Политика

Новый Харьковский фронт

10 мая в российско-украинской войне произошли изменения. Российские войска атаковали территорию Украины в ее северной Харьковской области. Пока не совсем понятно, насколько эти изменения будут серьезными, будет ли Россия наступать большими силами или это была только разведка боем. Тем не менее, есть важный момент, который заключается в том, что таким образом российская сторона, по сути, открыла новый фронт.

Здесь надо отметить, что после отвода весной 2022 года российских войск из северной части Украины за линию государственной границы, здесь не велось активных боевых действий. Конечно, были вылазки диверсантов с обеих сторон, периодические обстрелы городов, особенно украинского Харькова и российского Белгорода. Самой крупной акцией можно назвать действия украинских прокси-групп из числа российских граждан в Белгородской области в марте 2024 года.

Тем не менее, формально здесь не шли активные боевые действия. Воюющие стороны по умолчанию согласились с тем, что здесь не было активного военного противостояния. То есть, война шла на Востоке и Юге Украины, но не на ее старой государственной границе с Россией. В результате фронт в этой войне насчитывал только 1300 километров, а не 1800 км., как могло бы быть, если бы велась полноценная война.

Между прочим, тот факт, что в России до сих пор называют происходящее специальной военной операцией, как раз и может быть связан с нежеланием переходит в режим войны. в том числе потому, что это привело бы к необходимости вести бои на границе с Украиной со стороны сразу трех российских областей – Белгородской, Брянской и Курской. Кроме всего прочего, увеличение линии фронта примерно на 500 километров потребовало бы существенно больших военных ресурсов.

Понятно, что весной 2022 года, после неудачи наступления на север Украины, с этим могли возникнуть затруднения. Здесь был существенный риск, связанный с маневренной войной, которая фактически велась воюющими сторонами в условиях разреженного фронта. Поэтому тогда в Москве явно хотели избежать распространения военных действий на свою старую территорию. Существующих войск не хватило бы еще на 500 километров фронта.

Во многом схожая ситуация была и у Украины. Весной 2022 года ей удалось отбиться, нанести большие потери российским войскам. Важную роль в этом сыграли добровольческие формирования. Отход российских войск за государственную границу уже был серьезной тактической победой. Но война продолжалась и у Украины не было достаточно войск еще и для северного фронта.

Поэтому воюющие стороны по умолчанию согласились, что 500 километров границы останутся вне активных боевых действий. Это позволило им перебросить войска в Донбасс и в Херсон. Показательно, что когда осенью 2022 года украинцы провели Балаклейскую операцию на востоке Харьковской области, отступающие российские части отошли в ее северной части за государственную границу и линия фронта еще немного сократилась.

Но в марте 2024 года в Белгородскую область зашли вооруженные формирования из российских граждан, воюющих за Украину. У них были танки и поддержка артиллерии. Они некоторое время удерживали пару населенных пунктов и вели бои с российскими войсками. Это еще не было линией фронта, но негласное соглашение было нарушено. Хотя украинцы могли сказать, что это не их войска, а условные российские повстанцы, но было понятно, что это не слишком убедительный аргумент.

В тот раз высказывались мнения, что таким образом Украина пытается отвлечь российские войска, которые как раз вели наступление на ряде направлений на Донбассе и в Запорожской области. Кроме того, Украина могла полагаться на свои линии обороны, которые она создавала на севере с весны 2022 года. Но в любом случае это был достаточно рискованный шаг. Потому что, если бы Россия решила бы ответить, то это могло привести к открытию нового активного фронта. Для него потребовались бы дополнительные войска и вооружение, которых объективно не хватало для войск на основной линии фронта.

Возможно, что расчет был на то, что для России увеличение линии фронта на 500 км. также будет связано с большими трудностями, потребует техники, людей, боеприпасов и в связи с этим она ограничится только ответом в духе диверсионных операций. В апреле казалось, что такой расчет оправдался. Российская сторона усилила обстрелы. В результате вдоль границы шла настоящая «война городов», практически в духе ирано-иракской войны. Россия обстреливала Харьков и населенные пункты вдоль границы. Украина вела обстрелы Белгорода.

Но 10 мая российские войска снова зашли на территорию Украины и теперь ситуация может измениться. Хотя еще с марта велись разговоры о возможности нового российского наступления на Харьков. Характерно также, что 18 марта президент России Владимир Путин говорил о возможности создания санитарной зоны на территории Украины для того, чтобы не давать возможности украинской армии обстреливать Белгород.

Военные эксперты в ответ заявляли, что для создания такой зоны надо преодолеть линии украинской обороны вдоль границы, что потребует большой группировки войск. При этом называли разные цифры, самая большая была в 300 тыс. человек. С учетом того, что в 40 км. от границы находится Харьков, любая крупная военная операция предполагала занятие этого города. Это потребовало бы от российской армии чрезмерных усилий и больших потерь.

Хотя высказывались также мнения, что Москва не стремится занять Харьков, а, скорее, хочет вынудить его население покинуть город и таким образом создать нагрузку для Украины и Европы, куда могут направиться новые потоки беженцев. Кроме того, она может хотеть заставить украинскую армию перебросить весьма ограниченные резервы с востока страны. Возможно, что часть плана по созданию условий для нового российского наступления, которое вроде бы должно начаться в июне-июле этого года. По крайней мере, об этом говорят украинские официальные лица.

