Намедни глава правительства Алихан Смаилов провел специальное заседание, посвященное профилактике бытового насилия, и поручил здравоохранительному ведомству совместно с акиматами упростить процедуру принудительного лечения для «кухонных боксеров».
Премьер-министр также отметил необходимость комплексной помощи (медицинской, психологической, правовой) для их жертв и указал на острый дефицит в стране кризисных центров – сейчас в республике 41 учреждение, из которых 14 являются государственными.
В этой связи министр труда и соцзащиты Тамара Дуйсенова предложила включить жертв бытового насилия в приоритетную группу по региональным соцпрограммам поддержки, а также усилить именно профилактический характер работы в семьях с «высокой вероятностью наступления последствий насилия».
МВД поручили провести разъяснительную работу среди населения в целом, а министерству просвещения – учредить школьные часы по «привитию детям норм уважения к семье и правилам поведения дома».
Трудно сказать, будут ли эти меры полноценно реализованы, тем более есть обоснованные сомнения в том, что государство действительно понимает специфику этого вопроса, пусть и проявляя на словах похвальное стремление реализовать прогрессивные глобальные тренды.
Формально, из всех стран СНГ республика демонстрировала наиболее передовые взгляды на проблему домашнего насилия. В первую очередь выделяя преступления такого рода в отдельную категорию, требующую особого подхода.
Закон «О профилактике бытового насилия» был принят в далеком декабре 2009 года в рамках выполнения условий ОБСЕ, где наша страна председательствовала в 2010 году. В нем указывались разновидности бытового насилия (в том числе неочевидное для многих экономическое) и даже был такой инструмент, как «защитное предписание», но документ многократно критиковался экспертами и правозащитниками как неэффективный и носящий «косметический» характер.
К тому же в последующие годы в него вносились спорные поправки: побои переносились в число административных правонарушений и наказание за них смягчалось (если это был первый случай, вместо штрафа выносится письменное предупреждение), удалялись развернутые характеристики тех или иных аспектов, исчезло понятие «экономического насилия».
В 2021 году рассматриваемый в парламенте законопроект «О противодействии семейно-бытовому насилию» вызвал активное противодействие ряда общественных деятелей и организаций консервативного толка, которые увидели в нем покушение на институт семьи, несовместимость с национальными традициями и пропаганду ЛГБТ.
Несмотря на то, что эта кампания по накалу и масштабу даже близко не приблизилась к российскому кейсу, где оппозиция любым попыткам внести подобный закон исходит во многом от высших эшелонов власти и церкви, эта моральная паника заставила законодателей отозвать законопроект, который до сих пор находится в какой-то перманентной стадии доработки.
Руководство страны вроде как стремится следовать международным стандартам и в этой сфере тоже, но демонстрирует нехватку как четкой политической воли, так и глубокого понимания вопроса.
В этой связи весьма характерным примером чисто декларативного подхода является предложение бороться с домашним насилием путем внушения детям (основной группе риска) неких «правил уважения в семье». В образовательных учреждения передовых странах действительно ведется ликбез по теме. В частности, детям внушается мысль о неприкосновенности их тела и достоинства для любых членов семьи, а также возможность всегда получить помощь и поддержку, если они стали жертвами насилия или свидетелями тревожных событий.
Однако в наших условиях это может превратиться в уроки домостроевской морали, которая ответственность за случившееся с ними возлагает именно на самих пострадавших. И именно такая участь постигла несколько лет назад курсы гендерной теории в женском педагогическом университете Алматы, где этот предмет стал дисциплиной по кухонному этикету и качествах подлинно благонравной казахской келин.
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…
20-21 октября по приглашению Касым-Жомарта Токаева Казахстан с государственным визитом посетит Президент Азербайджана Ильхам Алиев,…