Ребенок выжил: прокуратура не стала возбуждать дело против «Тау-Дастархан»

Инцидент случился 18 июня в комплексе «Тау Дастархан» — гости подняли со дна бассейна и реанимировали ребенка, оставшегося без присмотра взрослых. В спасении мальчика не участвовали сотрудники комплекса, и по этому поводу в полицию и прокуратуру города поступили заявления.

Дело было в полдень — отдыхающие обнаружили ребенка на дне бассейна, подняли его своими силами на поверхность и вернули к жизни. Свидетелями инцидента стали несколько десятков гостей комплекса, но среди тех людей, кто спасал мальчика, сотрудников «Тау Дастархана» не оказалось. Впрочем, в суматохе было непонятно, где находились и взрослые, сопровождавшие ребенка на отдыхе.

Оснований для проверки нет

В тот же день Юлия Миронова, отдыхавшая на территории комплекса, написала заявление в прокуратуру.

Суть моего обращения в прокуратуру состоит в том, что в спасательных мероприятиях не участвовали сотрудники бассейна, в частности, спасатели. Критичные моменты спасения (обнаружение, подъем из воды и реанимационные действия) были выполнены гостями заведения. Возникают вопросы: где были спасатели и врачи самого заведения? В действиях сотрудников бассейна усматриваются признаки преступной халатности, что могло стоить жизни несовершеннолетнему человеку. Прошу компетентные органы разобраться в данной ситуации, и при наличии состава — привлечь к уголовной ответственности виновных лиц

И что было потом, вы думаете? Ничего. Прокурор Бостандыкского района не нашел никаких оснований для проверки данного заведения по той причине, что «ребенок не умер»! Вот небольшой отрывок из диалога с сотрудником прокуратуры по поводу работы с заявлением Мироновой.

— Я вот сейчас просматриваю. Я голову ломаю — я не знаю, что с ним делать. Ребенок не умер, а вы просите привлечь к уголовной ответственности. Я, конечно, все понимаю, но там есть и другие люди же, которые нуждаются в помощи. Я теперь сижу с этим обращением, у меня сроки проходят. Вы же не жалуетесь на качество, возврат денег не просите…, — сказал прокурор.

— Так это даже не наш ребенок, просто у супруги на глазах это произошло. Мы просим рассмотреть саму ситуацию, и если в ней есть некий состав, тогда привлекать к ответственности.

— Вот я и говорю о привлечении к уголовной ответственности — здесь нет состава, потому что ребенок жив.

— То есть ребенок лежал на дне бассейна под водой, без сознания. Его обнаружили не спасатели и не сотрудники бассейна, а отдыхающие. Они же подняли его на поверхность и они же его реанимировали. Сейчас вообще есть такое понятие, как преступная халатность?

— «Преступная халатность» используется в отношении должностного лица. А бассейн — частный сектор. То же самое, как официант кафе. Вот он разлил на посетителя горячую воду, например. Это частный сектор. Тем более вы же знаете сейчас поручение президента касательно частного сектора — проверки какие-либо запрещены.

— Но ребенок чуть не утонул, его спасли прохожие. И есть бассейн, который взял деньги с его родителей, и при этом не обеспечил ему никакую безопасность. Спасатели вообще свою работу не делают. Неужели нельзя найти какую-то статью для них?

Для спасателей? Так дело в том, что коллекторская деятельность, недобросовестная реклама, культура, спорт… или ненадлежащее выполнение обязанностей руководителем или иным должностным лицом организации образования…

— А если бы ребенок утонул бы, тогда что?

— Тогда уголовная ответственность. А какая статья — нужно смотреть.

— То есть у нас сейчас ситуация получается, как из анекдота с черным юмором — когда убьют, тогда и приходите? То есть в нашем случае всем просто повезло?

— Вопрос даже не в том, что повезло или не повезло. Это даже прекрасно, что повезло. Я говорю, что уголовной ответственности тут нет. Защита прав потребителей — возврат денег не просите. МЧС и акимат спасателей не регулируют. Кто — я даже голову ломаю, инспекция труда не регулирует, СЭС — не их вопрос. Гражданская безопасность — тоже нет, потому что это субъект бизнеса, частная территория.

