Общество

На фоне Чайника портрет женщины в кинорамке

Автор: Инна Смаилова — киновед, член ФИПРЕССИ и Ассоциации кинокритиков Казахстана

В апреле 2024 года Ассоциация кинокритиков Казахстана проведет свою независимую кинопремию «Выбор критиков» — лучших национальных картин за 2023 год. Пока — это единственно активная киноплощадка, которая собирает, суммирует и оценивает наш полнометражный кинопотенциал. Год неоднозначный в плане кипения страстей в кинопроизводстве и почти скромном освещении фильмов. А зря — были и призы, и фестивали, есть свои открытия в дискурсе и даже гламуре. И, пожалуй, одним из таких кинопаттернов времени стало обозначение женщины в композиционной рамке многих картин.  

Подобно Вирджинии Вульф в своем знаменитом эссе, задающей себе вопросы: «Почему мужчины пьют вино, а женщины воду? Почему они процветают, а мы остались нищими?», — так и спустя 100 лет только с заменой викторианской литературы на кинематограф «нового Казахстана» эти вопросы приятно проступили на первый план, на мой взгляд, в лучших игровых отечественных фильмов 2023 года: «Жел тоқтаған жер» реж. Ардака Амиркулова, «Мадина» реж. Айжан Касымбек и «Она купила чайник» реж. Наримана Туребаева. В них взгляд авторов обращен к нашим красавицам и труженицам, успевающим и семьи содержать, и с социумом вести свой независимый диалог, и сохранять или отстаивать свою внутреннюю свободу. Именно они неприметно, но настойчиво через кино обозначили себя героинями нашего времени.

Каждая из трех названных картин крайне индивидуальна в трактовке образов и сняты они в своей манере драматургического и визуального высказывания с охватом разных времен, городов, пространств родного отечества. 

Так как доминантой во всех трех работах становятся судьбы и пульсирующие характеры главных героинь. И, если в «Жел тоқтаған жер» прославленный мастер «казахской новой волны» в притчевой манере подымает женщину в историческом срезе 1930-х на пьедестал зубастой Хранительницы, где она подобно волчице пытается всеми способами спасти жизнь своих детей. В поэтичной картине «Мадина» Айжан Касымбек выбирает другой путь — погружения во внутреннее состояние современницы, оберегающей в ритуальном танце обыденной жизни свою семью от социальных невзгод, то в новой артхаусной картине представителя постволновцев, взгляд на героиню показан с позиции самого автора, тенью идущего за своей красавицей вслед, всматривающегося и изучающего ее путь обретения свободы.           

На фоне чайника…

В кадровом движении картины «Она купила чайник»: в проблеске падающих от солнца бликов за стеклом остановки стоит девушка, а следом — она в автобусе сквозь стекло смотрит на череду мельканий летнего дня.

Завораживает сходу мир какой-то элегантности формы: аскетизм и минимализм в импрессионистской пейзажной акварели природы с выверенным геометрическим рисунком линий лестниц, комнат, домов.

 Режиссер словно пишет на экране нам девушку с помощью выразительного кадрового рисунка: она проходит вдоль стены высотного дома — такая маленькая на фоне заполняющей рамку композиции большого бетона, а вот заходит в дом, и в кадре крупно остаются ее каблучки, почти бунюэлевский привет от каблучков Катрин Денев в «Дневной красавице».

 Да, и она — наша дневная красавица с тигриными глазами и копной жгучих волос в своей одинокой прогулке заставляет мужской мир поворачивать головы в свою сторону. В обрисовке ее квартиры режиссер продолжает писать свой портрет с помощью холодного света и цвета, пустоты пространства кухни в тишине и вкраплении звуков от ее действий, отчего в просмотре чувствуешь одиночество и бессилие от обездвиженного общего плана.

 Это история о том, как молодая девушка в обществе потребления, давления и мужского насилия, решается на свой большой отказ подчиняться его правилам: она не снимает телефонную трубку, она отказывается выходить на работу, она не желает принимать помощь, чтобы снова не быть обязанной хозяйке-работодателю или быть униженной от хозяина-мужчины.

Драматургически каждые решения и поступки девушки показаны через детали предметов, а ее ощущения — в метафорах, которые они несут: розовый клочок объявления, оконное стекло, которое она моет, и разбитое стекло зеркала, босоножки, беспомощно валяющиеся на коврике у двери. Но купленный чайник закипает.

Чайник в повествовании — поворотная точка и ироничный образ ее внутренней натуры, плотно закрытой условностями общества, которая начинает в своем несогласии температурить, бурлить, а в точке кипения —   обретать свою независимость. Не случайно, за весь фильм только к нему ее поворот головы и нежная эмоция: «Привет, пока!»

