Обзор иноСМИ

Напряженность между США и Израилем нарастает из-за Газы

Западные чиновники продолжают задавать вопросы о будущем сектора, поскольку неопределенность ведет к потере влияния США, пишет The Guardian.

На первый взгляд, Джо Байден дал Израилю зеленый свет на продолжение военной кампании в секторе Газа. Он подтвердил заявление Нетаньяху, что ХАМАС использует больницу Аль-Шифа в качестве штаба командования и управления. О всецелой поддержке действий Израиля можно судить и по высказываниям Байдена в Сан-Франциско после встречи с Си Цзиньпином. Основной посыл Байдена был следующий:  Нельзя останавливаться, поскольку ХАМАС «планирует снова атаковать Израиль».

Первые признаки раскола

Модель поведения США с начала войны заключается в обеспечении общественной поддержки, но с осторожностью в частном порядке. За политическими кулисами напряженность растет, а вопросы вокруг израильской стратегии остаются нерешенными.

Действительно, откровенное признание Эли Коэна, министра иностранных дел Израиля, сделанное в понедельник, что у Израиля есть «две-три недели», прежде чем он столкнется со значительным дипломатическим давлением с целью прекращения огня, может оказаться оптимистичным. Говорят, что ЦАХАЛ подготовил краткосрочные и долгосрочные планы кампании, в зависимости от политической среды, в которой они действуют.

Но столько времени у Израиля может и не быть, поскольку дипломатическое давление растет, во всяком случае появились первые признаки, что Израиль может лишиться главного союзника — США.

В Сан-Франциско Байден заявил, что израильский образ действий при рейде на больницу Аль-Шифа на севере Газы показал, что Израиль изменился. Он сказал: «Это другая история, чем, по моему мнению, происходила раньше, неизбирательные бомбардировки», подразумевая, что США требуют другой тактики.

Западные политики также продолжают задавать вопросы о стратегии Израиля.

Куда исчезли боевики

Один британский дипломат сказал: «Эта идея создания безопасных зон для гражданского населения Газы развивает в нас параною. Вы должны быть уверены, что не подвергаете людей опасности, запирая их в определенном месте. ООН очень настороженно относится к безопасным зонам, и они на 100% правы, потому что все помнят, что произошло в Сребренице, северном Ираке и Руанде. Да, вы можете разбить палаточный лагерь в левом углу Газы, в 5 км вверх по побережью и в 1 км вглубь, на бумаге это может звучать хорошо, но на практике вы не сможете этого сделать, если все, у кого есть оружие, не согласятся с этим».

Точно так же рейд на больницу Аль-Шифа не был воспринят западными политиками и прессой, как решающий удар по ХАМАС. Да, заявления Израиля, поддержанные американской разведкой, что больница использовалась в качестве центра управления и контроля, полностью оправдывают действия Израиля. Но пока заявления не подкреплены вескими доказательствами.

В анализе «Джерузалем Пост», широко поддержанном расследованиями «Нью-Йорк Таймс», задается вопрос: куда из больницы испарились 2000 боевиков ХАМАС, которые, как утверждал Израиль, дислоцировали в больнице? Дипломаты Саудовской Аравии, ОАЭ и Катара выступили с заявлениями, отвергающими версию Израиля. Израиль может обоснованно утверждать, что ему нужно больше времени, чтобы обыскать огромный комплекс и тунели под ним, но инспекторы ООН по вооружениям в Ираке в 2003 году тоже просили больше времени, но в итоге ничего не нашли, что стало позорным провалом ООН.

Оккупация будет ошибкой

США также, кажется, недовольны тем, что они слышат о послевоенных планах Израиля. В интервью Financial Times президент Израиля Исаак Герцог заявил, что Израиль не может оставить вакуум в Газе и что для этого потребуется очень сильное израильское присутствие. Говоря это, Байден повторял, что повторная оккупация Газы Израилем будет очень большой ошибкой.

