Риски и угрозы военного времени несут в себе не только опасности, но и новые возможности. Известный политолог Досым Сатпаев говорит, что страны Центральной Азии могут и должны извлечь уроки из происходящего в Украине и сплотиться.
Подробно:
На фоне роста геополитической напряженности после начала войны в Украине у стран Центральной Азии появились не только новые риски и угрозы, но также несколько «окон возможностей».
Во-первых, ускорение более тесной региональной кооперации в рамках Центральной Азии.
При этом Казахстан и Узбекистан могли бы выступить в роли локомотивов и лоббистов такой кооперации, став неким аналогом Германии и Франции в рамках Европейского Союза. Но здесь необходимо использование бизнес-сообщества стран ЦА в качестве двигателя региональной кооперации.
Основой для более тесного взаимодействия стран ЦА могло бы быть создание водно-энергетического консорциума, так как геополитические вызовы для Центральной Азии напрямую связаны с экологическими рисками и будущим дефицитом воды.
Необходимо развитие сети приграничных торгово-экономических хабов и создание «границ с человеческим лицом», которые бы облегчали передвижение людей, товаров и услуг.
На казахско-узбекской границе уже реализуется проект Международного центра промышленной кооперации «Центральная Азия». На казахско-кыргызской границе также собираются создать Индустриальный торгово-логистический комплекс. А совместно с Туркменистаном планируется построить зерновой терминал.
Одним из инструментов повышения доверия также должна быть кооперация стран региона в информационной сфере, чтобы соседи лучше знали друг друга, получая информацию о регионе напрямую, а не через информационных посредников из других стран, которые могут целенаправленно разжигать внутрирегиональное напряжение.
Во-вторых, становление Центральной Азии в качестве важного транспортно-логистического узла Евразии в условиях выпадения России из глобальной системы транспортных связей.
В-третьих, привлечение новых инвесторов.
В-четвертых, привлечение человеческого капитала из других стран.
В-пятых, с точки зрения мировой экономики Центральная Азия также могла бы занять важную нишу инновационных технологий и поддержки стартапов в разработке и тестировании альтернативных источников энергии и энергосберегающих технологий, став таким образом аналогом Кремниевой долины в развитии возобновляемой энергетики, экспортируя эти разработки и увеличивая количество научно-технических патентов в этом перспективном сегменте.
Но для этого необходимо значительное увеличение расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, что опять же не будет иметь значение без наличия человеческого капитала.
Тот же маленький Израиль или Южная Корея тратят на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки более 4% от ВВП. В списке мировых лидеров по расходам на науку также присутствуют Швеция, Япония и Австрия, которые тратят на НИОКР более 3% от ВВП. В том числе и потому, что в большинстве из этих стран нет нефти, газа и всей таблицы Менделеева.
В-шестых, позиционирование Центральной Азии в качестве одного из важных глобальных участников обеспечения продовольственной безопасности через модернизацию и развитие агропромышленного комплекса страны с акцентом на производство экологической продукции.
Эта ниша с каждым годом будет все более важной как по причине климатических изменений, которые уже приводят к серьезным ударам по сельскому хозяйству других стран, так и в связи с демографическим ростом населения планеты.
В-седьмых, оборонная диверсификация.
То, что происходит в Украине, сейчас изучают военные аналитики всех стран, так как только во время войны можно проверить эффективность тех или иных военных доктрин и силу самих армий, проверить как надо и как не надо вести современные боевые действия в XXI веке. Этого не сделают ни учения, ни тем более красивые парады.
Эта война уже разрушила миф о боевой мощи российской армии и оружия, а также эффективности российской военной тактики и стратегии. Это довольно серьезный удар по репутации России как военного партнера.
Для Казахстана и Узбекистана все это также является важным кейсом, чтобы более эффективно проводить военную реформу и модернизацию армии с учетом быстро меняющейся действительности.
Здесь можно согласиться с известным азербайджанским военным аналитиком Агилем Рустамзаде, который считает, что странам Центральной Азии, Азербайджану и Турции необходимо усилить взаимодействие в разработке и производстве современного вооружения, постепенно снижая свою зависимость от поставок российского оружия.
Понятно, что вряд ли России или Китаю понравится усиление позицией Казахстана и Узбекистана на постсоветском пространстве, становление их как некоего ядра тесного регионального взаимодействия в Центральной Азии, как, впрочем, и укрепление геополитической роли Организации тюркских государств.
Но на фоне глобальной и региональной напряженности Центральной Азии надо провести апгрейд своей региональной самоидентификации на международной сцене. В конечном счете и США, и Россия, и Китай, и ЕС, и другие геополитические игроки всегда исходят из своих интересов, затевая игру в нашем регионе. И только нам самим надо решать, кем мы собираемся быть в этой игре. Пешками или игроками.
А чтобы быть игроками, необходимо самим вырабатывать свою повестку дня для развития региона, минимизируя возникшие риски и, не игнорируя появившиеся «окна возможностей», привлекая равноправных партнеров, которые готовы нам помочь, а не навязывать свои правила игры».
В рамках Межгосударственной программы «Большие гастроли», организованной Министерством культуры Российской Федерации и посвященные 80-летию легендарного…
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…