Categories: Общество

От жузов до нации: потерянное поколение казахстанцев

Потерянное поколение — вовсе не молодежь, а люди старше 35 лет. А молодые люди больше идентифицируют себя с верой и местом проживания.

Вопрос о том, как казахстанцы себя идентифицируют, периодически поднимается в СМИ, но пока социологам не удалось сложить полученные разрозненные выводы в единую концепцию. Потому что с течением времени ответы респондентов меняются.

Гульмира Илеуова, социолог и глава ЦСПИ «Стратегия», рассказала, что начиная с 2009 года, раз в четыре-пять лет их центр задает вопрос 1 600 респондентам о принадлежности к той или иной группе людей. По ее словам,

по накопленным результатам соцопроса трудно создать какой-то определенный образ современного казахстанца

На «портретные» характеристики оказывают заметное влияние самые разнообразные факторы – локальный, этнический, возрастной. А в меньшей степени – религиозный, уровень дохода, род занятий и так далее.

Гражданин своей страны

Согласно полученным данным за 2022 год, чаще всего казахстанцы относят себя к жителям своего города или села (51%), к гражданам страны (50%), к людям своего поколения, возраста (45%) и к людям своей национальности, этноса (42%). При этом вариант «никогда» при самоопределении почти каждый пятый выбрал в отношении таких групп, как «люди такого же достатка» (20%), «люди моей профессии, того же рода занятий» (18%), «представители моей веры» (17%).

Интересен при рассмотрении вопросов идентификации возрастной разрез: его влияние наиболее заметно в двух главных направлениях для идентификации.

С возрастом повышается доля тех, кто соотносит себя с локальной идентичностью, своим городом/селом (с 50% в группе 18-24 лет, до 59% в группе старше 65 лет)

Аналогичная ситуация и при идентификации себя с гражданами Казахстана: рост показателя до 56% в группе старше 65 лет.

Потерянное поколение

Однако из общей картины «вываливается» возрастная когорта в возрасте 35-44 лет (родившиеся в период с 1978 по 1987 годы).

Этим людям, согласно итогам опроса, присущи самые низкие показатели идентичности по всем анализируемым группам. Они реже других соотносят себя с кем-то по принципу веры (32%), проживания на территории области (28%) или населенного пункта (45%)

В целом ни по одному из направлений идентификации в этой группе не было получено показателя 50% и выше.

— Вот кого можно назвать «потерянным поколением».

В то же время молодые, о которых мы беспокоимся больше всего, вполне соответствуют сложившейся общеказахстанской картине с идентичностями

Почти все их показатели равны средним по стране с некоторым повышением по идентификации с людьми своей веры (42%) и с жителями своей области (40%). Довольно красноречивые и требующие особого внимания аспекты, — подчеркивает Илеуова.

Патриотов больше на селе

По ее словам, если проанализировать полученные ответы с точки зрения места жительства участников опроса, можно увидеть, что

сельчане чаще всего ощущают свою принадлежность к месту своего жительства (село и область), у горожан более выражена идентичность по принципу отнесения себя к людям одного поколения, одного рода занятости и уровня достатка

Примечательно, что равное число горожан и сельчан соотносят себя с людьми своей веры, национальности и с гражданами Казахстана.

Образование VS национальная идентичность

Также, по словам социолога, заметно, что на ответы участников опроса влияет образовательный фактор.

У респондентов с неполным средним образованием, кроме наиболее распространенных идентичностей по месту жительства и гражданству, сравнительно высок показатель отнесения себя к людям своей национальности (51%, 3-е место)

У опрошенных со средним специальным образованием результаты по всем направлениям идентичности находятся на одном уровне со средними по стране при заниженном показателе общегражданской идентичности (48%).

У респондентов с высшим образованием на третьем месте идентичность по принципу отнесения себя к людям своего поколения/возраста (50%), другие показатели на уровне страновых.

Локальная идентичность

В целом при сравнении данных за весь период наблюдений (с 2009 по 2022 годы) можно обнаружить, что чаще всего участники опросов соотносили и соотносят себя с гражданами Казахстана, с жителями своего города/села, с людьми своего поколения/возраста и представителями своей этнической группы.

— Обращает на себя внимание и еще одно наблюдение, выявленное на основе сравнительных данных.

В исследовании 2009 года общегражданская идентичность была первой с показателем 67%, но уже в последующих замерах она стала второй, так и не вернув себе лидирующих позиций. Ее оттеснила локальная идентичность

на основе проживания респондентов в определенном городе или селе. Три замера 2014, 2017 и 2022 годов подтвердили приоритет этого направления идентификации», — рассказывает глава ЦСПИ «Стратегия».

В то же время, по мнению социолога, интересно, что со времени закрепились те направления идентификации, которыми казахстанцы никогда не пользуются. Это отнесение себя к людям одной веры, профессии/рода занятий и определенного достатка.

Последнее может говорить о том, что социально-классовая структура в казахстанском обществе, несмотря на переход к рыночной экономике, так и не сформировалась. То есть мы по-прежнему имеем дело с разрозненными и слабо связанными между собой по экономическим основаниям группами населения,

отмечает Илеуова.

Вера или род?

Она констатирует, что идентификационные процессы в Казахстане все еще находятся в стадии развития при отсутствии одного доминирующего направления. Однако наблюдается устойчивый тренд на снижение показателя отнесения себя к жителям одной области и представителям одной веры (за исключением молодежи 18-24 лет). Идентификация себя со своей этнической группой, оставаясь пока одной из самых востребованных (4-е место в 2022 году), с течением времени все же снижает свою привлекательность.

Что касается идентификации на основе отнесения себя к роду, с годами она снижается: в 2022 году почти пятая часть населения никогда не ощущала свою принадлежность к родовой структуре, при этом только каждый третий опрошенный часто прибегал к родовой идентификации

Отмечается, что основными носителями этой идентичности являются люди старшего (от 55 лет) возраста, где доля подобной идентификации на уровне 40% и выше. В более молодом возрасте на родовую принадлежность обращают меньше внимания.

Арман Ергалиев

Recent Posts

Дома для пострадавших от паводков начали строить в Костанайской области

Уже в скором времени, ключи от новых домов получат семьи в Джангельдинском районе: там началось…

11 часов ago

Новый праздник: в календаре появится Национальный день книги

На портале "Открытые НПА" министерство туризма и спорта опубликовало проект постановления о праздновании в Казахстане…

11 часов ago

Виновных в распространении «списка девственниц» накажут в любом случае

Если уголовное дело по факту несанкционированного распространения персональных данных студенток КазНУ имени аль-Фараби закроют, профильное…

12 часов ago

Чего добивается Вашингтон от Астаны рассказал политолог

Данияр Ашимбаев считает что усиливающая критика Казахстана со стороны США связана с геополитическими и экономическими…

12 часов ago

Кому президент вручил награды за мужество и самоотверженность

Указом Главы государства за мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского и служебного долга, вклад…

12 часов ago

Купальный сезон: с городского пляжа Конаева вывезли 10 тонн мусора

Жители Конаева очистили городской пляж от мусора в рамках акции «Мөлдір бұлақ», сообщает пресс-служба городского акимата Закладка…

13 часов ago