Давка в одной из школ Астаны в начале сентября 2023 года. Фото из социальных сетей.
26 сентября в Межрайонном суде по гражданским делам Астаны начался беспрецедентный судебный процесс по иску 11 родителей к Минпросвещения об отмене приказа № 348 от 3 августа 2022 года о продлении учебного года с 34 до 36 недель.
Мамы и папы из Астаны, Алматы, Талдыкоргана и Атырау предъявили главному образовательному ведомству претензий на 55 страницах и пишут в иске, что:
В системе образования имеются грубейшие многолетние системные нарушения, без решения которых министерство не вправе увеличивать срок учебного года, потому что это нарушает принцип гуманистического характера образования
Речь идет о 29 пунктах, с которыми в действительности сталкиваются почти все школьники Казахстана, но которых быть не должно.
Министерство, естественно, иск прямо не признает, но косвенно — очень даже, ведь уже после его подачи вице-премьер Тамара Дуйсенова заявила о возвращении страны к последнему звонку 25 мая из-за неготовности системы, и в тот же день, 25 августа 2023 года, на портале открытых НПА появился проект изменений в приказ 348.
Это отметил на первом же заседании представитель истцов адвокат Жангельды Сулейманов, заявив суду, что родители готовы к примирению, если министерство признает и устранит свои нарушения.
Некачественное образование причиняет вред жизни и здоровью школьника, его свободного развития личности. А оспариваемый приказ увеличил/продлил причинение такого вреда на 2 недели,
сославшись на гуманистические принципы образования в Казахстане, аргументируют свои доводы истцы.
Они считают, что прежде чем замахиваться на продление учебного года и сокращение каникул, Минпросвещения нужно разобраться с другими проблемами в среднем образовании.
Переполненность школьных классов ввиду серьезного дефицита ученических мест — проблема, конечно же. Но разве школьников, которые по СанПин-76 должны учиться по 25 человек в классе максимум, а в реальности их по 35-40?
Недельная учебная нагрузка на школьников вообще регулируется разными нормативными документами и не учитывает время, затрачиваемое учащимися на выполнение домашних заданий. Любой родитель подтвердит, что в среднем вся семья делает уроки одного школяра по 4-6 часов. И это после 6-7 уроков в школе.
Вес ежедневного учебного комплекта по СанПин-76 не должен превышать для обучающихся:
Жангельды Сулейманов даже проводил опрос среди своих подписчиков в Facebook. Почти все родители подтвердили, что превышение от норм составляет от 2 раз и выше. И это связано не только с нарушением нормативов требований к размерам и весу учебных пособий, но и с составлением «кривого» расписания, из-за которого дети таскают на спине едва ли не всю школьную библиотеку каждый день.
Еще в 2019 году тогдашний глава МОН Асхат Аймагамбетов после резонансного видео с упавшим под тяжестью рюкзака школьником обещал: «Мы предпринимаем комплекс мер, чтобы такого не было. Объявили проект «Легкий портфель». Это и стандартизация веса учебников, формата книг, рабочих тетрадей. Все вкупе должно повлиять на решение проблемы». В 2023 году те же проблемы уже в иске родителей к министерству.
Непродуманное расписание уроков в старших классах привело к тому, что старшеклассники ежедневно готовятся к восьми разным дисциплинам, носят с собой столько же комплектов учебников и тетрадей, что влечет непомерную физическую и умственную нагрузку. И это происходит под боком у элитных НИШ, чей «прогрессивный» опыт все никак не переймет вся страна хотя бы по обучению предметам парами.
Недостаточная продолжительность перемен между уроками — отдельная песня. 5-минутные перерывы между уроками установлены в СанПин-76 минимумом. Его школы и придерживаются, при этом школьники в отведенные 5 минут устраивают в коридорах давки в туалеты и столовую, то есть не имеют времени ни на элементарную гигиену, ни на перекус, ни на подготовку к следующему уроку.
Нарушения в процессе проведения и организации СОР и СОЧ превратили жизнь школьников и их семей в сплошную нервотрепку. Ни учащиеся, ни родители часто не знают, в какой день и по какому предмету их ждет контрольная. А если их еще и больше трех в один день, то это нарушение нормативов.
