5 апреля новое старое правительство Алихана Смаилова утвердило экономическую политику Казахстана на среднесрочный период. Ну как утвердило, попыталось обозначить.
Один из бесполезнейших документов, принятых кабмином второго назначения, который можно условно разбить на две части: «мы все умрем» и «постараемся, чтобы не быстро».
Если тезисно по первой части, то правительство честно констатирует в этом стратегическом документе, как все на самом деле плохо — ВВП на душу населения падает, по «индексу экономической сложности» Казахстан позади России, Беларуси, Грузии и Кыргызстана, сырьевые запасы истощаются, бюджетные расходы растут, увеличивается ненефтяной дефицит бюджета, население стареет.
Во второй части зато все гораздо бодрее. Нам обещают:
Экономическая политика на среднесрочный период направлена на построение открытой и предсказуемой модели экономического развития, базирующейся на честной конкуренции, проактивном привлечении качественных инвестиций, технологическом трансферте и высоком уровне человеческого капитала,
говорится в заключении документа.
Это постановление с «сюрпризом» для казахстанцев — в нем нет никакого упоминания о сроках реализации, ответственных за реализацию и о количестве денег, которое государство потратит на его исполнение. Поэтому постановление Алихана Смаилова выглядит как «имиджевый проект и ситуативное решение», которое он сам же постановил сменить на «системную работу».
Экономист Эльдар Шамсутдинов считает документ нерабочим.
— В книге «Элементы теории реформ» Виктора Полтеровича дается неплохое пояснение структуре государственной бюрократии — любая бумага участвует в документообороте. И политика — один из инструментов, формирующих модель поведения. Это не четкая инструкция, а общее направление, что и как делать.
Так что это такое — постановление об утверждении экономической политики на среднесрочный период?
Это формальное исполнение поручений президента, не более того. Но это не рабочий документ. Потому что, во-первых, правительство не может указывать Нацбанку, что и как делать — это два субъекта одного уровня вертикали власти. Оба подчиняются президенту, и ни один друг другу
Такой системный документ, чтобы имел статус рабочего, должен быть либо подписан президентом, либо принят парламентом. Иначе любым следующим распоряжением правительства его можно либо полностью обнулить, либо изменить.
— Что такое среднесрочный период?
— Самая распространенная практика: краткосрочно — все, что до года, среднесрочно — от года до трех, если мы говорим про финансовый сектор.
В государственном секторе краткосрочно — до трех лет, среднесрочно — от трех до пяти лет. Варьироваться можно, но в среднем от трех до пяти лет.
— Речь идет в целом об экономической политике, а в документе мешанина. И судебная система, и все на свете.
— Экономическая политика на самом деле достаточно объемное понятие. И в целом это стратегический документ, который должен формировать поведение государства в целом и правительства в частности на среднесрочную перспективу — как будет поступать потом правительство в течение пяти лет. Может ли такой документ быть разработан исключительно членами правительства? Нет.
— Зачем правительство переписало послание президента, ведь в постановлении масса повторений?
— Смысл дублировать послание президента в таком документе есть только в случае, если речь идет о детализации и назначении исполнителей такого поручения. В нашем случае ничего этого нет. Так что не знаю.
«Мы будем двигаться к капитализму» — это послание. «Капитализм мы будем строить в течение 10 лет» — это стратегия. «Капитализм мы будем строить в течение 10 лет с помощью…» — это уже тактика. В случае с постановлением это ни то, ни другое, ни третье, а пустышка, написанная на уровне реферата.
Один из знаменательных моментов — там нет объяснения, к чему мы придем, когда выполним все, что там написано. Правительство в принципе может что угодно себе поручить и потом выполнять или не выполнять
Выглядит по цитате Ленина: «Формально правильно, а по сути издевательство». Мы возвращаемся к серьезной проблеме, что правительство уже второй срок не знает, что делать.
Последняя тема с ГСМ — это рожденная им проблема. В 2018 году, когда появились объемы производства, у кабмина появилось желание вручную управлять ценами. К чему это привело, мы видим. Это я в качестве примера привел. А их масса. Учитывая, что Казахстан находится в ЕАЭС, где скоро заработает тот же единый рынок ГСМ, к которому мы не готовы, у меня есть все основания предполагать: новое правительство само удивилось, что его назначили на второй срок.
Сегодня, 20 мая, по инициативе проектировщиков ТОО «Engineering center ltd» в Государственном академическом русском театре…
На этой неделе Франция примет у себя руководителей технологических компаний и политических деятелей, включая бывшего…
Исследователи обнаружили, что повышение глобальной температуры на 1 градус приводит к снижению мирового валового внутреннего…
Система промышленной безопасности Казахстана переживает не лучшие времена, констатирует Energyprom. При высоком уровне производственного травматизма…
В Астане отменили проведение международного ІТ-форума Digital Bridge 2024, сообщает Министерство цифрового развития Казахстана. Касым-Жомарт…
Министерство юстиции РК подготовило приказ, которым вносятся изменения в Правила государственной регистрации объекта кондоминиума, сообщает…