В Нью-Йорке представитель США в ООН Линда Томас-Гринфилд заявила, что устойчивый мир должен поставить «голоса и чаяния палестинского народа в центр посткризисного управления в секторе Газа». Она добавила:

«Он должен включать в себя управление под руководством палестинцев и объединение сектора Газа с Западным берегом под управлением Палестинской автономии. Он должен включать в себя устойчивый механизм восстановления Газы. И оно должно гарантировать, что сектор Газа не будет использоваться в качестве платформы для терроризма или жестоких нападений. И это должно включать путь к решению проблемы создания двух государств». 

Это оставляет США и Израиль на некотором расстоянии друг от друга.

Дипломатические игры

В этом контексте можно считать важным решение США воздержаться, а не наложить вето на резолюцию Совета Безопасности ООН, призывающую к длительной гуманитарной паузе в среду. Это была пятая попытка ООН достичь общей позиции.

18 октября США в одиночку подняли руку, чтобы наложить вето на более амбициозную резолюцию Бразилии на том основании, что резолюция не критикует ХАМАС и не утверждает право Израиля на самооборону. Последняя резолюция, подготовленная Мальтой, также не содержала никакой критики в адрес ХАМАС (это замечание, которое посланник США высказал Совету Безопасности), но США явно чувствовали, что дипломатический климат и общественное мнение за последний месяц настолько пошатнулись против Израиля, что дальнейшее вето нецелесообразно.

Это был первый раз с 2016 года, когда Совет Безопасности ООН пришел к коллективному мнению по Израилю и Палестине. Не нужно быть синоптиком, чтобы знать, в какую сторону дует ветер.

Есть еще одна проблема: западные столицы глубоко обеспокоены побочным эффектом Газы на поддержку странами Юга санкций против России из-за вторжения в Украину.

Один высокопоставленный бывший британский дипломат заявил на этой неделе:

«Здесь существует большое недоверие и подозрения среди их лидеров, что, когда мы призываем их ввести санкции, Запад не так сильно страдает от санкций, но они наносят вред. Я боюсь, что ситуация усугубится из-за того, что происходит в Газе в данный момент, когда они считают, что мы демонстрируем двойные стандарты и оказываем то, что они считают безоговорочной поддержкой Израиля. Так что чем скорее Газа закончится, тем лучше, но я был бы удивлен, если бы от этого не осталось шрамов».

В конечном итоге это может свести к политическому расчету. У Нетаньяху, судя по опросам, нет другого выбора, кроме как продолжать гнуть свою линию, в надежде, что он сможет вернуть себе мантию г-на Безопасности и сохранить работу, уничтожив ХАМАС.

Но Байден — друг Израиля, но не Нетаньяху. И у него есть свои собственные расчеты.  Сила США основана на качестве и разнообразии их международных альянсов, так называемого щита республики. Сейчас этот щит выглядит потрепанным до такой степени, что Иран, ведя хитрую дипломатическую игру, расширяет свои дружеские отношения на Ближнем Востоке. Саудовская Аравия, Иордания и Объединенные Арабские Эмираты далеко не друзья ХАМАС, но требуют немедленного прекращения этой войны.

Мухтар Абаев

Recent Posts

Питание студентов: фастфуд наступает?

ОЮЛ «Национальная Ассоциация «Денсаулык» и Алматы Менеджмент Университет (AlmaU) представили результаты исследования об отношении к…

9 часов ago

Курс тенге: доллар растет третий день подряд

По данным Казахстанской фондовой биржи, по итогам дневной сессии средневзвешенный курс доллара составил 441,41 тенге.…

14 часов ago

ЕС разрабатывает санкции в отношении любого банка, работающего с Россией

 Франция и Нидерланды добиваются санкций Европейского Союза в отношении любого финансового учреждения в мире, которое…

15 часов ago

Академическую свободу медвузов берут под контроль

Министерство здравоохранения РК усилит государственный контроль в сфере образования и научной деятельности, касающиеся. Вопросы качества…

15 часов ago

Паводки заставили: в проект Водного кодекса вносят новые изменения

По поручению Главы государства вносятся изменения в проект нового Водного кодекса, сообщает пресс-служба министерства водных…

15 часов ago

Данные по количеству скота и птицы в селах искажаются на уровне акиматов

Промежуточные итоги работы по актуализации данных в электронной системе похозяйственного учета заслушали на совещании под…

16 часов ago