Намедни журналист Аскар Джалдинов обвинил создателей популярного сериала «5:32», полицейского процедурала о ловле отечественных маньяков, в плагиате. Он заявил, что истории поимки душегубов они позаимствовали из его книги «Вне протокола. Тайны громких преступлений в Казахстане».
Salem Social Media отвергли претензии, указав что нашумевшие истории о казахстанских серийных убийцах освещались не только литератором, но изложены во множестве открытых источников. Более того, пообещали встречный судебный иск, поскольку Джалилов использовал эпизоды из сериала для продвижения книги.
Скандалы с обвинениями в краже интеллектуальной собственности вспыхивают в нашей стране достаточно часто и не только в сфере шоу-бизнеса. Многим наверное памятен нашумевший случай с большими и не закавыченными цитатами в работе известного политолога. Или модный блогер, сделавший себе имя на наглом копипасте известных российских авторов. Довольно часто отечественные исполнители ловят друг друга на незаконном заимствовании песен или отдельных мотивов.
А все инциденты такого рода в казахстанском кинематографе собраны в нашей подборке.
- Чуть больше двух лет назад Salem Social Media уже сталкивались с обвинениями в плагиате. Опубликованный платформой сериал «Филиал», продюсер Тимур Балымбетов изобличил как казахскоязычную кальку с американского ситкома «Офис». Компания проверила материал и, согласившись с критикой, удалила продукт с платформы.
- В 2018 году режиссер Талгат Теменов возмутился съемками фильма «Станция судьбы», заявленного как вольное продолжение его прославленной мелодрамы 1993 года «Станция любви». Он заявил, что ранее к нему обращалась продюсер Баян Алагузова (на тот момент Есентаева) с идеей снять сиквел, но он отказался от предложения, а новый проект считает кражей. В ответ Алагузова сообщила СМИ, что фильм представляет собой отдельную новую историю, а права на условный исходник принадлежат в любом случае не Теменову, а «Казахфильму». Конфликт не получил правового развития и «Станция судьбы» беспрепятственно вышла на экраны.
- Коррупционная составляющая вкупе с обвинениями в плагиате прозвучала также в нападках на проект Тимура Бекмамбетова «Джентльмены удачи» (низкопробного ремейка замечательной советской комедии). Отечественные кинематографисты Жайык Сыздыков и Мухаммед Мамырбеков, авторы сценария другого несостоявшегося фильма «Золотой воин», назвали кражей использование в российской картине образа «золотого человека». По сюжету, уголовник Смайлик похищает известные золотые доспехи из санкт-петербургского музея. Похожая ситуация, по словам сценаристов, описана в первоначальной версии их скрипта «Золотой воин», режиссером которого собирался стать известный продюсер, но потом отказался из-за занятости в других проектах. Его поведение они назвали саботажем и кражей интеллектуального труда. Бекмамбетов в ответ заявил, что не знает, кто эти люди, а проект «Золотой воин» просто отложил на время.
- В конце 2005 года писатель Марат Конуров сообщил через газету «Время», что побывав на показе российского блокбастера «9 рота», увидел в его сюжете заимствования из своей книги «Потерянный рай», также посвященной афганской войне. В романе казахстанского автора и фильме Бондарчука действительно есть несколько похожих эпизодов, персонажей и даже реплик, которые автор сценария Юрий Коротков объяснил сходством условий в ситуации войны: «Какие-то вещи могут просто носиться в воздухе». Конуров, впрочем, заявил, что не собирается подавать в суд, а хочет лишь обратить внимание публики на странные совпадения. История не получила развития.
- Два года назад литератор Ержан Орымбетов обратился в Минкульт с просьбой проверить на наличие плагиата картину Акана Сатаева «Томирис», сюжет которой якобы переполнен заимствованиями из его одноименной книги. По словам автора, роман о сакской царице он написал в 2013 году и обратился в тот же Минкульт с предложением сделать по нему фильм. Ответ был получен из самой президентской канцелярии, где сообщили, что книга понравилась Нурсултану Назарбаеву. Проверить это не представляется возможным, но каждый любопытствующий может открыть книгу Орымбетова (выложена в свободном доступе) и сличить с фильмом Сатаева. Единственное продолжение, которая получила эта история, что недовольный писатель превратился в пламенного оппозиционного публициста.
- Имя режиссера Талгада Жаныбекова широкой аудитории известно теперь главным образом по его долгой скандальной и крайне запутанной судебной тяжбе с министерством культуры, которое он обвинил в срыве съемок фильма-катастрофы «Феникс». Несостоявшийся проект имел для создателей действительно катастрофические последствия – Жаныбеков и продюсер картины Тунгышбай Жаманкулов были признаны виновными в финансовых махинациях. Примечательно, что один из свидетелей обвинения указал на наличие плагиата в тизере «Феникса».
Есть американский фильм «Цунами», там тоже есть сцена, где есть волна. Например, еще есть фильм «Разлом», там есть сцена, где во время землетрясения семья сидит в кафе, и все дребезжит. Эти кадры были скопированы в «Фениксе». Это все плагиат. Я сказал, что когда фильм выйдет, американцы подадут в суд за плагиат, —
заявил на суде сотрудник Казахфильма Олжабай Мусабеков.
Фильм так и не был завершен, поэтому судьба уберегла создателей от гнева еще и американской Фемиды.