Истцы пишут, что эта ситуация напоминает «проведение секретной операции». По итогам контрольных срезов нет разъяснений, работы над ошибками и возможностей исправить оценки. Что является дополнительным регулярным психологическим прессингом для школьников.
Недостатки в системе оценивания и в приложении «Күнделік» — головная боль школьной общественности, так как после появления СОРов и СОЧей формативные знания детей оценивать почти перестали. То есть на четвертные оценки школьников влияют только результаты контрольных работ, а весь их труд в период учебной четверти обесценивается.
У многих детей пропадает всякое желание готовиться ежедневно к занятиям, они знают, что от их активности во время занятий мало что зависит, а после получения плохой оценки на СОР/СОЧ пропадает мотивация исправлять оценку и стремление хорошо учиться дальше,
пишут истцы.
Незаконное увеличение продолжительности сроков учебного года.
«Складывается впечатление, что люди и так называемые эксперты, продвигающие сроки продления учебного года, живут в стране, в которой нет трехсменных школ, все школы оборудованы постоянно работающей системой кондиционирования воздуха, мебель в школах подобрана с учетом безопасности для учеников, в весенне-летнее время температура воздуха не превышает 25 градусов Цельсия, все школьные туалеты находятся внутри школы, учебные программы разработаны и учебники полностью соответствуют учебным программам, способствующим усвоению учебного материала, в классах учится не более 25 детей, всех детей в школы подвозят безопасные автобусы, а дороги к школам оборудованы безопасными тротуарами и т. д», — указывают родители в иске к Минпросвещения, добавив, что не видели ни одного объективного исследования, подтверждающего полезность продления учебного года.
Наличие двухсменной и трехсменной системы в школах государство также сделало проблемой самих детей — это они вынуждены темными зимними вечерами топать после занятий домой с тяжелыми рюкзаками.
Известный эксперт, профессор в области образования Марк Брэй в своей аннотации для ЮНЕСКО пишет:
Школа в две смены: проектирование и эксплуатация для обеспечения экономической эффективности». Обучение в две смены наиболее распространено в бедных странах. Финансовое давление в этих странах настолько серьезное, что администраторы вынуждены исследовать все способы минимизировать затраты. Но все администраторы желают максимизировать экономическую эффективность. По этой причине двойная смена используется и в относительно благополучных странах, таких как Бразилия
И если вторая смена в школах Казахстана с 2021 года хотя бы «допускается» СанПин-76, то третья вообще не регламентирована никаким нормативным документом. А значит, незаконна.
«Таким образом, вместо того чтобы финансировать строительство как можно большего количества новых школ, при увеличении длительности учебного года необоснованно изымаются бюджетные деньги на финансирование уже существующих школ с ГЧП, поскольку увеличивается финансирование на одного ребенка на две недели больше», — пишут в иске родители.
Плохое обеспечение условий для подготовки к школе — это факт. Потому что предшкольная подготовка в Казахстане ведется с 5 лет, но объективно нулевых классов в школах нет, а мест в детских садах не хватает. То есть родители, кому позволяют финансовые возможности, обучают дошколят за деньги в платных центрах, а остальные отправляют в 1-й класс как есть. Но правительство отчитывается, будто в стране предшколой охвачены более 95% детей 5-6-летнего возраста.
Возможно, проблемы дошкольной подготовки не решаются длительное время, потому что чиновники предоставляют недостоверные статистические данные по охвату детей дошкольной подготовкой?
задаются риторическим вопросом родители-истцы к Минпросвещения.
И действительно, в недавно принятой Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования на 2023-2029 годы написано:
«Растет охват детей предшкольной подготовкой. Так, на конец 2022 года функционировало 3680 детских садов, имеющих 6864 предшкольных группы с контингентом 214 238 детей. Кроме того, 174 408 детей были охвачены предшкольной подготовкой в 5 743 школах страны. Количество мини-центров с предшкольными группами составляло 739 единиц с контингентом 15 091 ребенок. Таким образом, предшкольная подготовка в детских садах, мини-центрах и в предшкольных группах школ организована для 403 737 детей (95,8 %), что на 68 413 детей больше, чем в 2020 году».
