Парадокс «Пинты»: статус госязыка ниже, чем сигарет. 27 марта

Буквально недавно соцсети ополчились на алматинскую «Пинту». Начали защищать родной язык, который через 30 лет так и нельзя назвать действительно государственным. Но в этой истории есть нюансы, пишет газета Жас Алаш.

Когда владельцы ресторана «Пинта» извинились и пообещали отныне ставить песни на казахском, мы ликовали. Маленькая, но все-таки победа. Однако в стране есть тысячи различных заведений, которые не предлагают сервис на казахском языке. И нет никакой гарантии, что пройдет время и Пинта уберет со своего сайта обещание отменить внутренний запрет на казахские песни, и все вернется на круги своя.

А вообще, складывается ощущение, что мы мстим этим людям за то, что не смогли добиться от властей развития госязыка. Ведь неправильно, что казахи в своей стране кому-то указывают: «Это Казахстан — говори на казахском». Как будто наши интересы не защищаются законом. А как на самом деле?

Если отбросить эмоции и посмотреть объективно, то с точки зрения закона запрет на исполнение казахских песен в частном заведении никаким законом не запрещен. В Законе о языке обязательство по государственному языку распространяется на кафе и бары только на меню и информацию. Словом, «Пинта», которая не хотел ставить песни на казахском, закон не нарушает.

Более того, по закону мы в принципе не имеем права требовать, чтобы в ресторанах хотя бы наравне с другой звучала и казахская музыка. По словам адвоката Карибая Ташабаева, законодательством РК не предусмотрено наказание за то, что «не ставят песни на казахском языке». Это решение администрации ресторана, которое регламентируется исключительно внутренними правилами заведения», – говорит юрист.

Так до каких пор мы будем наводить порядок сами?! Чего же ждет правительство, которое должно все регулировать законом? Зачем «Пинте» решать проблему, которая не волнует сами власти?!

Ранее часто возникал вопрос отсутствия в точках общепита меню на казахском, и возмущались опять же активисты. С одной стороны, закон указывает, что меню на казахском должно быть в любом кафе. Но с другой — давайте посмотрим, что грозит нарушителям.

Отсутствие меню на госязыке законодательство рассматривает как ограничение права физических лиц на выбор языка, то есть как дискриминацию по языковому признаку. Нарушители будут оштрафованы на 10 МРП (34 500 тенге). При повторном нарушении в течение года налагается штраф в размере 20 МРП (69 000 тенге). При этом, например, за курение в общественных местах грозит штраф в размере 51 750 тенге (15 МРП). При повторном в течении года те же 20 МРП. То есть наказание за нарушение закона о языке мягче, чем за курение. При таком отношении властей разве можно рассчитывать на уважение к государственному языку со стороны общества?

Мухтар Абаев

Recent Posts

Почему на ТМК нельзя пройти с шариковой ручкой?

Попасть на Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат – настоящая удача. И она сегодня выпала мне. По приглашению…

3 часа ago

Еще один мужчина избил женщину в лифте в Актау

Инцидент произошел вечером, 27 апреля, в 21:45, в доме №7 в 4 микрорайоне Актау, сообщает…

1 день ago

Сухостой горел на 550 км.м. в Астане

В столичном районе Алматы вдоль трассы Астана-Караганда горела сухая трава на общей площади 550 кв.м.,…

1 день ago

Дети играли на стройке в Актау

Играющих детей втором этаже строящегося здания в 16 микрорайоне Актау заметили очевидцы, сообщает Lada.kz. Мы…

1 день ago

Землетрясение произошло в 320 км от Алматы

Сетью сейсмических станций ТОО «ННЦСН и И» МЧС РК 28 апреля в 04:58 по времени…

1 день ago

Паводки в Казахстане: более 37 тыс. человек вернулись в свои дома

На пристальном контроле остается Атырауская область, в связи с прибыванием воды на реке Жайык, продолжается…

1 день ago