Categories: Общество

Полетели? Итоги 2022 года в гражданской авиации Казахстана

Уходящий 2022 год для гражданской авиации Казахстана ознаменовался разными событиями.

По состоянию на 26 декабря в Казахстане за 2022 год произошла лишь одна авиакатастрофа, и то, случалась она с бортом санитарной авиации. Для гражданской авиации в Казахстане 2022 год прошел без происшествий.

Возврат к прежней жизни

Заместитель председателя Комитета гражданской авиации МИИР РК Салтанат Томпиева приводила данные о том, что авиаперевозки в стране не только восстановились после вынужденного простоя из-за глобального ковидного карантина, но и улучшили допандемийные показатели.

До 2020 года у Казахстана была связь с 24 государствами, то сегодня – с 27. До 2020 года функционировало 99 международных направлений, сегодня их 106.

Только в Алматы начали летать как минимум две крупные мировые авиакомпании — катарская Qatar Airways и итальянская Neos. Надо сказать, что рейсы иностранных перевозчиков пользуются популярностью у казахстанцев. Например, из Алматы в Милан с момента открытия рейсов итальянский авиаперевозчик перевез более 20 тысяч пассажиров.

«По итогу уходящего 2022 года, с 12 июня, благодаря прямому рейсу между Алматы и Милано авиакомпании Neos, туристический поток между странами достиг 20 000 туристов. Помимо туристического сектора, бизнес отношения между Казахстаном и Италией показал высокие показатели вовлечённости в долгосрочные совместные проекты в различных сферах, например сельское хозяйство, где имеется высокое намерение и готовность в экспорте различных семян и культур, привлечение инвестиций и наращивание потенциала в строительстве и инженеринге, downstream и нефтехимии, фэшн-индустрия и креативная индустрия», — сказал Марко Беретта, президент итало-казахстанской торговой Ассоциации и глава представительства авиакомпании Neos в Казахстане.

На данный момент, туристам из Казахстана также доступны удобные рейсы через Милан в Нью-Йорк, Ла-Роману и Кубу.

На предстоящий год запланировано увеличения и укрепление сотрудничества между странами и продвижение культурного обмена между Казахстаном и Италии.

Отечественные авиакомпании, конечно, не отставали от зарубежных коллег по активности и объему перевезенных пассажиров. И общими усилиями добились нового рекорда уже для аэропорта Алматы — за год здесь обслужили более семи миллионов пассажиров.

Надо признать, что такой авиационный бум стал результатом действия политики открытого неба, в рамках которого 12 аэропортов Казахстана стали открыты для иностранных авиаперевозчиков (они могут летать в них без ограничения по количеству рейсов).

В чем проблемы?

Несмотря на все достижения, не обошлось без трудностей. Летом весь мир столкнулся с так называемым отложенным спросом на авиаперевозки, и крупнейшие аэропорты мира с трудом обслуживали резко выросший пассажиропоток, что приводило к задержкам рейсов.

Казахстанские авиакомпании эта проблема не обошла стороной. Новостные ленты то и дело пестрили сообщениями об очередной задержке рейсов. Естественно, что это сильно огорчало пассажиров, особенно тех, у кого сгорали путевки на отдых, срывались пересадки на другие рейсы. При этом пассажиры не могли сдать билеты, не потеряв в деньгах— сегодня по закону вернуть полную стоимость билета можно только при задержке рейса на 10 часов, и только в том случае, если задержка рейса возникла по вине авиакомпании.

В действующем законодательстве существует норма, по которой авиакомпании обязаны вернуть 3% от стоимости билета за каждый час задержки самолета. Но пассажиры часто сталкиваются с тем, что авиакомпании не выплачивают компенсацию,

констатировали в КГА.

На фоне эпидемии задержек рейсов ведомство уже приступило к ужесточению законодательства — пассажирам дадут право получить полную стоимость билета, если рейс задерживают более чем на пять часов.

