Экономика

Покупательская способность населения падает — что делать бизнесу

Эксперты и аналитики бизнес-конференции Central Asia Fashion, обсудили вопрос ценообразования в ритейле. Речь шла о том, как бизнесу адаптировать свое предложение, чтобы удержать покупателя.

Тенденции розницы

На панельная дискуссии CAF «Кризис ценообразования в ритейле», заместитель председателя правления ОЮЛ «Союз торговых сетей РК» Эльбеги Абдиев отметил, что прогнозируемое экспертами падение покупательской способности подтвердилось: 

По результатам 2023 года было достаточно чувствительное денежное падение и этот тренд, к сожалению, неуклонный. Казахстан является единственной страной в ЕврАзЭС, в которой по результатам прошлого года снизилась номинальная заработная плата.

Инфляция съела рост доходов потребителей, потому что рост заработной платы катастрофически не поспевает за той инфляцией, которая была в прошедшем году. Падение покупательской способности вызвало сокращение ассортимента в торговых сетях и в целом на рынке страны,

заявил Абдиев.


Он выделил главные тенденции ритейл рынка. 

Сейчас мы наблюдаем сокращение премиум сегмента. Если в 2022 году он составлял в торговых сетях порядка 28%, то в прошлом году — 25%. Наш прогноз на этот год не утешительный: дальнейшее падение премиум рынка продолжится, и в целом мы будем наблюдать общее падение покупательской способности,

отметил эксперт.

Эльбеги Абдиев назвал еще одну тенденцию, которая касается торговых сетей Казахстана. По его словам за последние 4 года существенно выросла доля промохантеров, людей, которые ищут промоакции: по состоянию на 2024 год их уже порядка 79%.

В денежном выражении торговые сети, конечно, выросли, но в абсолютном было падение на 3,5%. В том же 2022 году был существенный рост торговых объектов, тот же Magnum открыл порядка 80 магазинов, SMALL — 40-50 магазинов. Однако, прошлый 2023 год, по сути, был стагнацией: торговые сети практически не открывали торговые объекты,

сказал эксперт.

По его мнению и в этом году открытия новых торговых точек не предвидится, поскольку меняются потребительские привычки. Наблюдается сильный рост формата «магазин у дома» (Daily).

Восприятие таково, что, если ты едешь в гипермаркет за покупками, то нужно с собой брать от 50 000 до 100 000 тенге в зависимости от количества членов семьи, а в Daily ты зашел, потратил 2 000 – 3 000 тенге, взял самое необходимое и ушёл. Теперь казахстанцы ходят в магазин чаще, но и тратят меньше.

отметил Абдиев.

Бренд уже не важен

Эльбеги Абдиев отметил и изменения в предложении торговых сетей потребителям. По его словам в минувшем году был достаточно чувствительный тренд, когда торговые сети начали переключаться на собственные торговые марки (СТМ), в силу того, что они дешевле.

Опыт и развитие СТМ говорит о том, что потребители уже не так привязаны к конкретным торговым маркам и брендам, они ищут более дешевые. Cейчас в Казахстане у некоторых торговых сетей СТМ доходит до 5%, а в некоторых категориях может занимать до 50%. По этому вопросу наш прогноз таков: всем придется развивать свои СТМ из-за не невысокой покупательской способности.

сказал эксперт.

Советы бизнесу

Эльбеги Абдиев, заместитель председателя правления ОЮЛ «Союз торговых сетей РК»:

Учитывая закредитованность (высокие процентные ставки для бизнеса ред.), три основных направления, в отношении которых надо работать – это ценообразование, работа над расходами, и развитие каналов торговли, в том числе и электронная коммерция. Эти тренды уже актуальны на сегодняшний день, и в обозримом будущем.

Айжан Исаева, старший менеджер по работе с сетями Nielsen IQ Kazakhstan:

Что еще может привлечь покупателя? Если говорить помимо цены и ценообразования, это все-таки предоставление клиентского опыта для покупателей, уникальность в своей сфере. Здесь можно говорить про онлайн-сервис, бесплатную доставку, широкий ассортимент, креативный персонал и конечно же прогрессивно развивать многоканальность.

Евгений Данчев, российский бизнес-консультант, эксперт по увеличению продаж модного рынка, создатель онлайн-школы для руководителей fashion-рынка:

Самый эффективный маркетинговый инструмент и подушка безопасности бизнеса — это его клиенты. Все то, что вы предоставляете клиенту: бонусные программы, как они устроены, как вы работаете с постоянными клиентами – это сейчас самое главное, что есть в бизнесе! Надо работать не на входящий трафик, а удовлетворять потребности постоянных клиентов и подпитывать их постоянными сообщениями.

Мухтар Абаев

Recent Posts

Снижение процентов и первоначального взноса: как Китай борется с кризисом недвижимости

Китай объявил о новых, радикальных мерах, направленных на стабилизацию пострадавшего от кризиса сектора недвижимости, разрешив…

2 дня ago

За отмывание преступных доходов бизнесмена осудили на 6,8 лет лишения свободы

Вовлекший в законный оборот похищенные средства Ануарбек Джексенгалиев приговорен к 6 годам и 8 месяцам…

2 дня ago

Объемы поставок плодоовощной продукции из Таджикистана увеличатся

Казахстан и Таджикистан активизируют усилия по увеличению товарооборота между двумя странами с целью доведения его…

2 дня ago

Государство увеличивает заказ на подготовку технических специалистов

В новом учебном году объем государственного образовательного заказа в организациях технического и профессионального образования увеличится…

2 дня ago

Похолодание и дожди: прогноз погоды на выходные

Слегка потеплеет лишь на западе страны. 18-20 мая казахстанцев ждут дожди и похолодание, сообщили в…

3 дня ago

Дефицит водителей пожарных машин констатировали в МЧС

Ответ на свой запрос в МЧС опубликовало агентство Kazinform. Согласно действующему штатному нормативу, разница между…

3 дня ago