Categories: Главное

Пока никто не смотрит: правительство протолкнуло неудобный закон, используя роспуск Мажилиса

15 марта в первом чтении 50 сенаторов решили за 19 млн казахстанцев, каким будет их социальное будущее.

Социальный кодекс Казахстана 2023 года войдет в историю как первый и единственный пока нормативный правовой документ, принятый в первоначальной правительственной версии без участия заинтересованной общественности. А все потому, что этот свод 16 социальных законов, написанный министерством Тамары Дуйсеновой, миновал жернова Мажилиса, и буквально за месяц его судьбу решили 50 депутатов Сената.

Одни за всех

Немного хронологии. 2 сентября 2022 года всего на три недели проект Социального кодекса разместили на сайте открытых НПА для публичного обсуждения. 27 декабря 2022 года кодекс был одобрен правительством. 11 января 2023, за неделю до роспуска, его принял в работу Мажилис. А 7 февраля глава Минтруда Тамара Дуйсенова уже презентовала кодекс в Сенате. В действие документ вступит с 1 июля 2023 года.

Какая-то поразительная спешка. Учитывая, что о роспуске Мажилиса вначале 2023 года правительство 100% знало уже после ноябрьских президентских выборов, кабмин очень торопился одобрить документ и скинуть его в парламент. Чтобы что? Вероятно, чтобы проект кодекса не попал в руки нового состава Мажилиса, где появятся новые лица, которые в Казахстане традиционно в первые пару лет работы рвут и мечут. А учитывая предвыборные программы кандидатов, особенно самовыдвиженцев…

Возник резонный вопрос — а это вообще нормально с точки зрения алгоритмов законотворчества, что кодекс принимается Сенатом, минуя Мажилис? Его мы задали депутатам мажилиса VII созыва.

Мажилис VII созыва с проектом Социального кодекса поработать не успел. Он был только одобрен правительством в конце декабря 2022 года, а в Мажилис попал в начале января. Таким образом, Социальный кодекс, причем первый в истории Казахстана такой важный документ, по сути, будет принят в версии правительства, без внесения в него изменений и дополнений парламентом. Сенат по закону может проекты только обсуждать, внесение изменений относится к полномочиям Мажилиса.

То, что сейчас происходит с Социальным кодексом, давняя практика правительства проводить способные вызвать резонанс законы в период роспуска Мажилиса. Чтобы депутаты не вычистили спорные нормы, как это делает Мажилис,

прокомментировал Азат Перуашев.
Азат Перуашев, фото arbat.media

Ирина Смирнова сказала, что видела лишь презентацию Социального кодекса.

Когда Мажилис распущен, законотворческая деятельность переходит к Сенату. Но! Куда спешить с Социальным кодексом? Надо его всем вместе обсуждать. А мы видим, что есть цель скорее его принять, не обсуждая.

Если вспомнить Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения, то не будь серьезных обсуждений в Мажилисе, вместе с «красивым фасадом» было бы принято много того, что снизило бы наши права. Например, обязательную вакцинацию,

отметила Смирнова.
Ирина Смирнова, фото atameken.kz

Поскольку Сенат не вправе что-то изменять и дополнять в проектах НПА, поступающих к нему на рассмотрение, он может либо принять этот проект в двух чтениях, либо отклонить его. Социальный кодекс, по всей видимости, 50 сенаторов устроил, поэтому они быстро одобрили его в первом чтении. А ведь могли бы и отклонить, чтобы документ «дождался» формирования нового состава Мажилиса для детальной работы.

Кодекс — закон, но не закон

Кстати говоря, если проанализировать действующий регламент Сената, принятый им же самим, то голосование за Социальный кодекс 15 марта вполне можно считать нелегитимным. Как, впрочем, и дальнейшую работу с этим документом, пока его не примет в двух чтениях Мажилис.

