Политика

Новые приоритеты: что предлагают эксперты для развития экономического сотрудничества в Евразии

Евразийский банк развития (ЕАБР) опубликовал доклад «Экономическое сотрудничество в Евразии: практические решения».

Цель исследования — предложить прикладные решения, «выдержанные в прагматическом ключе и направленных на развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества стран Евразии».

Вот что говорится в докладе:

«Декларируемая странами региона разновекторность сотрудничества, а также сдвиг фокуса торгово-экономических связей на Азиатский регион, включая АСЕАН, Южную Азию и Ближний Восток, предопределяют необходимость поиска новых приоритетов и форматов взаимодействия».

Доклад содержит 12 прикладных предложений по развитию экономического сотрудничества на евразийском протсранстве.

Не являясь исчерпывающим, этот список включает предложения по развитию физической инфраструктуры (транспорт, водно-энергетический комплекс и продовольственная логистика), торговых связей, финансовых отношений, в том числе устойчивое финансирование, а также по гуманитарному сотрудничеству.

  1. Предложения по созданию Евразийского транспортного каркаса включают комплексное развитие международных транспортных коридоров и маршрутов на направлениях Восток — Запад и Север — Юг и обеспечение их синергии. Для этого требуются реализация совместных инфраструктурных проектов и привлечение инвестиций, координация национальных планов инфраструктурного развития, сотрудничество в области совершенствования мягкой инфраструктуры.
  2. Формирование комплексной карты евразийской транспортной связанности позволит показать ключевые транспортные коридоры и маршруты, проходящие через регион, а также сформировать базу данных (обсерваторию) транспортных проектов, которую могут использовать международные банки и программы развития.
  3. Использование механизма трансграничного государственно-частного партнерства (ГЧП) позволит повысить трансграничную связанность стран Евразии, но при этом потребует подписания межправительственных соглашений и поиска источников инвестиций. Участие международных банков развития (МБР) в таких проектах крайне полезно — они могут участвовать в синдикатах, предоставлять экспертизу и техническое содействие для реализации проектов трансграничных ГЧП.
  4. Региональный подход к управлению водно-энергетическими ресурсами в бассейне Аральского моря включает разработку и внедрение системы принципов эффективного регулирования, модернизацию действующих региональных институтов в сфере водно-энергетического комплекса (ВЭК), создание международного водно-энергетического консорциума и вовлечение финансового оператора в его деятельность, региональные и страновые KPI по водосбережению, создание регионального производственно-сервисного кластера ирригационного оборудования.
  5. Трехстороннее сотрудничество Казахстана, Китая и России в бассейне реки Иртыш целесообразно направить на решение проблем, связанных с растущими потребностями водозабора со стороны потребителей в 3 странах, рисками формирования дефицита воды и ухудшения водоснабжения. Механизмом могут выступить разработка и подписание трехстороннего Соглашения между Казахстаном, Китаем и Россией о сотрудничестве в бассейне реки Иртыш, а также создание институциональной платформы сотрудничества по использованию водных ресурсов, охране окружающей среды.
  6. Развитие трансграничных линий электропередачи позволит ликвидировать возникающий сезонный дефицит электроэнергии в одних странах и рационально перераспределить избытки вырабатываемой электроэнергии в других. Механизмами решения могут выступить интеграция сетей электропередачи заинтересованных стран, подписание и реализация соответствующих межправительственных соглашений, создание трансграничных ЛЭП, эксплуатируемых на принципах ГЧП.
  7. Приоритет продовольственной логистики в рамках развития МТК «Север — Юг» предусматривает развитие транспортной инфраструктуры (железных и автодорог, терминалов в морских портах, пограничных станций и автомобильных пунктов пропуска), развитие логистической инфраструктуры (сухих портов, транспортно-логистических центров, складов для хранения продовольствия, в том числе холодных), совершенствование мягкой инфраструктуры (гармонизация процедур перевозок и пересечения границ, цифровизация документов и процедур и др.).
  8. Разработка и заключение торгово-экономических соглашений о свободной торговле с развивающимисяэкономиками в текущих условиях является центральным инструментом развития торговых и инвестиционных связей на евразийском пространстве. Среди механизмов реализации могут быть названы разработка соглашений в формате «ЗСТ+», в том числе широкое отраслевое сотрудничество, включение в соглашения вопросов сферы услуг и инвестиций.
  9. Движение к технической совместимости цифровых валют национальных (центральных) банков будет содействовать снижению зависимости от международной платежной инфраструктуры, формированию новой торгово-финансовой инфраструктуры. Целесообразно обеспечить техническую совместимость национальных цифровых валют и сближение подходов к выработке дизайна моделей трансграничных платежей в цифровых валютах, в том числе посредством участия в международных платформах CBDC (таких как mBridge и др.).
  10. Усиление сотрудничества и координации работы МБР может быть направлено на приток инвестиций в реализацию инфраструктурных проектов и повышение эффективности технической помощи. Это сотрудничество возможно по 7 направлениям: мобилизация капитала, содействие развитию рынков капитала, финансирование в местных валютах, сотрудничество в области проектной экспертизы, объединение знаний и накопленного опыта, кооперация в области технической помощи, реализация трансграничных проектов, затрагивающих интересы нескольких стран.
  11. Идея многостороннего механизма зеленого финансирования для стран Евразии может осуществляться по аналогии с Механизмом финансирования зеленой экономики (GEFF), разработанным ЕБРР и предоставляющим мини-кредиты более чем 190 партнерским финансовым учреждениям в 29 странах на сумму свыше 6,3 млрд евро в год. Развитие инструментов совместного устойчивого финансирования МБР может осуществляться путем зеленого синдицирования, кросс-гарантированных выпусков облигаций формата GSS+, использования зеленых кредитных линий.
  12. Идея масштабной программы развития академической мобильности предполагает внедрение системы грантов на краткосрочное обучение в странах Большой Евразии, усиление внимания к подготовке инженерных кадров высшей квалификации в ключевых отраслях, консорциум вузов, систему взаимозачета гибких программ образовательных обменов и мультикомпонентное финансирование программы — распределение затрат между семьей, вузом и государством, с участием бизнеса.

Мухтар Абаев

Recent Posts

Между Астаной и Белградом открыто прямое авиасообщение

Прямые авиарейсы открыли между Астаной и Белградом, сообщает пресс-служба министерства транспорта. Их будет осуществлять авиакомпания…

8 часов ago

В ВКО расследуется хищение более 120 миллионов тенге

Департамент Агентства по финансовому мониторингу по Восточно-Казахстанской области проводит расследование в отношении бывшего руководства КГП…

8 часов ago

В Усть-Каменогорске пожарные эвакуировали 15 человек

В Усть-Каменогорске по улице Виноградова произошёл пожар в квартире, расположенной на третьем этаже десятиэтажного жилого…

9 часов ago

На реконструкцию дамбы в селе Тепличное выделено 1,4 млрд тенге

Из резервного фонда Правительства Казахстана направлено около 1,4 млрд тенге на реконструкцию ограждающей дамбы в…

10 часов ago

Жители юга Казахстана ощутили землетрясение

Сетью сейсмических станций ТОО «ННЦСНИ» МЧС Республики Казахстан 3 ноября 2025 года в 01:29 по…

12 часов ago