Фото: lada.kz
14 марта глава ФНБ «Самрук-Қазына» Нурлан Жакупов отчитался перед президентом об итогах работы фонда в 2023 и планах по его дальнейшему реформированию, сообщила Акорда. Как сказано в сообщении, одним из важных вопросов был поэтапный отказ от кросс-субсидирования экономики компаниями фонда.
Телеграм-канал Energy Monitor пишет, что к сожалению нет данных за 2023 год, но в 2022 году прямые и скрытые субсидии портфельных компаний Фонда составили 1,2 трлн тенге (в 2023 году цифры должны быть больше).
По данным канала общие субсидии экономики Казахстана составляют 12 млрд долларов ежегодно (дешевый газ, уголь, нефтепродукты, электроэнергия, ЖД-перевозки и т.д.).
Реальность такова, что цены будут расти, но поэтапно. У нас государственный бюджет дефицитный на протяжении 16 лет, который перекрывается за счет Нацфонда и «кредитов». В этом вопросе важен эффективный механизм Адресной социальной помощи реальным нуждающимся.
отмечают в Energy Monitor
По мнению Олжаса Байдильдинова, члена Общественного совета Министерства энергетики, «Самрук Казына» вообще занимается не своим делом.
Задача госхолдинга – это рост акционерной стоимости и выплата дивидендов правительству, либо, если компании выведены на IPO как КМГ, то, в том числе, и розничным акционерам. Вопросы субсидирования или снижения тарифов – это вопросы правительства в плане адресной социальной помощи.
«Самрук» действительно нес большие расходы , имел недополученную прибыль, а где-то и прямые убытки от субсидирования. Я подсчитывал, что каждый гражданин Казахстана получает порядка 60 тысяч тенге в год от различного рода субсидий, которые есть у Самрук-Казына. А это довольно большая сумма. «Самрук-Казына» — это холдинг государственный, безусловно, но поддерживать и развивать какие-то убыточные проекты «Самрук-Казына», естественно, не должен. Более того, это искажает рыночную экономику,
говорит Байдильдинов.
По словам эксперта многолетние расчеты показывают, что убыточные тарифы, например, на ГСМ, электро- и теплоэнергию, способствуют возникновению дефицита.
Частный бизнес не идет в эти сферы из-за того, что регулируются тарифы, а государство не обладает либо инвестиционными возможностями либо по каким-то коррупционным причинам не может эффективно реализовывать эти проекты. Поэтому тарифы и цены должны быть в рынке. Рано или поздно мы к этому перейдем, уже об этом неоднократно говорилось. Товары, энергия, топливо должны быть рыночными, торговаться на открытых биржевых площадках,
считает эксперт.
По мнению Олжаса Байдильдинова, Казахстан, как нефтегазовая страна должен иметь доходы и профит от экспорта нефти. Но это не должно должно стыковаться с:
Именно рыночный баланс и рыночные цены могут привести к тому, поймем ли мы наличие реального дефицита топлива, электроэнергии и так далее. Как мы видели, выравнивание цен на дизельное топливо до 295 тенге привело к тому, что в 2024 году у нас даже образовался профицит дизельного топлива, и мы даже осуществили поставки в виде гуманитарной помощи соседним странам.
То есть здесь вопрос не просто того, что поднимутся цены, и люди станут жить хуже. Нет, тут вопрос, что в отрасль придут инвестиции, частный бизнес и мы обеспечим рабочие места и новые налоги. А задача бюджета и правительства как раз помочь тем слоям населения, которые не могут потянуть эти цены.
считает Олжас Байдильдинов.
Касым-Жомарт Токаев посетил Университет Организации Объединенных Наций в Токио, где прочитал лекцию на тему «Восстановление…
Цифровые технологии становятся важным инструментом в обеспечении общественной безопасности. В Павлодарской области ключевую роль в…
В Токио состоялась встреча Касым-Жомарта Токаева с руководителем одной из крупнейших и влиятельных японских торгово-инвестиционных…
Данный комплекс является центральным звеном системы гражданской защиты и управления кризисами города, сообщает пресс-служба Акорды.…
Касым-Жомарт Токаев и Юрико Коикэ обсудили вопросы сотрудничества в сфере цифровизации, развития технологий Smart city,…
В рамках очередного игрового дня регулярного чемпионата Континентальной хоккейной лиги «Барыс» в гостях сыграл с…