Однако официальная статистика говорит, что в Казахстане на 2022 год проживало 784,9 тысячи детей 5-6 летнего возраста. 403,7 тысячи, указанные в правительственной концепции, — это 51%. Откуда кабмин взял цифру в 95,8%?
Низкий уровень подготовки и нехватка учителей — вечный спор главного образовательного ведомства с критикующей общественностью. Истцы приводят цитаты чиновников разных уровней, прямо противоположные друг другу. Но совсем свежие, за 2022 год, свидетельствуют о том, что
Сложность учебной программы — отдельная претензия, особенно у родителей учащихся начальной школы.
Галопом по Европам» — такую фразу часто произносят родители младшеклассников. В обновленной программе нет повторений и закрепления пройденного материала. В итоге в головах детей почти ничего не остается. На изучение некоторых тем по учебникам отводится один (!) час и не предусмотрено повторение пройденного материала. Возникают подозрения, что это какая-то специальная диверсионная программа, призванная сделать следующие поколения безграмотными потребителями,
коротко о том, какие эмоции вызывают обновленные государственные общеобязательные стандарты образования у родителей школьников.
Самые частые эксперименты система образования проводит над школьными столовыми. Поэтому вопросы «устройства, содержания пищеблока и оборудования, требований к сырью и готовой продукции, условиям питания» также родители отразили в своем иске к Минпросвещения. С 2015 года в буфетах организаций образования:
Не, ну а что? Если учащиеся терпят все остальные прелести «комфортного» обучения, чего морочиться с перекусами во время 6-часового пребывания на занятиях? При этом по ценам покруче общепитовских детям продают подобие еды без всяких возможностей родительского контроля.
Бесплатное горячее питание для учащихся начальных классов в Астане, например, стоит по министерским нормативам 584 тенге. Чем вкусно-полезным можно накормить ребенка на эти деньги при нынешних ценах на продовольствие?
Для учащихся 5-11-х классов вообще не предусмотрены горячие обеды.
К примеру, в 9-х классах в расписании по 7 уроков +1 факультатив. Учащиеся вынуждены находиться в школе с 8 до 15.00 в школе, то есть 7 часов без возможности полноценно пообедать. С 2023 года Минпросвещения разрешило детям приносить еду с собой в школу. Дети приносят либо прокисшее оливье из дома, запаривают «Доширак» из магазина либо заказывают бургер по доставке. Никто не следит за качеством еды, которая приносится в школу, не говоря уже о санитарных составляющих. При этом всем известно, что ученики Назарбаев Интеллектуальных школ получают в рамках гранта «Өркен» трехразовое питание в школе,
аргументируют истцы свои доводы.
Плохое качество образования отмечают не только родители, вынужденные нанимать детям дорогих репетиторов, но и сами школьные учителя, на которых помимо предметной работы нагружают классное руководство и обязанность заполнения всякой документации.
В иске родители приводят данные Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) в рамках ОЭСР за 2018 год. Согласно результатам, средний балл Казахстана по чтению составил всего 387, в то время как в ОЭСР – 487; по математической грамотности в РК – 423 балла, в ОЭСР – 489; по естественным наукам в РК – 397 балла, в ОЭСР – 489. Около двух третей учащихся, протестированных в рамках PISA, были ниже порога функциональной грамотности.
Более свежих данных о динамике этой картины в открытом доступе нет, но пандемийные 2020-й и начало 2021 учебного года явно не привели к школьному прогрессу, учитывая, что пробелы в знаниях школьников за время дистанционки признало даже министерство.
Некачественное преподавание языка и литературы не требует доказательств хотя бы потому, что редкий школьник, выпускающийся из русскоязычной школы, за 11 лет обучения казахскому и английскому языкам, владеет этими языками хотя бы на бытовом уровне.
Если раньше дети читали каждое произведение и детально разбирали события, поступки всех героев, анализировали, делали выводы, сравнивали, то сейчас такая работа не проводится. Читаются отрывки и по ним сдают СОР и СОЧ. У детей отсутствует воображение и критическое мышление. Дети не умеют анализировать и сопоставлять, пересказывать тексты, и, следовательно, качество знаний падает. У детей снижается уровень грамотности, они начинают повсеместно писать и говорить с ошибками. В преподавании языка (казахского, английского, русского) отсутствует системный подход, уроки не направлены на развитие грамотности, культуры письменной и устной речи,
говорится в иске.
