На что правительство тратит деньги Нацфонда

Закон о возврате незаконно приобретенных активов, который недавно подписал глава государства, не так прост, как кажется, потому как является еще одной формой легализации ухода от ответственности за хищения. Так считает политолог Галыжан Жакиянов.

По мнению эксперта, закон можно использовать против кого угодно, однако «избранным» он оказался только на руку, пишет Arasha.kz.

Если у действующей власти достаточно политической воли в руках, то нынешние законы вполне могут быть реализованы для «возврата активов». То есть при наличии искреннего стремления должны быть возбуждены уголовные дела в отношении тех, кто незаконно обогатился за счет страны. Нужно не только конфисковать имущество олигархов, но и посадить всех преступников, начиная с первого президента. 

Таким образом, кажется, что цель авторов закона состояла в том, чтобы найти способ легко конфисковать активы, не отправляя их владельцев в тюрьму. Следующий вопрос: кто получит выгоду от этого закона? Акорда рассказываем нам сказки о том, что все богатства вернут народу. Создается впечатление, что в этих активах заинтересованы не простые граждане, а высокопоставленные чиновники или новые «собственники». Доказательством тому является компания «Самрук-Казына», значительная доля которой принадлежит государству,

рассуждает Галымжан Жакиянов.

Как известно, в стране действует закон «О банкротстве физических лиц», принятый в прошлом году. Ввиду этого, почему бы не принять закон о банкротстве государственных организаций, которые не справляются со своими обязанностями и не несут ответственность перед гражданами Казахстана, задается вопросом политолог. Доверить чиновникам огромные суммы денег и национальное богатство, не привлекая при этом их к ответственности за содеянное эксперт считает абсурдом.

Несмотря на благоприятную обстановку мирового рынка, наше правительство растрачивает средства Национального фонда. Первоначальная идея Национального фонда заключалась в том, чтобы защитить нашу экономику от «экономической болезни», называемой «голландской болезнью» или «ресурсным проклятием». 

Агентство по управлению стратегическими ресурсами, которое я возглавлял в свое время, впервые подняло этот вопрос в 1997 году. Тогда мы пришли к выводу, что самый эффективный способ лечения этой «болезни» — «обеззараживать» огромные доходы от природных ресурсов и собирать их в специальный фонд. Фактически правительства развитых стран сделали то же самое,

разъясняет Жакиянов.

Он напомнил, что Нацфонд начал работу еще в 2000 году. Его аналогом был Нефтяной фонд Норвегии, созданный десятью годами ранее. Перед обоими фондами была поставлена ​​задача — собирать избыточный доход от сырья, в основном от нефти.

Кроме того, фонды получили возможность инвестировать эти средства и тем самым приумножать богатство. А теперь сравним, чего мы добились за следующие двадцать лет, когда цены на нефть и газ были высокими. Говорят, что у норвежского фонда активов более 1,37 триллиона долларов, а у нас ценных бумаг на 52 миллиарда долларов. 

Следует отметить, что обе страны добывают одинаковое количество нефти, то есть около 1,7 млн ​​баррелей нефти в сутки. У них в национальном фонде 250 000 долларов на душу населения, а у нас в сто раз меньше!!! Кто-то может сказать: «Такое сравнение некорректно, потому что следует учитывать вклад других ресурсов». 

Правда, помимо нефти у норвежцев есть металлы, энергоносители и морские ресурсы. Однако у нас есть и металлы, и уран, и земельные ресурсы. Единственное, что у них есть, чего нет у нас, это демократия. Возьмем другие богатые нефтью страны. Если сравнить демократические Нидерланды и Канаду, авторитарные Венесуэлу и Нигерию, то можно увидеть схожую картину. Поэтому, политическая система очень важна в сохранении и увеличении национального богатства,

отмечает Жакиянов.

Эксперт также разобрался, куда могут уходить средства из Нацфонда. По его словам, правительству не хватает денег для пополнения бюджета, в связи с чем появляется соблазн вскрыть запасы.  Ежегодно бюджет пополняется примерно на четверть за счет трансфертов из Нацфонда. 