 Свобода в трактовке Наримана отнюдь не идеалистична, и не героична. Она довольно хищная и даже первоначально голодная, и показано это в иронично-бесстрастной манере, когда почти эфемерная героиня после убийства насильника с удовольствием глотает пережаренное мясо и вытирает потекшую приправу на губах. И дальше больше — она жадно пробует ее на вкус с позиции уже хозяина, а не жертвы, удовлетворяя свои желания.

 Со стороны кажется все реалистично: без эстетства, посмодернистких сложностей, кричащих образов, наоборот, — минималистично, почти обездвиженно, почти без диалогов, но так необычно, без клише, с долей абсурда и иронией на узнаваемые реальные вещи.

 Однако ее мир не одинок, на лестнице девочки говорят о том, как над кем-то кто-то издевается, в кафе за соседним столиком парень покупает женщину, и в новостях с экрана телевизора похищают ведущую прямо в кадре. И так завораживает сцена, где наша девушка идет по улице, а мимо нее в рапиде в плавном движении проходят другие женщины, много женщин, она оглядывается, всматривается, словно желая что-то узнать и сливается с ними.

 У Наримана особая манера режиссуры, он мастер визуально передавать неуловимое, условное. Здесь и желание передать в героине ее тончайшие переливы, метания, всю скрытую от внешнего мира палитру чувств девушки, отказывающей этому миру насилия и иерархии силы, молча, проходя шаг за шагом этот путь своего решения, ошибок к женскому преображению.  Режиссер ничего не меняет в этом мире, в нем нет морального возмущения, даже просто маленького негодования, он глазами героини только с отвращением смотрит на рты жующих и держит к ним молчаливую холодную дистанцию.

 В этой реальности все крайне условно почти до смешного с профессией парикмахерши или маленьким романом с кудрявым рыцарем, продающим мясо. Она молчит — он говорит, она сбегает, он находит, на ее — «нет», он предлагает свою специфическую помощь. Клише ромкома довольно сатирично препарируются в сюжете, например, в свете их профессий, и почти издевательски к миру сытых потребителей, что так напомнило годаровскую парочку из «Безумного Пьеро» (да, и сам актер так похож на молодого Бельмондо), с их ироничной расправой или в этом же духе забытого арт-хауса 1990-х.

Почти все фильмы Наримана Туребаева («Антиромантика», «Маленькие люди», «Приключение», «Грязь большого города» и др.) по форме сделаны в этой манере объединении условной сатиры над реальностью и тайнописи души его маленьких, выброшенных за черту жизни героев, в манере молчания с отсылками на мировые картины и живопись, в  изящной проработке каждого композиционного плана, монтажного стыка, цвета, света, ракурса съемки, а в авторском высказывании — в отрицании внешнего смысла и поклонения внутренним, спрятанным чувствам у почти достоевских персонажей.

 Но в фильме «Она купила чайник» впервые царит надежда, ибо героиня не только смело принимает решение. Девушка грозно смотрит в камеру, требовательный телефонный звонок и повисшая уже по кар-ваевски в движении к трубке ее рука. Она снова отказывает и открывает дверь навстречу туда — бурлению своей природы, своего «я».

 Казалось бы, этот фильм слишком условен. Но это не так. Надо только отрешиться от привычного уклада жизни, от обыденного действия, реальности, погрузиться в мир чувств героини, поставить себя на ее место и смело вместе с режиссером, оператором в сверкании прозрачной акварельной живописи лета и музыкальных переливах жизни от Галымжана Секеева начать с юной красавицей этот путь к преображению. И может быть, за бокалом вина, а не воды, посмотреть новый отечественный фильм!

Мухтар Абаев

Recent Posts

Токаев прибыл в Кызылординскую область

Касым-Жомарт Токаев прибыл с рабочей поездкой в Кызылординскую область Президент планирует посетить ряд промышленных, инфраструктурных…

14 часов ago

Бывшего главного транспортного прокурора Казахстана экстрадируют из Германии

Бывшего главного транспортного прокурора Казахстана Максата Дуйсенова экстрадируют из Германии. Об этом сообщил заместитель генерального…

14 часов ago

В Астане убит бывший замакима Алматы

В столице Казахстана был убит бывший заместитель акима Алматы Ержан Бабакумаров. Информацию о его гибели…

15 часов ago

В Шымкент вынесен приговор по делу финансовой пирамиды «Nazira Gold»

Расследование проведено Департаментом Агентства по финансовому мониторингу по Шымкенту, сообщает пресс-служба АФМ. Позиционируя себя компанией…

16 часов ago

Стали известны новые размеры минимальной заработной платы и пенсии

В Сенат поступил принятый Мажилисом закон о республиканском бюджете на 2026-2028 годы. Закон устанавливает с…

16 часов ago

В области Абай прошёл семинар по внедрению цифровых сервисов в работу полиции

В области Абай состоялся обучающий семинар, посвящённый внедрению цифровых сервисов в деятельность правоохранительных органов, сообщает…

1 день ago