Часть функций государства давно пора отдать в руки общества, считает депутат мажилиса Ирина Смирнова. Однако сейчас нередко можно наблюдать прямо противоположные действия. Последствия могут быть неприятными.
— Ирина Владимировна, как считаете, гражданское общество у нас развито? Хотя бы в наличии имеется?
— С полной ответственностью могу сказать, что гражданское общество у нас есть. И это очень активное, патриотичное, достаточно квалифицированное во многих вопросах общество. Его деятельность мы могли наблюдать неоднократно. Например, когда еще совсем недавно был пожал в Костанайской области,
люди, даже не дожидаясь реакции социальных служб, уже самостоятельно делали все, чтобы помочь пострадавшим
Сразу собирали средства, гуманитарную помощь и так далее.
Вспомните, как в некоторых вузах оказалось, что общежитий не хватает на всех поступивших иногородних студентов. Когда-то их распродало бывшее руководство и студенты оказались на улице. В Алматы сразу же организовались люди, которые не имеют никакого отношения к системе высшего образования. Они моментально создали штаб, стали собирать этих ребят и расселять. А затем обратились к министру высшего образования и науки.
Третий пример тоже про общежития, но было это года два назад, если не ошибаюсь. Тогда представители общественности без какой-либо поддержки государства, только на средства бизнесменов и активных граждан организовали общежития для студентов в разных городах страны. И в этих общежитиях они в очень комфортных объединяют лучших студентов, у которых есть проблемы с расселением. Причем их не просто расселяют, а помогают учиться, выплачивают стипендию, обеспечивают возможность изучать английский язык.
Или взять борьбу с «человейниками». Когда люди увидели такую безумную застройку городов, которую назвали «урбанизмом», хотя на самом деле к этому термину происходящее никакого отношения не имеет, люди объединились и выступили против. И добились своего. Несколько таких строек закрывают, а в определенных местах запрещают строить выше определенного количества этажей и так далее.
Я могу называть множество примеров. А ведь есть и такие, о которых я не знаю.
— Однако я помню, как многие эксперты сетовали на безынициативность граждан, отсутствие гражданского общества и так далее.
— Эти «сетующие» на самом деле просто оторваны от жизни. Мы неоднократно видели, насколько наше общество активно. Если его не хотят замечать, это ничего не значит.
— И давно наши граждане активничают?
— Я сама в активной общественной деятельности уже лет 25, и
последние примерно лет 15 я вижу большой рост гражданской активности. А сейчас он еще более ускорился
Причем нужно сказать, что наше общество совершенно не агрессивное, оно настроено на конструктив, на то, чтобы поддержать свою страну.
— А если говорить об институтах гражданского общества — тех же профсоюзах, НПО и так далее?
— А вот институты гражданского общества у нас как раз не развиты. Те же профсоюзы в основной массе являются придатком работодателя. Именно поэтому граждане очень редко обращаются туда за помощью, предпочитая выступать либо самостоятельно, либо объединяются в инициативные группы. Хотя должно быть совершенно иначе — решающую роль должны играть именно профсоюзы. И у многих других неправительственных организаций тоже активности не вижу.
— И как же их развивать? Может денег дать?
— Деньги государство им и так дает. Часть представителей НПО получает средства, правда, на самом деле очень маленькие.
Помните, как президент сказал, что государство должно уйти из бизнеса? Потому что когда государство берет на себя то, чем должен заниматься бизнес, это приводит к отсутствию конкуренции и стагнации экономики. То же самое происходит в политике и общественной жизни. Вроде есть депутаты маслихата, но вынуждены отдельно устраивать общественные советы, чтобы быть ближе к народу. Есть депутаты мажилиса, однако президенту пришлось организовать НСОД и так далее.
То, что приходит снизу – всегда устойчиво.
Значит, некоторые функции, которое государство взяло на себя, нужно передать обществу
Например, кризисные центры, которые следует полностью передать в неправительственный сектор. Однако я знаю совершенно противоположные примеры, когда кризисные центры, где работали НПО, просто передают в руки государству. Зачем это делать?
Во-вторых, обязательно нужно продвигать и развивать независимое экспертное сообщество. То, которое оценивает работу госорганов в тех или иных сферах. Например, кто оценит качество здравоохранения?
Если этим занимается комитет по контролю качества, сотрудники которого получают зарплату в министерстве, как он оценит?
А если передать эти функции в руки неправительственного сектора, люди увидят совершенно другую картину.
То же самое в работе с людьми с инвалидностью: здесь бы прекрасно справился неправительственный сектор, некоммерческое сообщество.
Вспомним снова про пожар в Костанайской области. Оказалось, что там вообще не готова ни пожарная сигнализация, ни пожарные депо, лес не опахивался и прочее. А если бы этим занималось самоуправление из местных жителей, они бы все это контролировали лучше, потому что это их дома и их жизнь.
То есть гражданскому обществу есть что делать. Только нужно ему позволить.
Комитет национальной безопасности провёл масштабную спецоперацию, в результате которой был ликвидирован международный канал контрабанды наркотиков,…
Глава государства провел встречу с Председателем Великого Государственного Хурала Монголии Дашзэгвийном Амарбаясгаланом, сообщает пресс-служба Акорды.…
На торжественной церемонии в Акорде Касым-Жомарт Токаев подчеркнул особую роль нефтегазового комплекса в национальной экономике…
В Казахстане продолжается поэтапная замена старых банкнот на купюры нового дизайна. Национальный банк Республики Казахстан…
В Астане состоялся матч отборочного турнира чемпионата мира-2026 по футболу между сборными Казахстана и Уэльса.…
Компания Xiaomi представила в Казахстане Redmi 15C — устройство, сочетающее тонкий, изящный дизайн и большой…