Общество

Ограничения на рекламу в СМИ: насколько оправданы потери?

Уход рекламных денег от букмекеров в тень и потеря диалога официально зарегистрированных букмекеров с государством не решат проблем с лудоманией, но нанесут очередной удар по массмедиа. 

Что важнее: здоровье и моральный облик казахстанского общества или крупные суммы денег в казне государства за счет налогов и рекламы от букмекерских контор, казино в медиаресурсах? Конечно, первое, согласится большинство… Напомним, эти вопросы стоят сегодня на повестке в мажилисе, где идет разработка  законопроекта по ограничению деятельности игровых заведений.

Что думают о законопроекте представители медиасферы, узнавал корреспондент inbusiness.kz.   

С одной стороны, проще запретить рекламу, как это делают в других странах – Южной Корее, КНР и Кыргызстане. Но достаточно ли будет только этого и какие могут быть последствия? 

Inbusiness.kz поинтересовался у эксперта рекламной индустрии, к чему может привести прямой запрет рекламы игровых заведений для медийного рынка Казахстана.

По мнению исполнительного директора Центрально-Азиатской рекламной ассоциации (ЦАРА) Анны Тютьковой, произойдет перетекание бюджетов прямой рекламы с ТВ, радио и наружной рекламы в интернет, где сложнее отследить соблюдение ограничений. Соответственно, размещение рекламы букмекерских контор в интернет-пространстве будет продолжено, что сводит на нет цели запрета.

Казахстанские телеканалы в значительной мере потеряют возможность возмещать за счет спонсоров свои расходы по выкупу прав на трансляции топовых спортивных событий. Следовательно, трансляции значимых событий в мире спорта будут ограничены, что напрямую повлияет на медийное пространство.  

Высока вероятность, что букмекерские конторы будут использовать возможность самостоятельно выкупать права на трансляцию и размещать трансляции спортивных событий на своих или сторонних сайтах в интернете, которые находятся вне правового поля Казахстана,

отметила эксперт.

Таким образом, полагает она, отрасль пари пострадает меньше всего, а может быть, даже выиграет в эффективности рекламных вложений из-за возможности наиболее действенно стимулировать ставку на сайте. При этом букмекерские конторы будут стимулировать переход аудитории, предпочитающей смотреть трансляции спортивных событий на ТВ, в интернет-пространство, в том числе на иностранные сайты. Это в конечном итоге ведет к выпадению части казахстанской аудитории из национального медийного пространства.

По данным экспертного комитета ЦАРА, по результатам III квартала 2023 года рост рекламно-медийного рынка, включая интернет, составляет +29% к аналогичному периоду 2022 года. Но при этом надо учитывать, что рынок пострадал в связи с рядом событий (пандемия COVID, война в Украине). Соответственно, сейчас речь идет в большей степени о восстановлении. Объем затрат на рекламу букмекерских контор в структуре, измеряемых исследовательской компанией K-Research (TNS Kantar) СМИ и каналов распространения рекламы (ТВ, наружная реклама, радио, пресса), в 2022 году составил 7-10%. Это порядка 6-8,5 млрд тенге, не меньшая доля ожидается по итогам 2023 года. 

При этом в ассоциации рекомендуют принять во внимание, что основная доля рекламных затрат букмекерских контор приходится не на прямую рекламу, указанную в реестре рекламодателей в проектах измерителя, а на спонсирование трансляций спортивных событий и других программ, которое не всегда отражается в мониторинге в силу специфики.

Интернет фактически не мониторится и не измеряется K-Research (TNS Kantar) или каким-то иным единым инструментом в полном объеме, поэтому оценить затраты не представляется возможным, но можно с уверенностью предполагать, что они значительно больше затрат на рекламу в традиционных СМИ. Что касается трансляции спортивных событий, то большая часть рекламы является спонсорской. Значит, можем считать, что именно эта реклама букмекерских контор позволяет компенсировать ТВ-каналам затраты на трансляции»,

подчеркнула Анна Тютькова.

Насколько растут доходы игорного бизнеса, можно судить по налоговым отчислениям в бюджет, которые впечатляют своими размерами. Только за 2022 год от организаторов лотерей и владельцев букмекерских контор поступило 113 млрд.тенге налоговых отчислений. 

По данным Бюро национальной статистики, сфера игорного бизнеса в Казахстане в течение 10 лет прибавляла в среднем 25% в год. С началом пандемии отрасль продемонстрировала масштабный рост – в 2020 году объемы у букмекеров и владельцев казино выросли сразу в 18 раз (с 15 млрд до 278 млрд тенге). Согласно налоговой статистике, ТОО «NetBet» (бренд Olimp.bet) за 2022 год выплатило в бюджет около свыше 45 млрд тенге, 1Xbet.kz – 18 млрд тенге, PariMatch – 2,7 млрд тенге. 

В Ассоциации по защите прав граждан в сфере игорного бизнеса РК считают, что рост доходов и налоговых отчислений букмекеров и других обусловлен увеличением числа казахстанцев, играющих в азартные игры. Такого же мнения придерживаются и психологи-практики – количество игроманов в стране возросло в разы и сравнялось с числом зависимых от алкоголя и наркотиков.