Оттолкнемся от закона об НПА, где четко прописана иерархия нормативных правовых актов. Кодексы и законы имеют разные статусы — расположены по значимости на разных ступенях. И в самом же законе об НПА есть определение, что есть такое в Казахстане кодекс — это закон. Из-за этой тавтологии рождаются дальнейшие противоречия.

В регламенте Сената есть главы 3 и 4 — «Законодательная деятельность Сената парламента» и «Порядок рассмотрения кодексов, изменений и дополнений в них». Обращаем внимание, что работа над кодексами выделена в отдельную главу, то есть с ними Сенат обращается в особом порядке.

С 2007 года между 3 и 4 главами появилась еще одна — 3-1 «Выполнение функций парламента по принятию конституционных законов и законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий». Периодически Сенат вносит в нее изменения. Последний раз — в декабре 2022 года.

Так вот, в названии главы 3-1 кодексы не упоминаются. Наверное, потому что выделены в главу 4. То есть в период отсутствия Мажилиса верхняя палата парламента может принимать только конституционные законы и законы. А кодексы не может, так как в главе 4 сказано, что кодексы, изменения и дополнения в них рассматриваются Сенатом после принятия Мажилисом.

Глава Ассоциация юристов «Қазақстан заң-кеңес» Фарид Алиев считает наше замечание этой нестыковке вполне разумным.

Если кодексы и законы разнесены в иерархии (а они разнесены — ред.), то кодекс нельзя считать законом. Неточность, связанная с юридической техникой, налицо.

Но с другой стороны, невозможно себе представить полномочия принимать конституционные законы и законы, но не кодексы, если проанализировать регламент Сената. Так что глава 3-1 подлежит расширительному толкованию. Даже если это так, тогда вызывает вопросы само наличие главы 4 регламента.

То есть в данном случае мы вполне можем поставить под сомнение высокое качество законотворческого процесса, его прозрачность, транспарентность и однозначность,

отметил Фарид Алиев.
Фарид Алиев.

То есть мы видим, что Сенат, а его состав раз в шесть лет обновляется, свою собственную инструкцию довести до ума не может с 2007 года, зато за месяц изучил новый Кодекс, объединивший 16 социальных законов. И тут еще правительство со своей неуместной спешкой в Новом Казахстане скорее отчитаться перед президентом о проделанной работе.

Зачем государство так откровенно хулиганит, заигрывая с самой уязвимой сферой, которая, как мы уже знаем, умеет взрываться? Не пора ли начать договариваться?

P. S. В следующей статье о Социальном кодексе мы расскажем, ради чего вся эта депутатско-правительственная суета.

Александра Алёхова

Recent Posts

Важное заявление от КазАвтоЖол: о смене скоростного режима на платной трассе «Астана-Темиртау

Согласно предписанию Комитета административной полиции МВД РК от 26 апреля 2024 года, на участке автомобильной…

2 минуты ago

Более 10 000 тонн гуманитарной помощи собрано волонтерами

В рамках республиканского штаба противопаводковых мероприятий и ликвидации последствий продолжается работа по оказанию помощи пострадавшим,…

19 минут ago

Движение по кольцевой дороге Алматы временно ограничат

3 мая 2024 года на Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороге (БАКАД) начались работы по обновлению…

25 минут ago

Для коллекторских агентств «тучные» времена могут закончиться

На рассмотрении находится законопроект, ограничивающий работу коллекторов на ближайшие два года Согласно данным аналитического обзора…

31 минута ago

Ученые Казахстана разрабатывают новые меры по борьбе с бешенством

Ученые Казахского агротехнического исследовательского университета им. С.Сейфуллина начали работу над совершенствованием профилактических мероприятий против инфекционных…

2 часа ago

Депутаты предложили обязать казахстанцев убирать улицы каждую неделю

В своем запросе на имя премьер-министра, депутат Мажилиса Даулет Мукаев предложил ввести в Казахстане "чистый…

3 часа ago