Гражданское общество после вступления в силу первого Социального кодекса нашло в документе спорные положения и просит государство их пересмотреть.
Недавно на одном из заседаний Общественного совета ЕНПФ присутствовала вице-министр труда и соцзащиты населения Назгуль Сагындыкова. Возник довольно серьезный спор о статусе обязательных пенсионных взносов работодателя (ОПВР), вводимых с 1 января 2024 года. И основным предметом спора была обезличенность этих взносов.
Наш журналист так и спросил у вице-министра, а не хотело ли министерство за счет этого общего котла закрыть вопрос с теми вкладчиками, у которых совсем мало накоплений?
-Эту норму мы включили не сейчас, она с 2015 года была в законе о пенсионном обеспечении, все эти нормы отражены и в Социальном кодексе. В 2015 году мы не знали, что будет решение по изъятию (излишков на покупку жилья и лечение, — Ред.). Поэтому никто не решал проблемы закрывать. Мировую практику если вы знаете, идет распределение — государство, работники, работодатели. А у нас до сегодняшнего дня участвовали в накопительной пенсионной системе только государство и работники. Работодатели, за исключение обязательных профессиональных взносов, не участвовали. Поэтому в целом, если исторически вернуться, еще на начале становления НПС сразу планировалось подключать работодателей. Но решили поэтапно. И с 2015 года включили условную накопительную компоненту, — ответила Назгуль Сагындыкова.
По ее мнению, у этой самой условной накопительной компоненты есть преимущества — выплаты тем, за кого перечисляли работодатели, будут пожизненными. А по индивидуальным счетам при полном исчерпании своих накоплений пенсионер лишается части пенсии.
— Многие задают вопрос: что за счет ответственных работодателей будут покрываться пенсии неработающих граждан, справедливо ли это? Здесь пенсия из условной накопительной системы назначается только тем, кто участвовал в этой системе. Те, за кого работодатели не отчисляли, не будут получать из нее, — уточнила вице-министр.
Она еще сравнила эту обезличенную схему с соцотчислениями на разные социальные риски типа беременности и родов, потери работы, трудоспособности, кормильца и других. Но социальные риски могут и не наступить. Поэтому члены общественного совета ЕНПФ сказали вице-министру, что ее сравнение не совсем корректное. Например, не всех ждут беременность и роды, а старость неизбежна у каждого.
— Из условно-накопительной системы будут получать те, у кого стаж участия не менее 60 месяцев, то есть за кого платили работодатели не менее 5 лет. Вам не кажется, что это дискриминация по отношению к тем, кто трудится по 30-40 лет, в то время как на эти же выплаты спокойно могут рассчитывать откровенные тунеядцы со стажем в 5 лет?
— На размер части пенсии из условной накопительной системы будет влиять стаж участия в ней. Больше стаж — больше выплаты. Мы думаем, что здесь социальная справедливость есть, и большинство населения хотели бы иметь гарантированную пожизненную пенсию, — сказала вице-министр.
Председатель общественного совета Ерлан Бурабаев отметил, что эта политика не стимулирует людей к накоплению на старость, а дает возможность надеяться на то, что кто-то накопит в общем обезличенном кошельке вместо них
Сошлись на том, что норма будет обсуждаться и дорабатываться до конца 2023 года специальной комиссией, в которой участвует не только Минтруда, но и Нацпалата «Атамекен», и Ассоциация финансистов, и Нацбанк. В планах теперь еще привлечь к участию представителей работников — Федерацию профсоюзов. Общественный совет ЕНПФ предложил также включить в эту комиссию своих представителей — Айдархана Кусаинова и Евгения Сейпульника, и ведомство рассматривает этот вопрос.
Параллельно общественный совет направил в администрацию президента, Минтруда, Нацбанк и Агентство по регулированию и развитию финансового рынка обращение о статусе обязательных пенсионных отчислений работодателей, продублировав необходимость участия в обсуждениях Кусаинова и Сейпульника.
«Считаем, что OПBP, вводимые с 1 января2024года, должны быть не условными, а реальными и учитываться на индивидуальных (персонифицированных) счетах вкладчиков в ЕНПФ. Норма по OПBP, предусматривающая участие в пенсионном обеспечении работодателей, заложена в законодательстве с 2015 года. Данная норма неоднократно подвергалась критике и переносилась не только из-за дополнительной нагрузки на работодателя, но, прежде всего, из-за несправедливого распределения выплат по OПBP. Фактически работодатели рассматривают OПBP как дополнительный «пенсионный налог» на каждого работника, а не дополнительный доход работников, который они получат при выходе на пенсию», написал общественный совет от имени всех вкладчиков ЕНПФ чиновникам.
По мнению общественности, представленная модель OПBP несет в себе риски снижения заинтересованности работодателей в официальной выплате заработных плат своим работникам, в официальном сохранении и увеличении числа рабочих мест.
«Определение юридического статуса OПBP как собственности работников будет способствовать заинтересованности работодателей в участии в пенсионной системе. Действующая же трактовка Кодекса влечет за собой риски серых схем», — считают в ОС ЕНПФ.
Таким образом, главные постулаты, которые изложил общественный совет в своем запросе в администрацию президента, выглядят так:
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…
20-21 октября по приглашению Касым-Жомарта Токаева Казахстан с государственным визитом посетит Президент Азербайджана Ильхам Алиев,…