Главное

Минпросвещения половину проблем в школах спихнуло на другие госорганы

Оказывается, весь системный школьный бардак, который 11 родителей-истцов к министерству подробно расписали в своих претензиях в суде, спровоцирован «теми парнями», которые утверждали разные инструкции и правила.

Это было вполне ожидаемо. Ну какой же министр захочет выйти к общественности и честно сказать, что в его хозяйстве и впрямь не все ровно? Вот и общая риторика Минпросвещения в отзыве на иск родителей (о нем мы писали в своей статье «Родители — министерству: зачем вредите школьникам?» 27 сентября 2023 года) представляет собой попытку оправдаться тем, что «в настоящее время проводится работа» и отфутболить недовольных в… другие инстанции.

Мы не знаем, что это такое

По поводу перехода с 34 на 36 недель обучения вот три цитаты из отзыва на иск:

«Планомерная работа по снижению учебной нагрузки на обучающихся начата в 2018 году»;

«В целях совершенствования системы образования министерством в 2022 году учебный год был продлен до 36 недель»;

«Увеличение учебного года на две недели предполагало создание возможности сокращения количества ежедневных уроков и снижения интенсивность изучения сложных тем путем отведения часов на повторение и закрепление пройденного материала».

Никто из школьной общественности даже не заметил никакого сокращения ежедневных уроков в 2022-2023 учебном году. Эксперимент закончился тем, что дети отдыхали меньше на неделю и дольше на неделю ходили в школу.

В настоящее время проводится соответствующая работа по внесению изменений в нормативные правовые акты по утверждению продолжительности учебного года,

написано в отзыве на иск.

Про то, что реальная наполняемость классов в большинстве казахстанских школ в 2 раза превышает установленные СанПин-76 нормы, хорошо понимаем: нехватка школ не проблема одного лишь Минпросвещения.

На сегодня из 7153 государственных школ 123 (223 тыс. детей) работают в три смены, 215 школ (423 тыс. детей) переуплотнены. Проблема нехватки школ в крупным городах заключается в том, что при строительстве жилых комплексов Генеральным планом и планом детальной планировки не учитывается размещение объектов социальной инфраструктуры. Решением данной проблемы является введение на законодательном уровне требования обязательного размещения объектов социальной инфраструктуры при застройке жилых комплексов,

пишет министерство.

Ну так карты в руки, господин Бейсембаев. Проявите инициативу, идите к депутатам, двигайте решение проблемы. Заодно по тем пунктам, что действительно вотчина Минпросвещения, облегчите жизнь учащимся. А то выглядит так, будто дети сами виноваты, что родились.

Это не книжки тяжелые, а ваши рюкзаки

Про нереальную недельную учебную нагрузку на детей в школах министерство в отзыве на иск пишет свое любимое:

В настоящее время начата работа по внесению изменений в государственный общеобязательный стандарт образования, типовые учебные планы и программы

А еще, соскучившись по экспериментам, видимо, обещает новую реформу в школах:

В предметном содержании планируется усиление воспитательного компонента на основе национальных ценностей и казахстанского патриотизма, интеграции положений Концепции «Толық адам»

Про тяжелые школьные рюкзаки министерство расписало известные всем нормы веса учебников и указывает, что «все используемые учебники, одобренные министерством, соответствуют указанным весовым ограничениям». И ссылаются на санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное Национальным центром экспертизы Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения РК.

Расписание составляют школы, так что недовольным советуют обращаться туда. А заодно предупреждают, что вес ежедневного учебного комплекта не учитывает вес ранца.

В связи с чем родителям рекомендуется отдавать предпочтение выбору практичного и легкого рюкзака,

понятно теперь, кто виноват, что школьники падают под тяжестью рюкзаков?

Хорошо, что не рекомендовали носить школьные принадлежности прямо в руках.

Видно, что министерство совсем не разделяет общенациональный стресс во время проведения СОРов и СОЧей, описанный родителями-истцами в претензиях. В ведомстве будто бы искренне верят в то, что измотанные учителя семи тысяч казахстанских школ как в армии строго следуют министерским распоряжениям, и элементарный человеческий фактор отсутствует.

