как будто в школах уже готовят будущих учителей физкультуры (приложения 34, 67 к приказу министра просвещения № 399 от 16 сентября 2022 года),

отмечают истцы.

Полиглотами не рождаются

Несоответствие учебников установленным стандартам — то самое, что каждый год переживают семьи всех казахстанских школьников. Регулярно выпускаются новые учебники разных размеров и новая программа обучения.

В претензиях к Минпросвещения родители указывают, что, несмотря на соответствующее поручение президента Касым-Жомарта Токаева в мае 2020 года, на законодательном уровне отсутствует ответственность авторов-разработчиков учебников и экспертов, утверждавших учебники с концептуальными, фактологическими, орфографическими, стилистическими ошибками, некорректными заданиями, перенасыщенным либо, наоборот, примитивным содержанием.

Уровень обеспечения медицинской помощью организаций образования на таком уровне, что представляет собой формальное наличие человека в белом халате, закрепленного за образовательным учреждением. На школу, где обучаются 2200 учеников, предусмотрены всего два медработника — по одному на каждую смену. Они в штате школы не состоят, а относятся в ближайшей поликлинике.

В случае ЧП с ребенком медработник может отсутствовать ввиду беготни между школой и поликлиникой (списки по прививкам, прибытие убытие детей, многочисленные отчеты, справки и т. д.), не говоря о личной добросовестности медработника, который, например, может уйти домой раньше окончания второй смены,

сказано в иске родителей к Минпросвещения с указанием на тот факт, что медицинский кабинет в большинстве школ из самого необходимого имеет активированный уголь, вату, бинт и перекись водорода.

Истцы ссылаются на различные нормативные документы Минздрава о стандартах оказания ПМСП в учреждениях образования. Ничего общего с реальностью эти документы не имеют. Как бы кощунственно ни звучало, но даже удивительно, что при таком «расслабоне» в переполненных и душных школах Казахстана относительно тихо.

Подбор учебной мебели, не соответствующей возрасту учащихся — это даже не смешно. Родители, посещая собрания, сами сидят на тех же микроскопических стульчиках за микроскопическими партами. Но раз в полгода, а их дети — каждый день. В кабинетах для старших классов мебель того же типа и размера, что и для первоклассников. В Астане вообще есть случаи, когда на уроках за одной партой сидят сразу по трое школьников.

Спортзалы и места для переодеваний при спортивных залах вообще порой представляют собой настоящее издевательство над учащимися. Они либо завалены спортивным инвентарем или каким-то хламом, либо представляют собой тесные каморки без предусмотренных СанПин-76 шкафчиков или вешалок для одежды и скамеек. Разумеется, ни о каких умывальных комнатах и тем более душевых даже речи не идет. Да и когда школьникам после урока физкультуры принимать душ, если у него есть 5 минут переодеться и взмыленному бежать на следующий урок?

Остаться в живых

Ужасное состояние школьных туалетов вызывает резонные вопросы у родителей-истцов к Минпросвещения:

У родителей постоянно возникают резонные вопросы:

  • Почему ответственные лица не проверяют санитарно-гигиенические узлы в школах и не требуют устранить проблемы?
  • В некоторых школах и вовсе нет туалетов внутри здания. Почему такие объекты получают разрешение на эксплуатацию?
  • Посещение туалета на улице в холодное период может повлечь ненужные простуды, неужели ответственные лица настолько уже стали безответственными?
  • Имеются случаи, когда в уличном туалете происходили нападения на детей педофилами. Когда будут созданы безопасные условия для школьников при посещении ими школьных туалетов?
  • Кто проверяет выполнение требований по количеству санитарных приборов в школах?

Дети — особенно уязвимая и подверженная влиянию неблагоприятных условий часть общества. Касательно болезней в особенности диареи и паразитарных инфекций — они замедляют физическое и интеллектуальное развитие детей. Проведенные оценки в ряде стран показали, что ученики пропускают занятия в школе именно из-за плохих условий санузлов. В особенности это касается девочек подросткового возраста, что приводит к снижению образовательных стандартов и посещаемости,

сказано в иске.
Результаты проекта Peremena.media по поиску самого худшего школьного туалета в Казахстане.