Виновного нет. А если поискать?

Собственно, все. Разбираясь в этом случае, мы пришли к выводу о том, что в Казахстане требования безопасности к услугам бассейнов построены по принципу «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Потому что единственный документ, которым регулируется деятельность бассейнов, это СТ РК 2985-2017 «Услуги населению. Услуги бассейнов. Общие требования».

И там про безопасность сказано лишь то, что организации, предоставляющие услуги бассейнов должны иметь в своем составе персонал, владеющий навыками спасения на воде, знающий безопасные правила поведения на воде и основы первой и медицинской помощи

Кое-что есть в приказе министра образования и науки аж за 2009 год «Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогов», где написано: «организации, предоставляющие услуги бассейнов должны иметь в своем составе инструкторов по плаванию, которые в первую очередь отвечают за безопасность детей на воде». Но в данном случае «Тау Дастархан» — не объект образования, так что вряд ли этот приказ к комплексу применим.

И что самое главное — по общепринятым правилам, указанным в СТ РК 2985-2017, ответственность за жизнь и здоровье ребенка несут сопровождающие их лица

В случае, если ребенок находился на уроках по обучению плаванию, то ответственность за его жизнь и здоровье несет инструктор по плаванию. Если же ребенок пользовался услугами бассейна для самостоятельного плавания, то ответственность за него несет сопровождающее его лицо.

Открытым остается вопрос — где были спасатели и врачи «Тау Дастархана» в момент инцидента и есть ли они вообще в штате комплекса? Этот вопрос администрации заведения мы задаем с 23 июня, о чем есть подтверждающие аудиозаписи. Но ответа так и не получили.

Как можно подытожить эту историю? А так, что законодательство в области безопасности на воде в местах, организованных для купания, невнятное и не подразумевает конкретных обязательств администрации бассейнов и аквапарков перед посетителями. Теоретически обученные навыкам спасения и реанимирования сотрудники в штате организаций бизнеса с таким видом деятельности должны быть, но обязаны ли спасать и реанимировать — не сказано. Что в принципе и поставило прокурора в затруднительную ситуацию.

С другой стороны, раз уж прописана четкая ответственность сопровождающих лиц за детей в бассейнах, то как минимум к ним у той же прокуратуры, было бы желание, вполне могли возникнуть вопросы

А это 3 статьи Уголовного кодекса — 119 (оставление в опасности), 140 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего) и 141 (ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей).

Виновный в этой истории есть в любом случае. И позиция прокурора «не знаю, что делать с вашим заявлением» — как будто от лукавого. Неравнодушная женщина написала заявление в произвольной форме, и это задача госоргана, надзирающего за законностью, разобраться, кто эту самую законность нарушил. Но показательного разбирательства не случилось. Ребенок же не умер!

Александра Алёхова

Recent Posts

Доллар продолжает дешеветь

По данным Казахстанской фондовой биржи, на торгах 28 ноября средневзвешенный курс доллара составил 512,53 тенге.…

22 часа ago

Выступление Главы государства на диалог-платформе сельских акимов

Уважаемые участники! Сегодняшняя встреча, на которую были приглашены представители исполнительной власти всех уровней нашей страны,…

23 часа ago

В Казахстане планируют повысить тариф на несрочные вызовы скорой помощи в вечернее и ночное время

Министерство здравоохранения Казахстана предложило увеличить тариф на обслуживание несрочных вызовов скорой помощи в вечерние и…

1 день ago

Полиция Жетысу изъяла больше тысячи бутылок поддельной водки (видео)

В области Жетысу участковые инспекторы полиции в рамках оперативно-профилактического мероприятия «Участок» выявили крупный незаконный склад…

1 день ago

В столице проходит диалог-платформа сельских акимов

На сегодняшний день по всей стране избрано 2334 сельских акима, сообщает пресс-служба Акорды Глава государства…

1 день ago

Yandex Ads: на 21% выросли запросы казахстанцев, связанные с покупками

Пользователи в Казахстане ежемесячно задают в Яндекс Поиске более 50 млн запросов, связанных с покупками…

2 дня ago