Не в КТЖ субсидии: как нацкомпания ничего не делает за бюджетные деньги

Ультиматум от руководства Қазақстан темір жолы «дайте много миллиардов, а то разоримся» возмутил соцсети, поскольку ничего позитивного в работе компании Казнет не видит.

Недавнее интервью председателя совета директоров КТЖ Юрия Лавриненко одному их республиканских СМИ побудило экономистов взять в руки калькулятор и покопаться в открытых финансовых документах нацкомпании. Напомню, что говоря о возможной демонополизации рынка железнодорожных грузоперевозок, Лавриненко заявил, что появление конкурентов разорит КТЖ, и отметил, что компании в любом случае нужны дополнительные миллиарды субсидий.

Результатом интервью стало появление как минимум двух статей в СМИ и кучи постов в соцсетях, которые показали далеко не позитивную картину. Если не вдаваться в подробности, КТЖ уже много лет «высасывает триллионы из Нацфонда и бюджета». А многолетние заявления правительства, что нацкомпания — это «мощный донор бюджета», касаются исключительно неопределенного будущего, поскольку «потенциал транзита Восток-Запад огромен».

А пока КТЖ является самым крупным должником из всех квазигосударственных структур — общий долг железнодорожников перед государством и другими кредиторами приближается к двум триллионам тенге. И это при том, что тарифы на слуги КТЖ растут сравнительно часто и намного, но почему-то их рост, в необходимости которого нас убеждают опять же много лет, на пользу компании не идет. Причем это касается не только финансового положения компании, но и ее развития. Речи хоть о каком-то улучшении вообще нет, достаточно посмотреть на информационный фон вокруг КТЖ, особенно в соцсетях.

Зарплатная оговорка в полмиллиона

Судя по данным аналитической компании ALEM RESEARCH, всего за 30 дней лета, с конца июля по конец августа, негатив в отношении КТЖ составил почти 16% от общего числа упоминаний. Но если внимательно посмотреть на результаты мониторингового среза, эту цифру можно смело умножать минимум на пять. В постах и комментариях, которые аналитики отнесли к нейтральным, львиная доля действительно не пышет откровенным негативом, там больше сарказма, поскольку, как написал один из пользователей ФБ, «…даже не знаю, плакать или смеяться».

Все посты в соцсетях, касающиеся КТЖ, можно разделить на две условные категории — информационный повод и «вся правда о клиентоориентированности». К последнему относятся рассказы тех, кто рискнул или постоянно пользуется услугами железной дороги. Но начнем с самого резонансного инфоповода — забастовки рабочих железной дороги в Мангистау.

Саму забастовку спровоцировало видео, на котором председатель правления КТЖ Нурлан Сарунбаев, зачитывая очередной отчет, озвучил, что рабочие железной дороги получают 720 тысяч тенге в месяц. Соцсети сразу назвали это ложью, озвучивая цифры от 180 до 270 тысяч. При этом появились комментаторы, заявившие, мол, видео старое, а чиновник просто оговорился.

В смысле оговорился? — возмутились соцсети. Неважно, что стало причиной оговорки — неправильная цифра в отчете или его волнение при публичном выступлении. В любом случае, НАСКОЛЬКО председатель правления не в курсе зарплатных дел в КТЖ, если у него даже не екнуло, когда он ошибся минимум на полмиллиона тенге?

Старое видео или нет, но 1 августа группа рабочих Мангистауской области объявила забастовку, требуя повышение зарплаты если не до озвученного уровня, то хотя бы на 100%. Забастовка продлилась недолго — появились сообщения о мировом соглашении. Рабочие добились некоторого повышения, не на 100%, но все же.

Практически одновременно на одном из пабликов вышел сюжет о праздновании КТЖ дня транспортников. Самый дорогие отели столицы для руководящего состава всех структур компании (1 200 человек) и само торжественное мероприятие в здании Астана-Оперы. Общая сумма затрат за один день — 500 млн тенге.

Жарко, душно и билеты

В соцсетях очень много жалоб на казахстанские поезда. И как отмечает Казнет, ничего не меняется все 30 лет независимости, только время от времени руководители КТЖ один за одним попадают на нары за расхищение бюджетных средств.

Поезда традиционно прибывают с опозданием на 15-25 минут, что особенно критично, если люди, например, собираются пересесть на самолет в той же столице.

