Экономика

Принадлежат ли Казахстану его стратегические объекты?

22 казахстанских аэропорта собираются передать под управление европейских инвесторов. Все это для того, чтобы вывести на новый уровень гражданскую авиацию и создать континентальный транзитный хаб. Об этом на форуме в Брюсселе сообщил министр транспорта Казахстана Марат Карабаев.

С одной стороны, новость хорошая – инвесторы помогут вывести указанные министром отрасли на новый уровень. С другой, – это вызывает тревогу у общественников. Похожие ситуации уже происходили. Одно время по Казахстану ходили слухи о том, что аэропорт Уральска будто бы продали российской компании. Есть и более ранняя история о том, как алматинский аэропорт передали турецкой компании. Теперь в обществе снова начались дискуссии о том, не отдадут ли другие стратегические важные для Казахстана объекты в собственность иностранцам?

Дороги в облака

По данным портала teletype.in, в Казахстане уже сложилась определенная закономерность и часто она касается именно аэропортов: если крупный и значимый объект находится в госсобственности, его инфраструктура может быть в частных руках.

Так единственным акционером международного аэропорта Алматы в прошлом году числился ТОО «ТАВ Казахстан». При этом фактически владеет, пользуется и распоряжается воздушной гаванью от имени «ТАВ Казахстан» другая компания — Almaty Airport Investments Holding B.V.

Последнюю делят два владельца: Aviator Netherlands N.V (TAV Intermediate HoldCo) — 85% и KIF Warehouses Cooperatief U.A. (KIF Intermediate HoldCo) — 15%. Все эти компании зарегистрированы в Нидерландах.

Если смотреть дальше, то Aviator Netherlands N.V находится под управлением TAV Havalimanlari Holding A.S. Глядя на ее структуру собственности, предположение о том, что алматинский аэропорт принадлежит туркам не совсем верно. 44% акций компании располагаются в свободном обращении, еще 46% принадлежат Aéroports de Paris Group — наполовину государственной французской компании.

И это не конец цепочки. KIF Warehouses Cooperatief U.A находится под началом Kazakhstan Infrastructure Fund C.V. (KIF). KIF — актив АО «Казына Капитал Менеджмент» («дочка» АО НУХ Байтерек) и зарегистрированной на Каймановых островах компании по управлению активами Verno Pe Eurasia GP Limited (VPE). Государство хоть и владеет львиной долей KIF (95,2%), в принятии решений по его инвестиционной деятельности не участвует, управляющая компания тут — VPE. Ей в свою очередь владеет основатель материнской для VPE компании Verno Capital российский финансист с британским гражданством Дмитрий Крюков. При этом, как сообщает Forbes.kz, соучредителем VPE является госфонд ОАЭ Mubadala (он осуществляет значительный контроль над британским отделением VPE с 2020 года).

Закончив на этом повествование об аэропорте Алматы, можно обусловиться, что и это не вся истина.

Миру – по нитке

АО «Международный аэропорт Актау» числится на балансе управления финансов Мангистауской области. Если считать с 2010 года, то компания обогатилась на 5,5 млрд тенге.

При этом с 2008 года аэропорт отдали в доверительном управлении (сроком на 28 лет) турецкой компании «ATM Grup Uluslararası Havalimanı Yapım Yatırım ve Işletme limited». 60% акций последней принадлежат турецкому холдингу YDA Group. Группой компаний владеет турецкая семья Арслан, которая давно сотрудничает с казахстанским правительством. Имя этой семьи всплывало в новостных сводках неоднократно. По некоторым данным они считались ранними владельцами порядка 3 га земли Южного парка, где должны были возвести жилую многоэтажку.  

Определенная доля в казахстанских экономических секторах принадлежит России. Наглядный тому пример – аэропорт в Уральске. По крайней об этом сообщают во многих источниках. По открытым данным, в феврале 2023 года российская компания «Аэропорты регионов» приобрела 49% акций в ТОО «Международный аэропорт Орал». Генеральным директором аэропорта стал россиянин Рустам Биктимиров.

Каким образом?

Как считают казахстанские эксперты, вычислить четкую схему, по которой государственные объекты отходят частным лицам практически невозможно, но часто случается так, что части одной организации поделены между разными компаниями, а эти предприятия точно также принадлежат разным собственникам с неопределенным гражданством.

 По сути, многие страны мира стараются обнародовать отчет, в котором четко прописано что и на какой основе принадлежит иностранным компаниям. Имена их владельцев называют не всегда – коммерческая тайна. То же можно сказать и о собственности Казахстана. Никаких имен и наименований конкретных предприятий.

В стране рынок финансовых услуг и деятельность банков контролирует Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка. Все эти структуры – акционерные общества (АО). Они ежегодно публикуют годовой отчёт, в котором указывают систему своего управления, структуру собственности, включая долю иностранного участия. Тут все прозрачно, но сложность в том, что в стране представлено намного больше ТОО, чем АО. А они уже не подвержены таким проверкам. Именно по этой причине новости о том, кому что принадлежит можно узнать в основном от неофициальных источников. Чтобы распутать этот клубок «принадлежности» необходимо, чтобы прямые иностранные инвесторы покупали доли казахстанских компаний и акции только на открытых рынках и только на конкурентной основе. Тогда у них, возможно, появится мотивация выводить эти компании на мировой рынок, а не просто извлекать из них средства.

Аксинья Титова

Recent Posts

Голландские компании планируют инвестировать 15 млн евро в Кызылординскую область

Голландские компании планируют инвестировать 15 млн евро в проекты в области здравоохранения и экологии в Кызылординской области, сообщает агентство Kazinform.…

2 дня ago

Рынок нефти: ОПЕК отказался от публикаций прогноза спроса на свою нефть

ОПЕК прекратит публиковать расчет мирового спроса на собственную нефть в своем ежемесячном отчете по нефти.…

2 дня ago

Назначен аким нового города Алатау

Президент назначил Аркена Утенована акимом нового города Алатау, сообщает акимат Алматинской области. Ранее он занимал…

2 дня ago

Дожди, грозы и жара: прогноз погоды на три дня

Как сообщили в РГП "Казгидромет", 11, 12 и 13 мая на Казахстан обрушатся сильные дожди.…

2 дня ago

В аэропортах Шымкента и Кызылорды завершается строительство новых пассажирских терминалов

Министр транспорта Марат Карабаев в ходе рабочей поездки в регионы страны ознакомился с ходом реализации…

2 дня ago

Мы видим, как акимы работают: какие поручения дал Бектенов правительству

Премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов поставил перед правительством жесткие задачи по подготовке к следующему отопительному сезону.…

2 дня ago