Невыполнение требования по безопасной дороге в школу в стране повсеместно. Хотя действует Свод Правил РК СП РК 3.01-101-2013 «Градостроительство Планировка и застройка городских и сельских населенных пунктов», где сказано, что радиус обслуживания дошкольными учреждениями в городах составляет 300 метров, в сельской местности — 500 метров, школами — 500 метров. Но многие школьники либо долго добираются в школу общественными транспортом, либо вынуждены идти неосвещенными дворами через мусорки и стройки два раза в день.

Из предыдущей проблемы, кстати, вытекает другая — качество общественного транспорта, на котором школьники ввиду отсутствия рядом с домом школы вынуждены ежедневно ездить на уроки либо в безумной давке, либо в длительном ожидании заветного автобуса в мороз или в жару. Сюда приплюсовать случаи, когда школьников высаживали из общественного транспорта за безбилетный проезд, так вообще получается, что многим ученикам большую часть жизни приходится буквально выживать по пути в школу.

Тротуары и пешеходные переходы в крупных населенных пунктах еще более-менее сносные, и то не везде, а только ближе к центру. А в глубинке все грустно. Не то что в Назарбаев Интеллектуальных школах — там есть примеры паспортов дорожной безопасности организаций образования, по которым вблизи школ обеспечивается безопасная дорога школьников к месту учебы и обратно домой путем строительства тротуаров и пешеходных переходов.

Покажите вашу логику

Организация безопасности учеников в школах построена таким образом, что учителя и охрана школы могут не впустить ребенка без сменной обуви на порог школы, а отпросившегося учащегося, наоборот, удерживать до прибытия законного представителя.

Кто-нибудь из родителей пытался зайти в школу во время уроков, если только не пригласили на родительское собрание или не вызвали? Уровень охраны школы от родителей зашкаливает, при этом разносчикам всяких бесполезных брошюр о платных услугах — всегда welcome.

Все потому, что по правилам госзакупок школы заключают договоры с охранными фирмами, предлагающими на портале наименьшую сумму.

В итоге на зарплату охранника в размере 70 000 тенге устраивается пенсионер, о физической подготовке или навыках охранника которого не приходится говорить,

указывают истцы.

Установка ненужных турникетов — это не про безопасность, хотя именно этим и руководствовались чиновники Казахстана, бесполезно потратив бюджетные миллионы. Турникеты называют «системой контроля и управления доступом», а не защитой от террористических атак. В условиях возможной паники среди детей при землетрясении или пожаре, например, эти металлически препятствия могут привести к трагедии.

В конце иска вполне логично родители упоминают слова вице-премьера Тамары Дуйсеновой, сказанные 25 августа 2023 года о том, что Казахстан возвращается к прежним правилам:

По этому вопросу было много нареканий в обществе и предложений со стороны педагогического сообщества. Это мировая практика. Но до внедрения таких нововведений требуется более тщательная подготовка. Считаю, что решение министерства было оправданным, но поспешным. В этой связи полагаю правильным вернуться в текущем году к 34-недельной продолжительности учебного года с его завершением 25 мая.

А потому истцы попросили суд истребовать у Минпросвещения все материалы по принятию этого «поспешного» решения и само решение о возврате к 34-недельному учебному году. И суд удовлетворил это ходатайство истцов 26 сентября.

О позиции Министерства просвещения на поданный родителями иск мы расскажем в следующей публикации.

Александра Алёхова

Recent Posts

Снижение процентов и первоначального взноса: как Китай борется с кризисом недвижимости

Китай объявил о новых, радикальных мерах, направленных на стабилизацию пострадавшего от кризиса сектора недвижимости, разрешив…

2 дня ago

За отмывание преступных доходов бизнесмена осудили на 6,8 лет лишения свободы

Вовлекший в законный оборот похищенные средства Ануарбек Джексенгалиев приговорен к 6 годам и 8 месяцам…

2 дня ago

Объемы поставок плодоовощной продукции из Таджикистана увеличатся

Казахстан и Таджикистан активизируют усилия по увеличению товарооборота между двумя странами с целью доведения его…

2 дня ago

Государство увеличивает заказ на подготовку технических специалистов

В новом учебном году объем государственного образовательного заказа в организациях технического и профессионального образования увеличится…

2 дня ago

Похолодание и дожди: прогноз погоды на выходные

Слегка потеплеет лишь на западе страны. 18-20 мая казахстанцев ждут дожди и похолодание, сообщили в…

2 дня ago

Дефицит водителей пожарных машин констатировали в МЧС

Ответ на свой запрос в МЧС опубликовало агентство Kazinform. Согласно действующему штатному нормативу, разница между…

2 дня ago