Уходящий 2022 год для гражданской авиации Казахстана ознаменовался разными событиями.
По состоянию на 26 декабря в Казахстане за 2022 год произошла лишь одна авиакатастрофа, и то, случалась она с бортом санитарной авиации. Для гражданской авиации в Казахстане 2022 год прошел без происшествий.
Возврат к прежней жизни
Заместитель председателя Комитета гражданской авиации МИИР РК Салтанат Томпиева приводила данные о том, что авиаперевозки в стране не только восстановились после вынужденного простоя из-за глобального ковидного карантина, но и улучшили допандемийные показатели.
До 2020 года у Казахстана была связь с 24 государствами, то сегодня – с 27. До 2020 года функционировало 99 международных направлений, сегодня их 106.
Только в Алматы начали летать как минимум две крупные мировые авиакомпании — катарская Qatar Airways и итальянская Neos. Надо сказать, что рейсы иностранных перевозчиков пользуются популярностью у казахстанцев. Например, из Алматы в Милан с момента открытия рейсов итальянский авиаперевозчик перевез более 20 тысяч пассажиров.
«По итогу уходящего 2022 года, с 12 июня, благодаря прямому рейсу между Алматы и Милано авиакомпании Neos, туристический поток между странами достиг 20 000 туристов. Помимо туристического сектора, бизнес отношения между Казахстаном и Италией показал высокие показатели вовлечённости в долгосрочные совместные проекты в различных сферах, например сельское хозяйство, где имеется высокое намерение и готовность в экспорте различных семян и культур, привлечение инвестиций и наращивание потенциала в строительстве и инженеринге, downstream и нефтехимии, фэшн-индустрия и креативная индустрия», — сказал Марко Беретта, президент итало-казахстанской торговой Ассоциации и глава представительства авиакомпании Neos в Казахстане.
На данный момент, туристам из Казахстана также доступны удобные рейсы через Милан в Нью-Йорк, Ла-Роману и Кубу.
На предстоящий год запланировано увеличения и укрепление сотрудничества между странами и продвижение культурного обмена между Казахстаном и Италии.
Отечественные авиакомпании, конечно, не отставали от зарубежных коллег по активности и объему перевезенных пассажиров. И общими усилиями добились нового рекорда уже для аэропорта Алматы — за год здесь обслужили более семи миллионов пассажиров.
Надо признать, что такой авиационный бум стал результатом действия политики открытого неба, в рамках которого 12 аэропортов Казахстана стали открыты для иностранных авиаперевозчиков (они могут летать в них без ограничения по количеству рейсов).
В чем проблемы?
Несмотря на все достижения, не обошлось без трудностей. Летом весь мир столкнулся с так называемым отложенным спросом на авиаперевозки, и крупнейшие аэропорты мира с трудом обслуживали резко выросший пассажиропоток, что приводило к задержкам рейсов.
Казахстанские авиакомпании эта проблема не обошла стороной. Новостные ленты то и дело пестрили сообщениями об очередной задержке рейсов. Естественно, что это сильно огорчало пассажиров, особенно тех, у кого сгорали путевки на отдых, срывались пересадки на другие рейсы. При этом пассажиры не могли сдать билеты, не потеряв в деньгах— сегодня по закону вернуть полную стоимость билета можно только при задержке рейса на 10 часов, и только в том случае, если задержка рейса возникла по вине авиакомпании.
В действующем законодательстве существует норма, по которой авиакомпании обязаны вернуть 3% от стоимости билета за каждый час задержки самолета. Но пассажиры часто сталкиваются с тем, что авиакомпании не выплачивают компенсацию,
констатировали в КГА.
На фоне эпидемии задержек рейсов ведомство уже приступило к ужесточению законодательства — пассажирам дадут право получить полную стоимость билета, если рейс задерживают более чем на пять часов.
Причины задержек
Сами казахстанские авиакомпании просят не судить их строго и объясняют, что причины задержек рейсов в каждом конкретном случае разные. Например, задержка рейса авиакомпании SCAT в Пхукет 7 ноября была связана с тем, что разрешающие документы на пролет над Индией были получены слишком поздно. А рейс Air Astana из Алматы в Мале 16 июля вынужден был вернуться из-за отказа датчика контроля и индикации вибрации двигателя. Согласно процедурам безопасности, было принято решение вернуться в аэропорт вылета для устранения неисправности.
Кроме того, причинами задержек рейсов могут быть плохие погодные условия, или задержка другого рейса. А еще неприятности доставляют случаи столкновения самолетов с птицами.
Задержки рейсов происходят по разным причинам. Авиакомпании не держат один самолет на один рейс. Если где-то происходит задержка, начинается цепная реакция – пока самолет ремонтируют, пока резервный прилетит в город, проходит время. Но все авиакомпании даже в такие тяжелые моменты довозят пассажиров в пункт назначения,
поясняла на встрече «Ашық сағат алаңы» представитель SCAT Айгуль Тулгабаева.
Безопасность превыше всего!
Вся система авиации построена таким образом, чтобы обеспечить безопасность пассажиров. Поэтому авиакомпании тоже можно понять — они заботятся в первую очередь о том, чтобы мы долетели до места назначения целыми и невредимыми.
«Задержка для авиакомпании – это тоже ущерб. Этим летом было несколько случаев столкновения с птицами, зимой такой риск существует. Такие столкновения влияют на техническое состояние самолета. У авиакомпаний высокие требования по безопасности, и если происходит столкновение с птицей, то идет полное обследование самолета. Если есть повреждения, нужна замена самолета», – отмечал представитель Air Astana Ерболат Байсалыков.
Планы большие
Пунктуальность полетов зависит не только от самих авиакомпаний, но и от наличия в аэропортах сервисных служб и ремонтных цехов. Такая развитая инфраструктура есть, но только в нескольких крупных городах. И развивать ее в других регионах — одна из задач, которую специалисты авиационной отрасли страны будут решать в скором времени.
Другая проблема — низкая конкуренция. Если рынок международных авиаперевозок в Казахстане может похвастать бурным ростом и приходом новых авиакомпаний, то на рынке перелетов внутри Казахстана конкуренция очень низкая.
В Агентстве по защите и развитию конкуренции полагают, что основными барьерами входа новых субъектов на рынок внутренних авиаперевозок являются экономические и административные ограничения.
«Кроме того, имеется ряд проблемных вопросов развития конкуренции на рынке, связанных с высокой стоимостью авиатоплива, отсутствием конкуренции между провайдерами аэропортовых услуг, ограниченным доступом к топливно-заправочным комплексам аэропортов», — считают в АЗРК.
От того, как быстро и эффективно государство будет принимать меры по улучшению ситуации зависит, станет ли авиация доступнее для казахстанцев.
Китай объявил о новых, радикальных мерах, направленных на стабилизацию пострадавшего от кризиса сектора недвижимости, разрешив…
Вовлекший в законный оборот похищенные средства Ануарбек Джексенгалиев приговорен к 6 годам и 8 месяцам…
Казахстан и Таджикистан активизируют усилия по увеличению товарооборота между двумя странами с целью доведения его…
В новом учебном году объем государственного образовательного заказа в организациях технического и профессионального образования увеличится…
Слегка потеплеет лишь на западе страны. 18-20 мая казахстанцев ждут дожди и похолодание, сообщили в…
Ответ на свой запрос в МЧС опубликовало агентство Kazinform. Согласно действующему штатному нормативу, разница между…