Причины задержек

Сами казахстанские авиакомпании просят не судить их строго и объясняют, что причины задержек рейсов в каждом конкретном случае разные. Например, задержка рейса авиакомпании SCAT в Пхукет 7 ноября была связана с тем, что разрешающие документы на пролет над Индией были получены слишком поздно. А рейс Air Astana из Алматы в Мале 16 июля вынужден был вернуться из-за отказа датчика контроля и индикации вибрации двигателя. Согласно процедурам безопасности, было принято решение вернуться в аэропорт вылета для устранения неисправности.

Кроме того, причинами задержек рейсов могут быть плохие погодные условия, или задержка другого рейса. А еще неприятности доставляют случаи столкновения самолетов с птицами.

Задержки рейсов происходят по разным причинам. Авиакомпании не держат один самолет на один рейс. Если где-то происходит задержка, начинается цепная реакция – пока самолет ремонтируют, пока резервный прилетит в город, проходит время. Но все авиакомпании даже в такие тяжелые моменты довозят пассажиров в пункт назначения,

поясняла на встрече «Ашық сағат алаңы» представитель SCAT Айгуль Тулгабаева.

Безопасность превыше всего!

Вся система авиации построена таким образом, чтобы обеспечить безопасность пассажиров. Поэтому авиакомпании тоже можно понять — они заботятся в первую очередь о том, чтобы мы долетели до места назначения целыми и невредимыми.

«Задержка для авиакомпании – это тоже ущерб. Этим летом было несколько случаев столкновения с птицами, зимой такой риск существует. Такие столкновения влияют на техническое состояние самолета. У авиакомпаний высокие требования по безопасности, и если происходит столкновение с птицей, то идет полное обследование самолета. Если есть повреждения, нужна замена самолета», – отмечал представитель Air Astana Ерболат Байсалыков.

Планы большие

Пунктуальность полетов зависит не только от самих авиакомпаний, но и от наличия в аэропортах сервисных служб и ремонтных цехов. Такая развитая инфраструктура есть, но только в нескольких крупных городах. И развивать ее в других регионах — одна из задач, которую специалисты авиационной отрасли страны будут решать в скором времени.

Другая проблема — низкая конкуренция. Если рынок международных авиаперевозок в Казахстане может похвастать бурным ростом и приходом новых авиакомпаний, то на рынке перелетов внутри Казахстана конкуренция очень низкая.

В Агентстве по защите и развитию конкуренции полагают, что основными барьерами входа новых субъектов на рынок внутренних авиаперевозок являются экономические и административные ограничения.

«Кроме того, имеется ряд проблемных вопросов развития конкуренции на рынке, связанных с высокой стоимостью авиатоплива, отсутствием конкуренции между провайдерами аэропортовых услуг, ограниченным доступом к топливно-заправочным комплексам аэропортов», — считают в АЗРК.

От того, как быстро и эффективно государство будет принимать меры по улучшению ситуации зависит, станет ли авиация доступнее для казахстанцев.

Альберт Ахметов

Recent Posts

Снижение процентов и первоначального взноса: как Китай борется с кризисом недвижимости

Китай объявил о новых, радикальных мерах, направленных на стабилизацию пострадавшего от кризиса сектора недвижимости, разрешив…

2 дня ago

За отмывание преступных доходов бизнесмена осудили на 6,8 лет лишения свободы

Вовлекший в законный оборот похищенные средства Ануарбек Джексенгалиев приговорен к 6 годам и 8 месяцам…

2 дня ago

Объемы поставок плодоовощной продукции из Таджикистана увеличатся

Казахстан и Таджикистан активизируют усилия по увеличению товарооборота между двумя странами с целью доведения его…

2 дня ago

Государство увеличивает заказ на подготовку технических специалистов

В новом учебном году объем государственного образовательного заказа в организациях технического и профессионального образования увеличится…

2 дня ago

Похолодание и дожди: прогноз погоды на выходные

Слегка потеплеет лишь на западе страны. 18-20 мая казахстанцев ждут дожди и похолодание, сообщили в…

2 дня ago

Дефицит водителей пожарных машин констатировали в МЧС

Ответ на свой запрос в МЧС опубликовало агентство Kazinform. Согласно действующему штатному нормативу, разница между…

2 дня ago