Фото: kulturologia.ru
Уход рекламных денег от букмекеров в тень и потеря диалога официально зарегистрированных букмекеров с государством не решат проблем с лудоманией, но нанесут очередной удар по массмедиа.
Что важнее: здоровье и моральный облик казахстанского общества или крупные суммы денег в казне государства за счет налогов и рекламы от букмекерских контор, казино в медиаресурсах? Конечно, первое, согласится большинство… Напомним, эти вопросы стоят сегодня на повестке в мажилисе, где идет разработка законопроекта по ограничению деятельности игровых заведений.
Что думают о законопроекте представители медиасферы, узнавал корреспондент inbusiness.kz.
С одной стороны, проще запретить рекламу, как это делают в других странах – Южной Корее, КНР и Кыргызстане. Но достаточно ли будет только этого и какие могут быть последствия?
Inbusiness.kz поинтересовался у эксперта рекламной индустрии, к чему может привести прямой запрет рекламы игровых заведений для медийного рынка Казахстана.
По мнению исполнительного директора Центрально-Азиатской рекламной ассоциации (ЦАРА) Анны Тютьковой, произойдет перетекание бюджетов прямой рекламы с ТВ, радио и наружной рекламы в интернет, где сложнее отследить соблюдение ограничений. Соответственно, размещение рекламы букмекерских контор в интернет-пространстве будет продолжено, что сводит на нет цели запрета.
Казахстанские телеканалы в значительной мере потеряют возможность возмещать за счет спонсоров свои расходы по выкупу прав на трансляции топовых спортивных событий. Следовательно, трансляции значимых событий в мире спорта будут ограничены, что напрямую повлияет на медийное пространство.
Высока вероятность, что букмекерские конторы будут использовать возможность самостоятельно выкупать права на трансляцию и размещать трансляции спортивных событий на своих или сторонних сайтах в интернете, которые находятся вне правового поля Казахстана,
отметила эксперт.
Таким образом, полагает она, отрасль пари пострадает меньше всего, а может быть, даже выиграет в эффективности рекламных вложений из-за возможности наиболее действенно стимулировать ставку на сайте. При этом букмекерские конторы будут стимулировать переход аудитории, предпочитающей смотреть трансляции спортивных событий на ТВ, в интернет-пространство, в том числе на иностранные сайты. Это в конечном итоге ведет к выпадению части казахстанской аудитории из национального медийного пространства.
По данным экспертного комитета ЦАРА, по результатам III квартала 2023 года рост рекламно-медийного рынка, включая интернет, составляет +29% к аналогичному периоду 2022 года. Но при этом надо учитывать, что рынок пострадал в связи с рядом событий (пандемия COVID, война в Украине). Соответственно, сейчас речь идет в большей степени о восстановлении. Объем затрат на рекламу букмекерских контор в структуре, измеряемых исследовательской компанией K-Research (TNS Kantar) СМИ и каналов распространения рекламы (ТВ, наружная реклама, радио, пресса), в 2022 году составил 7-10%. Это порядка 6-8,5 млрд тенге, не меньшая доля ожидается по итогам 2023 года.
При этом в ассоциации рекомендуют принять во внимание, что основная доля рекламных затрат букмекерских контор приходится не на прямую рекламу, указанную в реестре рекламодателей в проектах измерителя, а на спонсирование трансляций спортивных событий и других программ, которое не всегда отражается в мониторинге в силу специфики.
Интернет фактически не мониторится и не измеряется K-Research (TNS Kantar) или каким-то иным единым инструментом в полном объеме, поэтому оценить затраты не представляется возможным, но можно с уверенностью предполагать, что они значительно больше затрат на рекламу в традиционных СМИ. Что касается трансляции спортивных событий, то большая часть рекламы является спонсорской. Значит, можем считать, что именно эта реклама букмекерских контор позволяет компенсировать ТВ-каналам затраты на трансляции»,
подчеркнула Анна Тютькова.
Насколько растут доходы игорного бизнеса, можно судить по налоговым отчислениям в бюджет, которые впечатляют своими размерами. Только за 2022 год от организаторов лотерей и владельцев букмекерских контор поступило 113 млрд.тенге налоговых отчислений.
