Фестивальный режиссер Адильхан Ержанов снял очередной фестивальный фильм о непостижимых восточных варварах, которым можно только сочувствовать или ужасаться.
Маститые российские кинокритики в рецензиях на 15-й фильм казахстанского режиссера, широко известного в кругах кинокритиков, все как один игнорируют подчеркнутую условность сюжета, декораций, диалогов и предполагаемых обстоятельств.
Хотя как и в случае предыдущими лентами, полуторачасовой киноролик представляет собой сюрреалистическую карикатуру на отечественную жизнь и призван обличать, бичевать и вскрывать общественные пороки. Все фильмы похожи как близнецы фабулой, излюбленными примочками, выдаваемыми за талантливую операторскую работу, кастом (число постоянных актеров пополнили Берик Айтжанов и Серик Алшинов), грубым морализаторством, нескрываемой мизантропией и социальным расизмом.
По какой-то загадочной причине иностранные рецензенты и отборщики фестивалей игнорируют все эти составляющие при пересказе, и может показаться, что увиденное они считают не притчей (топорной и банальной, ОК), а некой суровой правдой, да еще и скрываемой от прогрессивной общественности.
Как будто история про бандита Пошаева, который держит в страхе аул Каратас (постоянная локация многих фильмов Ержанова — московские киноведы сравнивают с фолкнеровским округом Йокнапатофа для придания высоколобого флера), является чем-то кроме гротескного описания общественно-политических устоев.
Герой Алшинова, похожий на латиноамериканского гангстера и охраняемый вооруженной до зубов свитой, в открытую пачками убивает людей, включая местного акима; атакует полицейский участок; пресекает завоз в аул синего мета(!) и выкручивает руки иностранной корпорации, заставляя брать на работу только местных, которые ему по-собачьи преданы.
Обо всех этих очевидных гиперболах в северососедских отзывах ни слова. Всерьез обсуждаются мотивы персонажа Айтжанова, чью бывшую жену Пошаев убил, а безутешного калеку публично заставил отказаться от претензий. Ставится вопрос о загадочной казахской душе, искуплении, коллективной ответственности и праве на восстание (спойлер: в конце мститель убивает главного злодея).
Как результат,
творение не только пустое, холодное и серое, но и политически угодливое
Художественная иллюстрация к официальной версии январских событий с 20 тысячами террористов и 100 500 оружейных схронов в одной только Алматинской области.
Понятно, почему широкой аудитории эти художества ничуть неинтересны. Вовсе не потому что массовый зритель – это генетический раб, манкурт и орк, неспособный посмотреть в беспощадное зеркало «настоящего искусства».
Просто творцы типа Ержанова неспособны создать увлекательный сценарий, прописать живые диалоги
и заставить актеров (даже очевидно талантливых, как Алшинов) их убедительно отыграть, а потому просто тасуют из фильма в фильм однотипный набор заимствованных из европейского арт-хауса погремушек, которые белые господа умиленно распознают как трогательный детский карго-культ, заслуживающий поощрительных печенек.
В итоге довольны почти все. Сам режиссер, исполняющий роль непонятного и гонимого анфан террибля на дотациях национальной киностудии, которой вроде как отважно противостоял манифестом «партизанского кино». Киностудия, освоившая бюджет по важной отчетной статье. Родственники и собутыльники, часть которых снимается в эпизодических ролях, строчат восторженные отзывы и даже может вручить собственную кинопремию. Европейские и московско-питерские интеллектуалы, которым для каталогизации и фестивальных призов необходим персонаж с биркой «степного Кустурицы».
Ничего не получает только кинопрокат, который видимо обязали крутить бюджетную продукцию в рамках культурного импортозамещения.
Ну, а
зритель просто неспособен пока оценить высоту посыла и должен неуклонно расти над собой,
читая рецензии в условной «Афише».
В рамках Межгосударственной программы «Большие гастроли», организованной Министерством культуры Российской Федерации и посвященные 80-летию легендарного…
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…