В профильном ведомстве (МКС) одной из причин легализации игровых заведений и возросших налоговых отчислений называют выход из теневого рынка в связи с ужесточением госрегулирования. Если говорить о размерах стоимости рекламы букмекерских контор и онлайн-казино, то это, на взгляд исполнительного директора ЦАРА, очень индивидуальная история и зависит от конкретного рекламодателя. Однозначно, букмекерские конторы и организаторы пари являются значимой категорией для рекламно-медийной отрасли. В случае введения ограничений в отношении букмекеров это сильно ударит по рынку рекламы и СМИ, считает эксперт. 

Для телевидения в среднем это минус 10% доходов, для радио – минус 10%, а для ряда радиостанций – минус все 50%, для наружной рекламы – минус 15-20%. Опять же, не считая оплачиваемых букмекерами значимых международных спортивных трансляций.

Прямое следствие такого сокращения – снижение поступлений налоговых выплат в бюджет. Но еще надо учитывать, что данные средства — это в том числе зарплаты сотрудников и ресурсы для развития медиа,

полагает она.

Согласно подсчетам, годовой курс реабилитационной терапии обойдется родным одного игромана в 2,5-3 млн тенге. При этом ранее официальными лицами озвучено, что в стране порядка 350 тыс. активных клиентов букмекерских контор и казино. Так вот, если всех этих людей отправить на лечение, то сумма превысит все налоговые поступления от игорного бизнеса.

Хорошо, пусть медийный рынок и налоги в бюджет уйдут в минус, если от этого зависит здоровье нации. Но приведет ли ограничение или запрет рекламы к оздоровлению казахстанцев? Светила медицины считают, что запрет рекламы избавит игроманов от пагубной привычки, по крайней мере, не будет влиять на реабилитацию в процессе ремиссии. Но есть и обратное мнение.

Если принять во внимание, что невозможно отследить всю незаконную рекламу в сети интернет, при этом интернет-реклама является наиболее коротким путем к ставке, без сомнений, произойдет перетекание рекламных инвестиций в эту среду.

Таким образом, реклама букмекерских контор продолжится, но при этом официально зарегистрированные в Казахстане компании окажутся в неравной конкуренции с незарегистрированными на нашей территории компаниями, которые получат преимущество в предложении на более привлекательных для игроков условиях за счет отсутствия налогов.

Получается, сам потребитель становится менее защищенным. Также возникает опасность ухода данной категории в тень и потери диалога официально зарегистрированных букмекеров с государством по решению проблемы лудомании,

полагает Анна Тютькова.

В ассоциации считают, что необходимо вести всесторонний конструктивный диалог, тщательно рассмотреть степени эффективности и негативных последствий запрета, нахождения баланса в ограничении и профилактике.  В том числе через социальные программы и социальную рекламу, направленные на образование населения, которые принесут реальную пользу обществу.

Хочется отметить, что запрет рекламы алкоголя и табачной продукции в свое время также наделал много шума. Появились бутылочки с водой и безалкогольные напитки, скрытая реклама и так далее. При этом пить и курить люди так и не перестали – каждый решает сам, какой напиток предпочесть. Алкоголь и сигареты не нуждаются в рекламе – в магазине этого «добра» хватает. Но все же повлиять на то, чтобы сделать глоток или затяжку, реклама способна. 

В азартных играх немного по-другому. Мелькающая реклама в интернет-пространстве, манящие вывески и непонятные звонки от таких контор, предлагающие бонусы, действуют настолько агрессивно, что принимать меры все же необходимо. Причем взвешенные и разумные, чтобы потом не столкнуться с обратной стороной медали.

Антон Федоров

Recent Posts

В Казахстане изъята крупнейшая в истории страны партия кокаина

Комитет национальной безопасности провёл масштабную спецоперацию, в результате которой был ликвидирован международный канал контрабанды наркотиков,…

2 дня ago

Токаев провел встречу с председателем парламента Монголии

Глава государства провел встречу с Председателем Великого Государственного Хурала Монголии Дашзэгвийном Амарбаясгаланом, сообщает пресс-служба Акорды.…

2 дня ago

Глава государства поздравил работников нефтегазовой отрасли

На торжественной церемонии в Акорде Касым-Жомарт Токаев подчеркнул особую роль нефтегазового комплекса в национальной экономике…

3 дня ago

Нацбанк Казахстана назвал сроки вывода из обращения старых банкнот

В Казахстане продолжается поэтапная замена старых банкнот на купюры нового дизайна. Национальный банк Республики Казахстан…

3 дня ago

Отборочный турнир Чемпионата мира — 2026. Казахстан – Уэльс (видео)

В Астане состоялся матч отборочного турнира чемпионата мира-2026 по футболу между сборными Казахстана и Уэльса.…

3 дня ago

Xiaomi запускает Redmi 15C: Элегантный дизайн. Полное визуальное погружение. Энергия на весь день

Компания Xiaomi представила в Казахстане Redmi 15C — устройство, сочетающее тонкий, изящный дизайн и большой…

3 дня ago