В вагонах летом жарко, как в аду, а зимой холодно, как в Антарктиде. Воду приходится покупать на станциях. Звонки в колл-центр КТЖ платные, причем деньги берутся с первой секунды, заставляя прослушивать кучу саморекламы, а операторы не могут нормально ответить ни на один вопрос, опять же затягивая время общения. Да что там, нет даже элементарных розеток для зарядки сотовых телефонов, что вообще убивает при нынешнем развитии технологий. А еще дефицит билетов, особенно в летний сезон. На все жалобы, даже если оставить их на сайте КТЖ, компания никак не реагирует, поскольку ситуация не меняется уже много лет.

Однако с обратной связью комментаторы несколько кривят душой. КТЖ реагирует, правда, только на ситуацию с билетами. Как только в посте звучит это волшебное слово, официальный аккаунт КТЖ тут же сообщает, что билеты необходимо покупать заранее, как минимум за неделю, на их прекраснейшем ресурсе заказа билетов онлайн.

— Не за неделю, а минимум за две, поправляют соцсети. И спрашивают, а какая разница за сколько брать? Ведь понятно, что не справляетесь в летний сезон с пассажиропотоком. Почему не пустите достаточно дополнительных поездов? Но КТЖ предпочитает тут же уснуть, просыпаясь под новым постом о диком дефиците билетов.

Впрочем, некоторые пользователи делятся и лайфхаками. Мол, зачем билеты — подойдите к любому проводнику и за 20 тысяч уедете в любой конец страны. Ага, отвечают другие, этим и объясняется куча народа в коридорах купейных вагонов на перегонах.

Но гвоздем месяца, пожалуй, стала радостная весть о долгожданной модернизации вагонов, которой поделилось руководство КТЖ.

КТЖ остался в прошлом веке

В руководстве нацкомпании признали, что всего половина всех имеющихся пассажирских вагонов оснащена кондиционерами. Но тут же успокоили, что проблема решается и, внимание, к 2029 году абсолютно все вагоны будут оснащены кондиционерами (!) Занавес.

Соцсети переварили новость и разразились, нет, не негативом, а в основном смехом. Все шутки, посыпавшиеся на правление КТЖ, не приведешь, поэтому ограничусь одной цитатой, которая наиболее точно передает отношение Казнета к кондиционерным обещаниям.

«Даже не знаю, что здесь можно сказать.

Словом, к 2030 году в Китае уже вовсю со скоростью пули будут курсировать поезда Maglev.

Саудиты построят инновационно-футуристический «Город будущего», который будет управляться искусственным интеллектом.

В крупнейших мегаполисах развитого мира запустят летающие автомобили.

В Японии все хозяйственные работы по дому будут выполнять умные роботы.

Илон Маск отправит астронавтов колонизировать Марс.

Миллиард человек войдут в метавселенную Марка Цукерберга.

А у нас к 2030 году полностью исключат советско-российские «скотовозки» и наконец-то будут курсировать вагоны с кондиционером воздуха и вытяжкой в туалетах.

Всем мир шагает вперед и улучшает жизнь, а наш КТЖ так и остался жить в прошлом веке».

Мухтар Абаев

Recent Posts

Ветеранам выплатят по 1,5 млн тенге ко Дню Победы

Во всех регионах Казахстана в честь празднования 79-летия победы в Великой Отечественной войне ветеранам оказана…

10 минут ago

Вопросами субсидирования пассажирских перевозок озаботились в министерстве транспорта

В Министерстве транспорта прошло совещание по вопросу субсидирования социально-значимых пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте с…

26 минут ago

Впервые в истории вода из области Ұлытау дошла до кызылординских озер

839 млн кубометров паводковой воды направили в озера Кызылординской области из области Ұлытау, сообщает пресс-служба…

35 минут ago

Паводки: в СКО откачивают воду, в Актюбинской области строят дамбу

На брифинге в СЦК представитель МЧС Аскар Шарип рассказал о паводковой обстановке в стране на…

53 минуты ago

Артисты алматинского цирка прошли во второй тур международного телешоу

Артисты Казахского государственного цирка Батыр Жанузак, Марлен Маратов и Зарина Дигарбекова выступили на популярном британском…

1 час ago

Мировой рост спроса на бензин замедлится, но цены продолжат расти

Рост мирового спроса на бензин может сократиться вдвое в 2024 году, что снизит рентабельность нефтеперерабатывающих…

1 час ago