Каждая грязинка словно витаминка

То, чем кормят детей в школьных столовых, уже притча во языцех. И Минпросвещения, чьи сотрудники наверняка лично не заглядывали ни в один школьный буфет, на серьезных щах пишет, что поставщики питания ко всем прочим документам при проведении конкурса прикладывают «перспективные меню-раскладки с указанием наименования блюд, массы порции блюд в граммах, ингредиентов блюд (в граммах)», утвержденные самими школами.

А еще ссылается на постановление правительства «Об утверждении размеров, источников, видов и правил предоставления социальной помощи гражданам, которым оказывается социальная помощь», где есть всякие нормативы по ценам и технологическим картам блюд. Это постановление, если что, касается социально уязвимых слоев населения, то есть не всех школьников.

На всех школьников зато распространяется действие СанПин-76 (Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования), которые были приняты в последней редакции в 2021 году и буквально в апреле 2023-го снова претерпели изменения.

Из СанПин-76 исключены 22 пункта как раз по части устройства и содержания пищеблоков и оборудования, требований к сырью и готовой продукции

Прежние СанПин-76 от 2017 года хоть особо и не соблюдались, но хотя бы давали представление о том, как должны питаться казахстанские школьники в мечтах чиновников. Мечтам, видимо, не суждено было сбыться, поэтому они просто ликвидировали проблему. Приводим основные удаленные государством пункты:

  • интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5-4 часов;
  • на объекте составляется перспективное сезонное (лето – осень, зима – весна) двухнедельное меню. При разработке меню учитывают продолжительность пребывания обучающихся и воспитанников, их возрастную категорию, предусматривают пищевую продукцию, обогащенную витаминно-минеральным комплексом;
  • для обучающихся первой смены предусматривается одно-двухразовое питание (второй завтрак или второй завтрак и обед), для обучающихся второй смены – полдник, для групп продленного дня – второй завтрак, обед и полдник. При круглосуточном пребывании детей предусматривается не менее чем пятикратное питание;
  • в меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день и в последующие два-три календарных дня;
  • ежедневно рацион питания включают мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и (или) пшеничный, овощи и сахар. Рыбу, яйца, сыр, творог, мясо птицы включают один раз в два-семь календарных дней;
  • завтрак состоит из блюда (первое или второе) и напитка (компот, кисель, чай и соки). Допускается включение в завтрак или отдельным приемом яйцо, соки, фрукты, бутербродов со сливочным маслом или сыром;
  • обед включает салат, первое, второе блюдо (основное блюдо из мяса, рыбы или птицы с гарниром) и третье (компот, кисель, чай и соки). Готовят несложные салаты из вареных и свежих овощей;
  • в полдник в меню включают напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема;
  • ужин состоит из овощного (творожного) блюда или каши, основного второго блюда (мясо, рыба или птица с гарниром), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно в качестве второго ужина включают фрукты или кисломолочные продукты и булочные или кондитерские изделия без крема;
  • ежедневно в обеденном зале вывешивается утвержденное руководителем объекта меню, в котором указывают наименования блюд, выход каждого готового блюда. Наименования блюд и кулинарных изделий, указанных в меню, должны соответствовать их наименованиям, указанным в использованных сборниках рецептур;
  • прием пищевой продукции и продовольственного сырья осуществляют при наличии документов, удостоверяющих их качество и безопасность, с внесением данных в бракеражный журнал скоропортящейся пищевой продукции и полуфабрикатов, согласно форме 1 приложения 9 к настоящим Санитарным правилам;
  • в питании обучающихся и воспитанников допускается использование продовольственного сырья растительного происхождения, выращенного в организациях сельскохозяйственного назначения, на учебно-опытных и садовых участках, в теплицах организаций образования при наличии результатов лабораторно-инструментальных исследований указанной пищевой продукции, подтверждающих ее качество и безопасность;
  • розлив напитков осуществляют непосредственно в тару потребителя (стаканы, бокалы), не допускается сливать перед раздачей в общую емкость;
  • в организациях общественного питания объектов воспитания и образования не допускается изготовление и реализация: простокваши, творога, кефира, фаршированных блинчиков, макарон по-флотски, зельцев, форшмаков, студней, паштетов, кондитерских изделий с кремом, кондитерских изделий и сладостей (шоколад, конфеты, печенье) в потребительских упаковках, морсов, квасов, жареных во фритюре изделий, яиц всмятку, яичницы-глазуньи, сложных (более четырех компонентов) салатов и салатов, заправленных сметаной и майонезом, окрошки, грибов, пищевой продукции непромышленного (домашнего) приготовления, первых и вторых блюд на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления, газированных, лечебных и лечебно-столовых минеральных вод, сладких безалкогольных напитков, безалкогольных энергетических (тонизирующих) напитков, соков концентрированных диффузионных (за исключением упакованных минеральных и питьевых вод), фаст-фудов (гамбургеров, хот–догов, чипсов, сухариков, кириешек), острых соусов, кетчупов, жгучих специй (перец, хрен, горчица);
  • не допускается также использование: непастеризованного молока, творога и сметаны без термической обработки, яиц и мяса водоплавающих птиц, молока и молочных продуктов из хозяйств, неблагополучных по заболеваемости сельскохозяйственных животных, субпродуктов продуктивных животных и птицы, за исключением языка, сердца, мяса продуктивных животных и мяса птицы механической обвалки, коллагенсодержащего сырья из мяса птицы, продуктов убоя продуктивных животных и птицы, подвергнутых повторному замораживанию, генетически модифицированного сырья и (или) сырья, содержащего генетически модифицированные источники, нейодированной соли и необогащенной (нефортифицированной) железосодержащими витаминами, минералами пшеничной муки высшего и первого сортов;
  • на объектах образования, за исключением вузов, не допускается установка автоматов, реализующих пищевые продукты;
  • ежедневно медицинским работником или ответственным лицом проводится органолептическая оценка качества готовых блюд с внесением записей в журнал органолептической оценки качества блюд и кулинарных изделий в соответствии с формой 3 приложения 9 к настоящим Санитарным Правилам;
  • ежедневно на пищеблоке повар оставляет суточные пробы готовой продукции в соответствии с фактическим меню. Пробы отбирают в чистую (обработанную кипячением) стеклянную посуду с крышкой (гарниры отбирают в отдельную посуду) и хранят в специально отведенном месте холодильника при температуре от +20 до +60 градусов по Цельсию. Суточные пробы хранят не менее двадцати четырех часов до замены приготовленным на следующий день или после выходных дней блюдом (независимо от количества выходных дней) – завтраком, обедом, полдником или ужином соответственно.

