Экономика

Мировая торговля идет на восток: самые загруженные морские порты находятся в Азии

Объём перевозок грузов и багажа морским и прибрежным транспортом в Казахстане за январь–июль 2024 года достиг 1,6 млн тонн — сразу в 2,1 раза больше, чем за аналогичный период 2023-го.

Объём перевозок за 7 месяцев текущего года превышает годовые объёмы перевозок грузов и багажа морским и прибрежным транспортом за последние 5 лет. Ранее более высокие показатели фиксировались лишь до 2014 года, отмечают аналитики Energyprom.kz.

Грузооборот морского и прибрежного транспорта также значительно вырос — сразу в 2,1 раза, — достигнув за январь–июль 2024 года 966 млн ткм, что также является самым высоким показателем с 2020 года (данные за 2019 год отсутствуют), как в сравнении с периодом января–июля, так и с годовыми данными.

Заметный рост объёма грузоперевозок морским и прибрежным транспортом был обеспечен, в числе прочего, и за счёт транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) из Китая в Европу, в котором задействованы железнодорожный и морской транспорт. В частности, морской путь по ТМТМ в Казахстане обеспечивают порты Курык и Актау. Уже в 2025 году на территории морского порта Актау будет сдан в эксплуатацию контейнерный хаб, который сможет обеспечить перевалку контейнеров мощностью до 300 тыс. ДФЭ*. Более того, президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что к 2030-му грузопоток по ТМТМ будет увеличен до 500 тыс. ДФЭ в год. Для справки: в 2022 году объём грузопотока по ТМТМ составил 33,6 тыс. ДФЭ.

* ДФЭ — двадцатифутовый эквивалент, общая единица измерения. 1 ДФЭ эквивалентен полезному объёму стандартного контейнера длиной 20 футов (6,1 м) и шириной 8 футов (2,44 м).

Между тем, объём перевозок по ТМТМ не идёт ни в какое сравнение с объёмами перевозок в самых загруженных портах мира. 9 из 10 самых загруженных портов расположены в Азии, а 7 из них — только в Китае, что показывает его центральную роль в мировом производстве и торговле, а также подчеркивает смещение мировых торговых потоков на восток. Так, в 90-х годах прошлого века более 70% азиатского экспорта в стоимостном выражении вывозилось за пределы региона, а контейнеры отправлялись обратно в основном пустыми, а уже сегодня около 60% экспорта в Азии торгуется внутри региона.

Самым загруженным в мире признан расположенный в Китае Шанхайский порт, чей грузопоток за 2023 год составил 49 млн ДФЭ. Следом идёт Сингапурский порт (39 млн ДФЭ), а 3-е, 4-е и 5-е места заняли порты из Китая — Нинбо-Чжоушань (35,3 млн ДФЭ), Шэньчжэнь (26,9 млн ДФЭ) и Циндао (26,4 млн ДФЭ). Порт Пусан из Южной Кореи расположился на 6-м месте с объёмом грузопотока 22,8 млн ДФЭ, а единственный порт не из азиатского региона — Роттердам, расположенный в Нидерландах — замкнул топ-10 с объёмом 13,4 млн ДФЭ.

Мухтар Абаев

Recent Posts

Токаев прибыл в Кызылординскую область

Касым-Жомарт Токаев прибыл с рабочей поездкой в Кызылординскую область Президент планирует посетить ряд промышленных, инфраструктурных…

14 часов ago

Бывшего главного транспортного прокурора Казахстана экстрадируют из Германии

Бывшего главного транспортного прокурора Казахстана Максата Дуйсенова экстрадируют из Германии. Об этом сообщил заместитель генерального…

15 часов ago

В Астане убит бывший замакима Алматы

В столице Казахстана был убит бывший заместитель акима Алматы Ержан Бабакумаров. Информацию о его гибели…

16 часов ago

В Шымкент вынесен приговор по делу финансовой пирамиды «Nazira Gold»

Расследование проведено Департаментом Агентства по финансовому мониторингу по Шымкенту, сообщает пресс-служба АФМ. Позиционируя себя компанией…

16 часов ago

Стали известны новые размеры минимальной заработной платы и пенсии

В Сенат поступил принятый Мажилисом закон о республиканском бюджете на 2026-2028 годы. Закон устанавливает с…

17 часов ago

В области Абай прошёл семинар по внедрению цифровых сервисов в работу полиции

В области Абай состоялся обучающий семинар, посвящённый внедрению цифровых сервисов в деятельность правоохранительных органов, сообщает…

1 день ago