Средства берутся под разными предлогами. Например, в 2020 году из-за пандемии ковида указом президента Токаева было объявлено чрезвычайное положение, из Нацфонда было выделено около 10 миллиардов долларов и отдано в качестве помощи различным сомнительным программам и банкам. В то время они не думали, что эта огромная сумма денег окажет серьезное влияние на инфляцию и стоимость тенге. Можно ли поверить тому, что те, кто бестолково растратил деньги, могут наполнить нашу казну хотя бы одной десятой частью фонда Норвегии?

При этом он отметил, что у руководства Казахстана есть инициатива направить половину инвестиционного дохода на образование детей. Говоря об инвестиционном доходе, каждый год его показатель был разным. Среднегодовой рост составляет всего 1,6%, а в 2022 году вместо дохода наблюдался убыток. 

По словам самих чиновников, на каждом счету в течение следующих 18 лет будет накоплено по 3 500 долларов. Однако эти деньги не будут потрачены на образование молодежи, как было задумано изначально. В целом идея расходования средств Национального фонда с целью обеспечения качественного образования подрастающего поколения достойна поддержки. Это можно считать самым выгодным, важным и правильным вложением. Если президент Токаев действительно хочет реализовать свою инициативу, то почему бы не начать прямо сейчас? К чему ждать целых 18 лет? Если верить официальной информации, сейчас на каждую семью из четырех человек в Нацфонде приходится около 10 тысяч долларов,

говорит политик.

Кстати, согласно упомянутому выше закону, в пределах этой суммы физическое лицо может погасить свои долги, объявив себя банкротом. Но для этого нужно пройти изнурительные процедуры.

Я говорю это не для того, чтобы простить должников. Они также могут оказаться в долгах по разным причинам и жизненным обстоятельствам. Я имею в виду то, что в Конституции написано: богатства принадлежат народу. Почему бы не дать гражданам право использовать часть своего имущества в Национальном фонде один раз для погашения долгов? 

Очевидно, такое решение косвенно повлияет на совершенствование финансовой системы нашей экономики. Это более эффективное и справедливое решение, чем раздача средств Нацфонда банкам. Словом, либо гражданам Казахстана должно быть предоставлено право вмешиваться в управление Национальным фондом, либо каждый должен сам решать, куда потратить свою долю из казны. Уже настало время объявлять банкротами коррупционные и паразитические госструктуры, не выполняющие свои обязанности,

подытожил Галымжан Жакиянов.

Переводные статьи могут не отражать позицию редакции и публикуются с целью повышения информированности наших читателей.

Зарина Женисова

Recent Posts

В Казахстане изъята крупнейшая в истории страны партия кокаина

Комитет национальной безопасности провёл масштабную спецоперацию, в результате которой был ликвидирован международный канал контрабанды наркотиков,…

2 дня ago

Токаев провел встречу с председателем парламента Монголии

Глава государства провел встречу с Председателем Великого Государственного Хурала Монголии Дашзэгвийном Амарбаясгаланом, сообщает пресс-служба Акорды.…

3 дня ago

Глава государства поздравил работников нефтегазовой отрасли

На торжественной церемонии в Акорде Касым-Жомарт Токаев подчеркнул особую роль нефтегазового комплекса в национальной экономике…

3 дня ago

Нацбанк Казахстана назвал сроки вывода из обращения старых банкнот

В Казахстане продолжается поэтапная замена старых банкнот на купюры нового дизайна. Национальный банк Республики Казахстан…

3 дня ago

Отборочный турнир Чемпионата мира — 2026. Казахстан – Уэльс (видео)

В Астане состоялся матч отборочного турнира чемпионата мира-2026 по футболу между сборными Казахстана и Уэльса.…

3 дня ago

Xiaomi запускает Redmi 15C: Элегантный дизайн. Полное визуальное погружение. Энергия на весь день

Компания Xiaomi представила в Казахстане Redmi 15C — устройство, сочетающее тонкий, изящный дизайн и большой…

3 дня ago