По данным Бюро национальной статистики, сфера игорного бизнеса в Казахстане в течение 10 лет прибавляла в среднем 25% в год. С началом пандемии отрасль продемонстрировала масштабный рост – в 2020 году объемы у букмекеров и владельцев казино выросли сразу в 18 раз (с 15 млрд до 278 млрд тенге). Согласно налоговой статистике, ТОО «NetBet» (бренд Olimp.bet) за 2022 год выплатило в бюджет около свыше 45 млрд тенге, 1Xbet.kz – 18 млрд тенге, PariMatch – 2,7 млрд тенге.
В Ассоциации по защите прав граждан в сфере игорного бизнеса РК считают, что рост доходов и налоговых отчислений букмекеров и других обусловлен увеличением числа казахстанцев, играющих в азартные игры. Такого же мнения придерживаются и психологи-практики – количество игроманов в стране возросло в разы и сравнялось с числом зависимых от алкоголя и наркотиков.
В профильном ведомстве (МКС) одной из причин легализации игровых заведений и возросших налоговых отчислений называют выход из теневого рынка в связи с ужесточением госрегулирования. Если говорить о размерах стоимости рекламы букмекерских контор и онлайн-казино, то это, на взгляд исполнительного директора ЦАРА, очень индивидуальная история и зависит от конкретного рекламодателя. Однозначно, букмекерские конторы и организаторы пари являются значимой категорией для рекламно-медийной отрасли. В случае введения ограничений в отношении букмекеров это сильно ударит по рынку рекламы и СМИ, считает эксперт.
Для телевидения в среднем это минус 10% доходов, для радио – минус 10%, а для ряда радиостанций – минус все 50%, для наружной рекламы – минус 15-20%. Опять же, не считая оплачиваемых букмекерами значимых международных спортивных трансляций.
Прямое следствие такого сокращения – снижение поступлений налоговых выплат в бюджет. Но еще надо учитывать, что данные средства — это в том числе зарплаты сотрудников и ресурсы для развития медиа,
полагает она.
Согласно подсчетам, годовой курс реабилитационной терапии обойдется родным одного игромана в 2,5-3 млн тенге. При этом ранее официальными лицами озвучено, что в стране порядка 350 тыс. активных клиентов букмекерских контор и казино. Так вот, если всех этих людей отправить на лечение, то сумма превысит все налоговые поступления от игорного бизнеса.
Хорошо, пусть медийный рынок и налоги в бюджет уйдут в минус, если от этого зависит здоровье нации. Но приведет ли ограничение или запрет рекламы к оздоровлению казахстанцев? Светила медицины считают, что запрет рекламы избавит игроманов от пагубной привычки, по крайней мере, не будет влиять на реабилитацию в процессе ремиссии. Но есть и обратное мнение.
Если принять во внимание, что невозможно отследить всю незаконную рекламу в сети интернет, при этом интернет-реклама является наиболее коротким путем к ставке, без сомнений, произойдет перетекание рекламных инвестиций в эту среду.
Таким образом, реклама букмекерских контор продолжится, но при этом официально зарегистрированные в Казахстане компании окажутся в неравной конкуренции с незарегистрированными на нашей территории компаниями, которые получат преимущество в предложении на более привлекательных для игроков условиях за счет отсутствия налогов.
Получается, сам потребитель становится менее защищенным. Также возникает опасность ухода данной категории в тень и потери диалога официально зарегистрированных букмекеров с государством по решению проблемы лудомании,
полагает Анна Тютькова.
В ассоциации считают, что необходимо вести всесторонний конструктивный диалог, тщательно рассмотреть степени эффективности и негативных последствий запрета, нахождения баланса в ограничении и профилактике. В том числе через социальные программы и социальную рекламу, направленные на образование населения, которые принесут реальную пользу обществу.
Хочется отметить, что запрет рекламы алкоголя и табачной продукции в свое время также наделал много шума. Появились бутылочки с водой и безалкогольные напитки, скрытая реклама и так далее. При этом пить и курить люди так и не перестали – каждый решает сам, какой напиток предпочесть. Алкоголь и сигареты не нуждаются в рекламе – в магазине этого «добра» хватает. Но все же повлиять на то, чтобы сделать глоток или затяжку, реклама способна.
В азартных играх немного по-другому. Мелькающая реклама в интернет-пространстве, манящие вывески и непонятные звонки от таких контор, предлагающие бонусы, действуют настолько агрессивно, что принимать меры все же необходимо. Причем взвешенные и разумные, чтобы потом не столкнуться с обратной стороной медали.
В рамках Межгосударственной программы «Большие гастроли», организованной Министерством культуры Российской Федерации и посвященные 80-летию легендарного…
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…