В русскоязычных школах казахский язык и казахская литература вообще объединили в один предмет. В итоге ученики не знают грамматики, лексики, не имеют хороших навыков чтения, произведения детально не разбираются.
Предмет «Трудовое обучение» теперь представляет собой «курсы лепки и рисования». Что общего между художествами и прослушиванием роликов о Леонардо да Винчи с самим названием дисциплины «Трудовое обучение»? Советская школа на уроках труда учила мальчиков самим конструировать скворечники и примитивные табуреты, а девочек — шить и готовить. Сейчас прикладные навыки сокращены на уроках до минимума. Смартфоны рулят!
К «некачественному преподаванию уроков физкультуры» вопросов у родителей не меньше.
Все помнят, что происходило во время пандемии: дистанционные задания физруков 45 минут скакать по запертой квартире или повторять видеоролики из Ютуба для бывалых спортсменов с элементами акробатики. Все для того, чтобы физрукам капала зарплата даже в период онлайна.
В офлайн-формате на занятиях физкультурой из-за переполненности школ в залах одновременно проходят уроки для старшеклассников и начального звена, что в принципе небезопасно. Во время командных игр какие-то учащиеся наблюдают за одноклассниками со скамеек или предоставлены сами себе.
Вместо того чтобы обучать учащихся командным играм, кататься на лыжах/коньках и развивать физические способности, типовые учебные программы напичканы теорией и обсуждению теоретических вопросов физической подготовки, как будто в школах уже готовят будущих учителей физкультуры (приложения 34, 67 к приказу министра просвещения № 399 от 16 сентября 2022 года),
отмечают истцы.
Несоответствие учебников установленным стандартам — то самое, что каждый год переживают семьи всех казахстанских школьников. Регулярно выпускаются новые учебники разных размеров и новая программа обучения.
В претензиях к Минпросвещения родители указывают, что, несмотря на соответствующее поручение президента Касым-Жомарта Токаева в мае 2020 года, на законодательном уровне отсутствует ответственность авторов-разработчиков учебников и экспертов, утверждавших учебники с концептуальными, фактологическими, орфографическими, стилистическими ошибками, некорректными заданиями, перенасыщенным либо, наоборот, примитивным содержанием.
Уровень обеспечения медицинской помощью организаций образования на таком уровне, что представляет собой формальное наличие человека в белом халате, закрепленного за образовательным учреждением. На школу, где обучаются 2200 учеников, предусмотрены всего два медработника — по одному на каждую смену. Они в штате школы не состоят, а относятся в ближайшей поликлинике.
В случае ЧП с ребенком медработник может отсутствовать ввиду беготни между школой и поликлиникой (списки по прививкам, прибытие убытие детей, многочисленные отчеты, справки и т. д.), не говоря о личной добросовестности медработника, который, например, может уйти домой раньше окончания второй смены,
сказано в иске родителей к Минпросвещения с указанием на тот факт, что медицинский кабинет в большинстве школ из самого необходимого имеет активированный уголь, вату, бинт и перекись водорода.
Истцы ссылаются на различные нормативные документы Минздрава о стандартах оказания ПМСП в учреждениях образования. Ничего общего с реальностью эти документы не имеют. Как бы кощунственно ни звучало, но даже удивительно, что при таком «расслабоне» в переполненных и душных школах Казахстана относительно тихо.
Подбор учебной мебели, не соответствующей возрасту учащихся — это даже не смешно. Родители, посещая собрания, сами сидят на тех же микроскопических стульчиках за микроскопическими партами. Но раз в полгода, а их дети — каждый день. В кабинетах для старших классов мебель того же типа и размера, что и для первоклассников. В Астане вообще есть случаи, когда на уроках за одной партой сидят сразу по трое школьников.
Спортзалы и места для переодеваний при спортивных залах вообще порой представляют собой настоящее издевательство над учащимися. Они либо завалены спортивным инвентарем или каким-то хламом, либо представляют собой тесные каморки без предусмотренных СанПин-76 шкафчиков или вешалок для одежды и скамеек. Разумеется, ни о каких умывальных комнатах и тем более душевых даже речи не идет. Да и когда школьникам после урока физкультуры принимать душ, если у него есть 5 минут переодеться и взмыленному бежать на следующий урок?
