Экономика

Мировая торговля идет на восток: самые загруженные морские порты находятся в Азии

Объём перевозок грузов и багажа морским и прибрежным транспортом в Казахстане за январь–июль 2024 года достиг 1,6 млн тонн — сразу в 2,1 раза больше, чем за аналогичный период 2023-го.

Объём перевозок за 7 месяцев текущего года превышает годовые объёмы перевозок грузов и багажа морским и прибрежным транспортом за последние 5 лет. Ранее более высокие показатели фиксировались лишь до 2014 года, отмечают аналитики Energyprom.kz.

Грузооборот морского и прибрежного транспорта также значительно вырос — сразу в 2,1 раза, — достигнув за январь–июль 2024 года 966 млн ткм, что также является самым высоким показателем с 2020 года (данные за 2019 год отсутствуют), как в сравнении с периодом января–июля, так и с годовыми данными.

Заметный рост объёма грузоперевозок морским и прибрежным транспортом был обеспечен, в числе прочего, и за счёт транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) из Китая в Европу, в котором задействованы железнодорожный и морской транспорт. В частности, морской путь по ТМТМ в Казахстане обеспечивают порты Курык и Актау. Уже в 2025 году на территории морского порта Актау будет сдан в эксплуатацию контейнерный хаб, который сможет обеспечить перевалку контейнеров мощностью до 300 тыс. ДФЭ*. Более того, президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что к 2030-му грузопоток по ТМТМ будет увеличен до 500 тыс. ДФЭ в год. Для справки: в 2022 году объём грузопотока по ТМТМ составил 33,6 тыс. ДФЭ.

* ДФЭ — двадцатифутовый эквивалент, общая единица измерения. 1 ДФЭ эквивалентен полезному объёму стандартного контейнера длиной 20 футов (6,1 м) и шириной 8 футов (2,44 м).

Между тем, объём перевозок по ТМТМ не идёт ни в какое сравнение с объёмами перевозок в самых загруженных портах мира. 9 из 10 самых загруженных портов расположены в Азии, а 7 из них — только в Китае, что показывает его центральную роль в мировом производстве и торговле, а также подчеркивает смещение мировых торговых потоков на восток. Так, в 90-х годах прошлого века более 70% азиатского экспорта в стоимостном выражении вывозилось за пределы региона, а контейнеры отправлялись обратно в основном пустыми, а уже сегодня около 60% экспорта в Азии торгуется внутри региона.

Самым загруженным в мире признан расположенный в Китае Шанхайский порт, чей грузопоток за 2023 год составил 49 млн ДФЭ. Следом идёт Сингапурский порт (39 млн ДФЭ), а 3-е, 4-е и 5-е места заняли порты из Китая — Нинбо-Чжоушань (35,3 млн ДФЭ), Шэньчжэнь (26,9 млн ДФЭ) и Циндао (26,4 млн ДФЭ). Порт Пусан из Южной Кореи расположился на 6-м месте с объёмом грузопотока 22,8 млн ДФЭ, а единственный порт не из азиатского региона — Роттердам, расположенный в Нидерландах — замкнул топ-10 с объёмом 13,4 млн ДФЭ.

Мухтар Абаев

Recent Posts

Yandex Ads: на 21% выросли запросы казахстанцев, связанные с покупками

Пользователи в Казахстане ежемесячно задают в Яндекс Поиске более 50 млн запросов, связанных с покупками…

3 часа ago

Состоялось заседание Совета коллективной безопасности ОДКБ в расширенном составе

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев принял участие в заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ в расширенном составе…

6 часов ago

Глава государства принял участие в заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ

Президент Казахстан Касым-Жомарт Токаев принял участие в очередном заседании Совета коллективной безопасности Организации Договора о…

6 часов ago

Президент Казахстана направил телеграмму соболезнования Председателю КНР

Касым-Жомарт Токаев выразил соболезнования Си Цзиньпину и всему китайскому народу в связи с многочисленными человеческими…

8 часов ago

КХЛ. «Салават Юлаев» — «Барыс»

«Барыс» начинает выездную серию встречей с прямым конкурентом за место в зоне плей-офф. Встреча «Салават…

8 часов ago

Лига чемпионов. «Кайрат» зарубился с «Копенгагеном» (видео)

В столице Дании прошел матч пятого тура общего этапа Лиги чемпионов. «Копенгаген» принимал алматинский «Кайрат»…

17 часов ago