Так вот, теперь всего этого в СанПин-76 нет. Естественно, что вопрос содержимого санэпидтребований не к Минпросвещения, а к Минздраву. Но госорганы разве не взаимодействуют между собой, когда принимают стратегические документы? К тому же школы находятся под контролем акиматов.

И в отзыве на иск министерство подчеркивает:

согласно ЗРК «Об образовании» организация питания относится к компетенции местных исполнительных органов

контроль за качеством питания возлагается на органы здравоохранения

проверка объектов питания в организациях образования входит в компетенцию Министерства здравоохранения РК

Не забыли упомянуть, что всякими разными инструкциями предусмотрены несколько видов мониторинга за столовыми, куда входит и родительская общественность в том числе. Но если бы весь этот объем контроля работал в реальности, в столовых постоянно присутствовали разные делегации. Спросите у своих детей: как часто кроме самих школьников и учителей в столовых кто-то бывает?

Конечно же, не забыли любимое «в настоящее время»: «Министерством совместно с Министерством здравоохранения, Национальным центром здорового питания и других экспертов проводятся мероприятия по актуализации норм и рациона питания обучающихся и воспитанников организаций образования».

Язык до истерики доведет

На претензии о преподавании в школах языков Минпросвещения пишет, что

для обучения любому языку в первую очередь используется метод погружения в среду изучаемого языка, поэтому на практике используется беспереводный метод обучения языку (методика обучения без опоры на родной язык)

Это вообще тема отдельной статьи с экспертом-методистом по обучению языкам. Но в целом можно отметить, что этот принцип «погружения в среду» на 1 час 3-4 раза в неделю детям, особенно начальных классов, оказывает только медвежью услугу и отбивает всякое желание учиться. Потому что СОРы и СОЧи они потом пишут, будучи «недопогруженными» в ту самую среду, которая для них еще совершенно не понятна.