Ужасное состояние школьных туалетов вызывает резонные вопросы у родителей-истцов к Минпросвещения:
У родителей постоянно возникают резонные вопросы:
Дети — особенно уязвимая и подверженная влиянию неблагоприятных условий часть общества. Касательно болезней в особенности диареи и паразитарных инфекций — они замедляют физическое и интеллектуальное развитие детей. Проведенные оценки в ряде стран показали, что ученики пропускают занятия в школе именно из-за плохих условий санузлов. В особенности это касается девочек подросткового возраста, что приводит к снижению образовательных стандартов и посещаемости,
сказано в иске.
Невыполнение требования по безопасной дороге в школу в стране повсеместно. Хотя действует Свод Правил РК СП РК 3.01-101-2013 «Градостроительство Планировка и застройка городских и сельских населенных пунктов», где сказано, что радиус обслуживания дошкольными учреждениями в городах составляет 300 метров, в сельской местности — 500 метров, школами — 500 метров. Но многие школьники либо долго добираются в школу общественными транспортом, либо вынуждены идти неосвещенными дворами через мусорки и стройки два раза в день.
Из предыдущей проблемы, кстати, вытекает другая — качество общественного транспорта, на котором школьники ввиду отсутствия рядом с домом школы вынуждены ежедневно ездить на уроки либо в безумной давке, либо в длительном ожидании заветного автобуса в мороз или в жару. Сюда приплюсовать случаи, когда школьников высаживали из общественного транспорта за безбилетный проезд, так вообще получается, что многим ученикам большую часть жизни приходится буквально выживать по пути в школу.
Тротуары и пешеходные переходы в крупных населенных пунктах еще более-менее сносные, и то не везде, а только ближе к центру. А в глубинке все грустно. Не то что в Назарбаев Интеллектуальных школах — там есть примеры паспортов дорожной безопасности организаций образования, по которым вблизи школ обеспечивается безопасная дорога школьников к месту учебы и обратно домой путем строительства тротуаров и пешеходных переходов.
Организация безопасности учеников в школах построена таким образом, что учителя и охрана школы могут не впустить ребенка без сменной обуви на порог школы, а отпросившегося учащегося, наоборот, удерживать до прибытия законного представителя.
Кто-нибудь из родителей пытался зайти в школу во время уроков, если только не пригласили на родительское собрание или не вызвали? Уровень охраны школы от родителей зашкаливает, при этом разносчикам всяких бесполезных брошюр о платных услугах — всегда welcome.
Все потому, что по правилам госзакупок школы заключают договоры с охранными фирмами, предлагающими на портале наименьшую сумму.
В итоге на зарплату охранника в размере 70 000 тенге устраивается пенсионер, о физической подготовке или навыках охранника которого не приходится говорить,
указывают истцы.
Установка ненужных турникетов — это не про безопасность, хотя именно этим и руководствовались чиновники Казахстана, бесполезно потратив бюджетные миллионы. Турникеты называют «системой контроля и управления доступом», а не защитой от террористических атак. В условиях возможной паники среди детей при землетрясении или пожаре, например, эти металлически препятствия могут привести к трагедии.
В конце иска вполне логично родители упоминают слова вице-премьера Тамары Дуйсеновой, сказанные 25 августа 2023 года о том, что Казахстан возвращается к прежним правилам:
По этому вопросу было много нареканий в обществе и предложений со стороны педагогического сообщества. Это мировая практика. Но до внедрения таких нововведений требуется более тщательная подготовка. Считаю, что решение министерства было оправданным, но поспешным. В этой связи полагаю правильным вернуться в текущем году к 34-недельной продолжительности учебного года с его завершением 25 мая.
А потому истцы попросили суд истребовать у Минпросвещения все материалы по принятию этого «поспешного» решения и само решение о возврате к 34-недельному учебному году. И суд удовлетворил это ходатайство истцов 26 сентября.
О позиции Министерства просвещения на поданный родителями иск мы расскажем в следующей публикации.
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…
20-21 октября по приглашению Касым-Жомарта Токаева Казахстан с государственным визитом посетит Президент Азербайджана Ильхам Алиев,…