Шокирующий случай произошел в Кентау. Мужчина избил в желании изнасиловать 11-летнюю девочку, но вместо заслуженного ярлыка «насильник» неожиданно получил статус «хулигана». Что не так с отечественным законодательством?
Чтобы напомнить о событиях недавно минувших дней, оговоримся, что информация о происшествии появилась в социальных сетях, в посте, посвященном бездействию полиции.
Когда к девочке подошел мужчина, она, ни о чем не подозревая, играла на детской площадке. Из-за полученных травм ребенка госпитализировали. Как после рассказали очевидцы полиции, девочке досталось от насильника из-за сопротивления, которое она активно проявляла, когда ее пытались совратить.
Полиция Туркестанской области нашла виновного по видеозаписи камеры, установленной неподалеку от места происшествия. Подозреваемый оказался ранее судимым. Что шокирует в этой ситуации больше всего – производство по уголовному делу против местного жителя было начато по части 1 статьи 293 УК РК (Хулиганство). Возле возмущенных возгласов общественности, статью, конечно, подправили. Дело переквалифицировали на часть 4 статьи 120 УК РК (Покушение на изнасилование малолетней). Подозреваемый сейчас под стражей. Состояние потерпевшей удовлетворительное.
Эксперты заняты проведением необходимой экспертизы. Кажется дело, сдвинулось с мертвой точки, но каким будет его финал, предусмотреть сложно. Произошедший инцидент – редкий пример того, что подозреваемых задерживают за «покушение на изнасилование». До этого подобные дела, не связанные с прямым избиением жертвы, рассматривали именно по статье «Хулиганство».
Дословно считается, что если прямых доказательств сексуализированного насилия нет, то и насилия никакого не было. Таким образом, предусмотрительно маскируя следы надругательств, на свободе остаются сотни педофилов и насильников.
Почему так происходит? Чтобы ответить на этот и другие вопросы, мы обратились к частнопрактикующему юристу Илье Князеву.
– Когда явное насилие, пусть и не до конца состоявшееся, перестанет быть хулиганством?
Князев: Ответ на этот вопрос осложняется тем, что по сути в составе любого хулиганского действия присутствует применение насилия либо угроза его применения. Непонятно почему полиция упустила из виду покушение на изнасилование, однако, с другой стороны, дело возбудили. В итоге задержанному гражданину придали процессуальный статус — подозреваемого или свидетеля с правом на защиту. Возможно, полиция не спешила выдвинуть обвинения по 120 статье Уголовного Кодекса, поскольку ожидала медицинской экспертизы, чтобы доподлинно убедиться в факте изнасилования или его отсутствия. Возможно, для этого необходимо провести еще ряд экспертиз.
— Что вы думаете о практике, когда доказательств насилия нет, а само насилие или его проявления есть? Как мы уже неоднократно отмечали, зачастую биоматериал насильника необходимо буквально самостоятельно собрать на экспертизу.
Князев: Если уголовное дело заведено, однозначно есть человек, которого можно назвать потерпевшим, и есть субъект, которого можно назвать подозреваемым или свидетелем с правом на защиту – это во-первых. Во-вторых, чтобы вынести однозначный вердикт в сторону обвиняемого, доказательства должны быть.
То есть доказать нанесение вреда здоровью может судебно-медицинская экспертиза, так же, как и факт изнасилования. Но с другой стороны, можно предположить, что в любом ином случае, не в этой конкретной ситуации, никакого насилия не было и человека попросту оговорили.
Закон надлежащим образом должен действовать как для потерпевшего, так и для подозреваемого. И перед ним должны быть все равны. Что касается действий правоохранителей в области не всегда верной квалификации уголовных дел, к сожалению, бывают случаи, когда полиция начинает работать и обращать внимание на значимые вещи только после того, как поднимается шум в СМИ.
– Что делать в ситуациях, когда до вас или ребенка нагло домогаются, но не переходят к конкретным действиям?
Князев: Взрослым прежде всего необходимо понимать, что произойти может что угодно. Это они должны донести и до детей. Объяснить, что делать в элементарных случаях, а также попросить по возможности остерегаться темных безлюдных мест. Возможно, придать уверенности детям могли бы тревожные свистки или иные вещи, которыми они могут привлечь внимание к себе.
Также для подобных целей существуют тренеры по детской безопасности. Вероятно, стоит прибегнуть к их помощи, они в этом компетентны и могут как-то подготовить ребенка. По моему мнению, если ребенок будет очень внимателен и его подготовят к ситуации (тренер по детской безопасности и семья), что люди могут навредить ему, тогда, возможно, он будет готов к такой ситуации и заранее заметит подозрительного человека, который хочет навредить ребенку.
Я не думаю, что насильник может появиться мгновенно. Вероятно, он какое-то время «ведет» свою жертву, чтобы потом совершить злодеяние. Что делать детям? Стараться не заходить на пустыри, в подъезды и т. д. с незнакомыми людьми. Тут вопрос про доверие и безопасность. Что касается взрослых, надо не стоять в стороне, и если вы увидели правонарушение в отношении ребенка, имеете право задержать человека, совершившего административное или уголовное правонарушение.
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…
20-21 октября по приглашению Касым-Жомарта Токаева Казахстан с государственным визитом посетит Президент Азербайджана Ильхам Алиев,…