Парадокс «Пинты»: статус госязыка ниже, чем сигарет. 27 марта

Буквально недавно соцсети ополчились на алматинскую «Пинту». Начали защищать родной язык, который через 30 лет так и нельзя назвать действительно государственным. Но в этой истории есть нюансы, пишет газета Жас Алаш.

Когда владельцы ресторана «Пинта» извинились и пообещали отныне ставить песни на казахском, мы ликовали. Маленькая, но все-таки победа. Однако в стране есть тысячи различных заведений, которые не предлагают сервис на казахском языке. И нет никакой гарантии, что пройдет время и Пинта уберет со своего сайта обещание отменить внутренний запрет на казахские песни, и все вернется на круги своя.

А вообще, складывается ощущение, что мы мстим этим людям за то, что не смогли добиться от властей развития госязыка. Ведь неправильно, что казахи в своей стране кому-то указывают: «Это Казахстан — говори на казахском». Как будто наши интересы не защищаются законом. А как на самом деле?

Если отбросить эмоции и посмотреть объективно, то с точки зрения закона запрет на исполнение казахских песен в частном заведении никаким законом не запрещен. В Законе о языке обязательство по государственному языку распространяется на кафе и бары только на меню и информацию. Словом, «Пинта», которая не хотел ставить песни на казахском, закон не нарушает.

Более того, по закону мы в принципе не имеем права требовать, чтобы в ресторанах хотя бы наравне с другой звучала и казахская музыка. По словам адвоката Карибая Ташабаева, законодательством РК не предусмотрено наказание за то, что «не ставят песни на казахском языке». Это решение администрации ресторана, которое регламентируется исключительно внутренними правилами заведения», – говорит юрист.

Так до каких пор мы будем наводить порядок сами?! Чего же ждет правительство, которое должно все регулировать законом? Зачем «Пинте» решать проблему, которая не волнует сами власти?!

Ранее часто возникал вопрос отсутствия в точках общепита меню на казахском, и возмущались опять же активисты. С одной стороны, закон указывает, что меню на казахском должно быть в любом кафе. Но с другой — давайте посмотрим, что грозит нарушителям.

Отсутствие меню на госязыке законодательство рассматривает как ограничение права физических лиц на выбор языка, то есть как дискриминацию по языковому признаку. Нарушители будут оштрафованы на 10 МРП (34 500 тенге). При повторном нарушении в течение года налагается штраф в размере 20 МРП (69 000 тенге). При этом, например, за курение в общественных местах грозит штраф в размере 51 750 тенге (15 МРП). При повторном в течении года те же 20 МРП. То есть наказание за нарушение закона о языке мягче, чем за курение. При таком отношении властей разве можно рассчитывать на уважение к государственному языку со стороны общества?

Мухтар Абаев

Recent Posts

Цифровые технологии усиливают безопасность в Павлодарской области (видео)

Цифровые технологии становятся важным инструментом в обеспечении общественной безопасности. В Павлодарской области ключевую роль в…

18 часов ago

Глава государства принял президента компании Sumitomo

В Токио состоялась встреча Касым-Жомарта Токаева с руководителем одной из крупнейших и влиятельных японских торгово-инвестиционных…

18 часов ago

Касым-Жомарт Токаев осмотрел Ситуационный центр Токио по чрезвычайным ситуациям

Данный комплекс является центральным звеном системы гражданской защиты и управления кризисами города, сообщает пресс-служба Акорды.…

19 часов ago

Президент Казахстана провел встречу с губернатором Токио

Касым-Жомарт Токаев и Юрико Коикэ обсудили вопросы сотрудничества в сфере цифровизации, развития технологий Smart city,…

19 часов ago

«Барыс» обыграл двукратных обладателей Кубка Гагарина (видео)

В рамках очередного игрового дня регулярного чемпионата Континентальной хоккейной лиги «Барыс» в гостях сыграл с…

1 день ago

Həqiqətən işləyən 5 vaxt idarəetmə texnikası

Son tarixlər yaxınlaşır, tapşırıqlar yığılır və gün heç nə düzgün edilməmiş hissi ilə başa çatır.…

1 день ago