По поводу неадекватного ведения уроков художественного труда ведомство в ответ на претензии родителей-истцов пишет, что особенность худтруда — «изучение различных видов искусства, выражение идей средствами искусства, приобретение универсальных (бытовых) и специальных (предметных) знаний и умений, навыков художественной обработки и преобразования материалов и объектов, навыков ведения домашнего хозяйства, пользования техникой и технологиями». Да-да, навыков ведения домашнего хозяйства. Сразу видно, что чиновники министерства вообще далеки от того, чему в действительности учат в школе.

Зато не забывают указывать, что

директор школы, заместители директора, педагоги ответственны за организацию учебного процесса и предоставление качественных образовательных услуг

Справедливости ради отметим, что те же трудовики и рады были бы показать мальчишкам мастер-класс обращения с отвертками и молотками, да отступать от написанных белыми воротничками Астаны нормативов они не вправе.

Ужасное состояние школьных туалетов министерство признает, но говорит, что проверять их соответствие требованиям все тех же СанПин-76 обязаны органы санэпидконтроля. Хотя под давлением общественности, регулярно упрекающей министерство в бездействии, Минпросвещения пошло на решительные шаги:

Для обеспечения комфортных условий для детей Министерством просвещения внесена заявка в Казахстанский институт стандартизации и метрологии по разработке Национального стандарта, регламентирующего функционирование санитарных узлов в общеобразовательных школах. Стандарт планируется завершить к концу 2023 года, после его утверждения планируется значительно усилить требования к организациям образования в части обеспечения комфортных условий в санитарных узлах

За безопасностью к МВД, пожалуйста

Было предсказуемо, что вопросы безопасного передвижения школьников в школу и обратно Минпросвещения переложит на МВД. Так оно и случилось. Про бесполезные турникеты, которые никаких террористов не остановят, а к трагедии в случае какого-то ЧП приведут запросто, ведомство Гани Бейсембаева в отзыве на иск пишет, что

инструкция по организации антитеррористической защиты объектов образования, принятая в марте 2022 года, прошла процедуру согласования с уполномоченными органами (КНБ, МВД и МЧС), а также с НПП «Атамекен»

То есть в случае чего ответственность за последствия этой конкретной придумки сразу размывается на кучу ведомств.

В целом позиция Министерства просвещения на поданный родителями иск понятна: оно ни в чем не виновато, как знаменитый Рафик из юмористического шоу. Тогда зачем Казахстану нужно такое бестолковое министерство, если оно ни за что не отвечает? Это тема для отдельной публикации.

Александра Алёхова

Recent Posts

Снижение процентов и первоначального взноса: как Китай борется с кризисом недвижимости

Китай объявил о новых, радикальных мерах, направленных на стабилизацию пострадавшего от кризиса сектора недвижимости, разрешив…

2 дня ago

За отмывание преступных доходов бизнесмена осудили на 6,8 лет лишения свободы

Вовлекший в законный оборот похищенные средства Ануарбек Джексенгалиев приговорен к 6 годам и 8 месяцам…

2 дня ago

Объемы поставок плодоовощной продукции из Таджикистана увеличатся

Казахстан и Таджикистан активизируют усилия по увеличению товарооборота между двумя странами с целью доведения его…

2 дня ago

Государство увеличивает заказ на подготовку технических специалистов

В новом учебном году объем государственного образовательного заказа в организациях технического и профессионального образования увеличится…

2 дня ago

Похолодание и дожди: прогноз погоды на выходные

Слегка потеплеет лишь на западе страны. 18-20 мая казахстанцев ждут дожди и похолодание, сообщили в…

2 дня ago

Дефицит водителей пожарных машин констатировали в МЧС

Ответ на свой запрос в МЧС опубликовало агентство Kazinform. Согласно действующему штатному нормативу, разница между…

2 дня ago