Можно только догадываться, насколько это реальные планы. Потому что довольно много военных аналитиков утверждает, что у российской армии нет достаточно ресурсов для нового масштабного наступления. Тем более, что Украина в ближайшее время получит новое оружие и особенно боеприпасы, что может изменить ситуацию на линии фронта. Как минимум, ограничить возможности России к наступлению.

В любом случае, заход российских войск на украинскую территорию в Харьковской области теоретически может означать возможность увеличения линии фронта в этой войне. Сейчас все зависит от того, будет ли это только разовая акция в духе операции украинских прокси-групп в Белгороде или Россия все же начнет полномасштабное наступление.

Пока это не выглядит как масштабное наступление в направлении на Харьков. Скорее это похоже на разведку боем или деятельность диверсионных групп. Судя по заявлениям украинской стороны только отдельные и сравнительно небольшие подразделения перешли границу со стороны Белгородской области и заняли несколько сел в так называемой «серой зоне». Она находится между границей и линией обороны, которая расположена от нее примерно в 10 км.

Однако российские войска стремятся закрепиться в ряде населенных пунктов на украинской территории. Это меняет ситуацию. Тем более, что все-таки это регулярные войска, а не прокси группы, пусть даже с танками. Следовательно, перед Украиной возникает дилемма, надо ли перебрасывать войска с фронта или из резервов или все-таки это останется акцией диверсионного характера и можно обойтись местными силами и резервами из Киевской области.

Если речь идет о полноценной военной операции, то понятно, что она не может быть ограничена только условным Волчанском в Харьковской области, городом, которые оказался на направлении удара. Сторонам придется создавать линию фронта вдоль всей границы. Хотя в этом противостоянии уже довольно давно идет речь о позиционной войне, но все-таки не существует сплошной линии окопов в духе первой мировой войны. Линия фронта в основном состоит из опорных пунктов, пространство между которыми простреливается и минируется.

Тем не менее, для новой линии фронта сторонам потребуется минимально до 100 тыс. солдат каждой. Это, если не наступать. Есть ли они у России Украины большой вопрос? Скорее всего потребуется новая мобилизация, что выглядит проблематично скорее для Украины. В то время как России проще мобилизовать людей, но сложнее с техникой. Тогда зачем было нужно России атаковать Харьков и рисковать созданием новой линии фронта с необходимостью прорывать укрепленные линии обороны?

Можно допустить, что все-таки все ограничиться операциями на приграничной зоне. Российской стороне надо было продемонстрировать уязвимость Украины для удара с севера, но она все же, скорее всего, не будет стремиться к активизации военных действий. Для этого у нее пока нет соответствующей группировки. Ее можно нарастить, но не совсем ясно за счет чего.

В принципе, вся последняя военная активность России направлена на то, чтобы как раз продемонстрировать уязвимость Украины. Для этого они разрушают ее энергетические объекты, в той же Харьковской области. Многие задаются вопросом, зачем они это делают летом, а не зимой, когда последствия могут быть более тяжелыми. Но война то явно не закончится к следующему отопительному сезону. Если с электричеством еще можно решить вопрос за счет импорта из Европы, то что делать с отоплением! Уже через пять месяцев это станет большой проблемой.

Очень похоже, что Россия сейчас стремится повысить ставки в этой сложной трагической игре, которая происходит вокруг этого острейшего конфликта. В то же время, у нее все же нет сил и возможностей одержать решительную победу. Но Москва может хотеть продемонстрировать, что она также очень далека от поражения, скорее наоборот, и готова воевать долго и, в том числе открывать новые фронты.

Фактически это война нервов, вернее на нервах друг друга. Такое обычно происходит, когда ситуация на самом деле зашла в тупик и стороны ищут возможность выйти из конфликта. Но это очень непросто сделать без потери лица. Рискну предположить, что заморозка конфликта по корейскому сценарию 1953 года становится все более вероятной. Поэтому стороны стараются занять лучшие позиции перед реализацией этого сценария, в том числе для возможного торга по условиям.

Конечно, может быть и не так. Тогда нас ждет возникновение нового фронта в этой явно затянувшейся войне и ее продолжение до полного истощения сил сторон. Потому что уже понятно, что Запад не даст Украине проиграть, а Россия явно оказалась более устойчивой, чем многие ожидали.

Султан Акимбеков

Recent Posts

В Казахстане изъята крупнейшая в истории страны партия кокаина

Комитет национальной безопасности провёл масштабную спецоперацию, в результате которой был ликвидирован международный канал контрабанды наркотиков,…

1 день ago

Токаев провел встречу с председателем парламента Монголии

Глава государства провел встречу с Председателем Великого Государственного Хурала Монголии Дашзэгвийном Амарбаясгаланом, сообщает пресс-служба Акорды.…

1 день ago

Глава государства поздравил работников нефтегазовой отрасли

На торжественной церемонии в Акорде Касым-Жомарт Токаев подчеркнул особую роль нефтегазового комплекса в национальной экономике…

1 день ago

Нацбанк Казахстана назвал сроки вывода из обращения старых банкнот

В Казахстане продолжается поэтапная замена старых банкнот на купюры нового дизайна. Национальный банк Республики Казахстан…

1 день ago

Отборочный турнир Чемпионата мира — 2026. Казахстан – Уэльс (видео)

В Астане состоялся матч отборочного турнира чемпионата мира-2026 по футболу между сборными Казахстана и Уэльса.…

2 дня ago

Xiaomi запускает Redmi 15C: Элегантный дизайн. Полное визуальное погружение. Энергия на весь день

Компания Xiaomi представила в Казахстане Redmi 15C — устройство, сочетающее тонкий, изящный дизайн и большой…

2 дня ago