Эксперты и аналитики бизнес-конференции Central Asia Fashion, обсудили вопрос ценообразования в ритейле. Речь шла о том, как бизнесу адаптировать свое предложение, чтобы удержать покупателя.
На панельная дискуссии CAF «Кризис ценообразования в ритейле», заместитель председателя правления ОЮЛ «Союз торговых сетей РК» Эльбеги Абдиев отметил, что прогнозируемое экспертами падение покупательской способности подтвердилось:
По результатам 2023 года было достаточно чувствительное денежное падение и этот тренд, к сожалению, неуклонный. Казахстан является единственной страной в ЕврАзЭС, в которой по результатам прошлого года снизилась номинальная заработная плата.
Инфляция съела рост доходов потребителей, потому что рост заработной платы катастрофически не поспевает за той инфляцией, которая была в прошедшем году. Падение покупательской способности вызвало сокращение ассортимента в торговых сетях и в целом на рынке страны,
заявил Абдиев.
Он выделил главные тенденции ритейл рынка.
Сейчас мы наблюдаем сокращение премиум сегмента. Если в 2022 году он составлял в торговых сетях порядка 28%, то в прошлом году — 25%. Наш прогноз на этот год не утешительный: дальнейшее падение премиум рынка продолжится, и в целом мы будем наблюдать общее падение покупательской способности,
отметил эксперт.
Эльбеги Абдиев назвал еще одну тенденцию, которая касается торговых сетей Казахстана. По его словам за последние 4 года существенно выросла доля промохантеров, людей, которые ищут промоакции: по состоянию на 2024 год их уже порядка 79%.
В денежном выражении торговые сети, конечно, выросли, но в абсолютном было падение на 3,5%. В том же 2022 году был существенный рост торговых объектов, тот же Magnum открыл порядка 80 магазинов, SMALL — 40-50 магазинов. Однако, прошлый 2023 год, по сути, был стагнацией: торговые сети практически не открывали торговые объекты,
сказал эксперт.
По его мнению и в этом году открытия новых торговых точек не предвидится, поскольку меняются потребительские привычки. Наблюдается сильный рост формата «магазин у дома» (Daily).
Восприятие таково, что, если ты едешь в гипермаркет за покупками, то нужно с собой брать от 50 000 до 100 000 тенге в зависимости от количества членов семьи, а в Daily ты зашел, потратил 2 000 – 3 000 тенге, взял самое необходимое и ушёл. Теперь казахстанцы ходят в магазин чаще, но и тратят меньше.
отметил Абдиев.
Эльбеги Абдиев отметил и изменения в предложении торговых сетей потребителям. По его словам в минувшем году был достаточно чувствительный тренд, когда торговые сети начали переключаться на собственные торговые марки (СТМ), в силу того, что они дешевле.
Опыт и развитие СТМ говорит о том, что потребители уже не так привязаны к конкретным торговым маркам и брендам, они ищут более дешевые. Cейчас в Казахстане у некоторых торговых сетей СТМ доходит до 5%, а в некоторых категориях может занимать до 50%. По этому вопросу наш прогноз таков: всем придется развивать свои СТМ из-за не невысокой покупательской способности.
сказал эксперт.
Эльбеги Абдиев, заместитель председателя правления ОЮЛ «Союз торговых сетей РК»:
Учитывая закредитованность (высокие процентные ставки для бизнеса ред.), три основных направления, в отношении которых надо работать – это ценообразование, работа над расходами, и развитие каналов торговли, в том числе и электронная коммерция. Эти тренды уже актуальны на сегодняшний день, и в обозримом будущем.
Айжан Исаева, старший менеджер по работе с сетями Nielsen IQ Kazakhstan:
Что еще может привлечь покупателя? Если говорить помимо цены и ценообразования, это все-таки предоставление клиентского опыта для покупателей, уникальность в своей сфере. Здесь можно говорить про онлайн-сервис, бесплатную доставку, широкий ассортимент, креативный персонал и конечно же прогрессивно развивать многоканальность.
Евгений Данчев, российский бизнес-консультант, эксперт по увеличению продаж модного рынка, создатель онлайн-школы для руководителей fashion-рынка:
Самый эффективный маркетинговый инструмент и подушка безопасности бизнеса — это его клиенты. Все то, что вы предоставляете клиенту: бонусные программы, как они устроены, как вы работаете с постоянными клиентами – это сейчас самое главное, что есть в бизнесе! Надо работать не на входящий трафик, а удовлетворять потребности постоянных клиентов и подпитывать их постоянными сообщениями.
Китай объявил о новых, радикальных мерах, направленных на стабилизацию пострадавшего от кризиса сектора недвижимости, разрешив…
Вовлекший в законный оборот похищенные средства Ануарбек Джексенгалиев приговорен к 6 годам и 8 месяцам…
Казахстан и Таджикистан активизируют усилия по увеличению товарооборота между двумя странами с целью доведения его…
В новом учебном году объем государственного образовательного заказа в организациях технического и профессионального образования увеличится…
Слегка потеплеет лишь на западе страны. 18-20 мая казахстанцев ждут дожди и похолодание, сообщили в…
Ответ на свой запрос в МЧС опубликовало агентство Kazinform. Согласно действующему штатному нормативу, разница между…