Лукавый минюст: Ескараев избегает диалога с юристами

4 апреля при назначении министра юстиции депутат мажилиса Бакытжан Базарбек устроил Азамату Ескараеву душевную головомойку — что он собирается делать с многострадальными юристами, которых уже три года пытаются загнать под крышу Республиканской коллегии юрконсультантов (РКЮК).

Отметим сразу — вопрос этот никак не разрешится с 2021 года, когда в закон об адвокатской деятельности и юридической помощи внесли поправки об образовании единого коллегиального органа для юристов по принципу и подобию адвокатов, нотариусов и частных судебных исполнителей. Коллегия в законе обозначена, но членство в ней добровольное. Что не входило в планы идеологов этого новшества — бывшего сенатора Серика Акылбая и экс-судьи и сотрудника минюста Абдыкарыма Акжанова.

Кто убедит президента?

До образования коллегии они руководили Союзом юристов Казахстана, позже трансформировавшимся в Ассоциацию. И при поддержке нескольких депутатов VI-VII созывов, в том числе Каната Мусина, занимающего сейчас пост судьи Конституционного суда, сумели протащить в закон поправки о коллегии.

Юристы смогли отбиться от обязательного членства в ней в 2021 году, но в 2022 этот вопрос всплыл снова. И опять же при инициативе Акылбая и его команды — еще в августе они написали президенту Касым-Жомарту Токаеву письмо с просьбой рассмотреть все же вопрос с обязательным членством юристов в одной организации.

Все дело в том, что обязательное членство в коллегии подразумевает ежемесячную плату в размере 1 МРП с каждого юриста, а их в Казахстане порядка 12 тысяч. За такие классные финансовые потоки не бился бы только глупый.

Всплыло это письмо только в феврале 2023 года — видимо, до этого в администрации были сильно заняты электоральными делами. С грифом «на контроле» Минюсту было поручено проработать вопрос по обращению Акылбая. И ведомство проработало — за подписью вице-министра Алмы Мукановой в госорганы полетели распоряжения высказать свою позицию.

На сегодняшний день ряд госорганов направили ответы об отсутствии предложений (МИОР, АРРФР, АППК, КНБ, КУИС). Генеральной прокуратурой, Агентством финансового мониторинга, а также Национальным центром по правам человека (что удивительно — ред.) поддержана позиция о законодательном закреплении РКЮК в качестве единой централизованной организации с обязательным членством в РКЮК,

говорится в письме Алмы Мукановой.

С февраля Минюст поймал тишину. А 13 марта, незадолго до выборов, юристы-оппоненты Акылбая также написали Токаеву о том, что его дезинформировали и что независимое юридическое сообщество на правах саморегулирования не нуждается ни в каких мертворожденных надстройках.

Ждите ответа

Как это часто бывает в казахстанском законотворчестве, затишье случается перед бурей. И молчание Минюста о принятом в итоге решении по судьбе 12 тысяч юристов показалось им странным.

Уже после выборов Ассоциация «Қазақстан заң-кеңес» обратилась официально к министру юстиции Азамату Ескараеву с двумя вопросами:

  • какова позиция ведомства о закреплении РКЮК в качестве единой централизованной организации с обязательным членством всех палат юрконсультантов
  • об исключении статьи 78-1 закона и организационно-правовой формы РКЮК в целях обеспечения равенства между объединениями палат юрконсультантов в форме ОЮЛ

Министр ответил юристам ничего. А когда пришло время его переназначать в связи со сменой правительства, включились новые депутаты. Принципиальный профессиональный юрист Бакытжан Базарбек устроил Ескараеву буквально допрос с пристрастием:

Азамат Несипбаевич, юридические консультанты устали от того, что их не слышат. Их пытаются загнать в одну республиканскую коллегию юридических консультантов, заткнуть им рты. Буквально неделю назад я тоже был юридическим консультантом. Я знаю, для чего сделана эта реформа — чтобы заткнуть рты всем консультантам. Чтобы они не писали на фейсбуке, чтобы они оплачивали, и финансовые потоки от юрконсультантов направить в одно русло, в один карман.

К глубокому сожалению, во главе этого всего, помимо всех других должностных лиц в министерстве юстиции, были вы. У меня обращение юридических консультантов к президенту от 13 марта 2023 года, свежее обращение, и здесь они уже не доверяют вам как министру юстиции и министерству юстиции. Потому что министерство юстиции лоббирует интересы Республиканской коллегии юридических консультантов. И вы здесь просите, чтобы мы утвердили вашу кандидатуру. Поясните, пожалуйста, в чем, собственно, дело?

На что Ескараев пояснил: вопрос закрыт, и Минюст ответил президенту, что нет нужды насильно загонять юридических консультантов в одну коллегию. На свою голову, министр сослался именно на то письмо своего заместителя Алмы Мукановой, где она призывает все ведомства высказаться по вопросу обязательного членства. Базарбека это возмутило.

Азамат Ескараев.

Лукавите, я вам не доверяю

«Когда вы успели отправить письмо президенту? Мы разберемся с этим. Я не хочу, чтобы здесь мы друг другу лукавили, лукавите вы. В этом письме вице-министр Алма Муканова все-таки пытается от имени министерства поднять вопрос о концентрации всех консультантов в одной республиканской коллегии. Вы одно говорите в присутствии депутатов. Мы избраны народом. Вы вводите их в заблуждение. Пытаетесь утвердиться как министр. У меня письмо. Вам можно вообще доверять как министру? Или письмо Мукановой поддельное? Или она не является вашим заместителем? Вы почитайте это письмо. Она четко и ясно старается косвенно поднять этот вопрос. Муссируете этот вопрос. Здесь вы сейчас говорите, что уже закрыли этот вопрос. Вы не закрыли этот вопрос. Вы сейчас пытаетесь легким путем утвердиться, а потом поднять этот вопрос. Я вам лично не доверяю», — с явным раздражением в голосе сказал Базарбек.

Бакытжан Базарбек.

Глава Ассоциации «Қазақстан заң-кеңес» Фарид Алиев, который вместе с другими коллегами — независимыми юристами — уже три года отбивается от попыток ввести новый налог на профессию, считает дебаты Базарбек-Ескараев очевидным свидетельством того, что кулуарно идея Акылбая в министерских стенах все еще обсуждается.

Бакытжан Базарбек в принципе был единственным, кто задавал министру какие-то вопросы. Мы до сих пор не получили от Ескараева внятного ответа на два наших вопроса. Уверен, что через февральское письмо Мукановой в госорганы Минюст собирал голоса «за» обязательное членство, чтобы затем ответить президенту, что сообщество в целом не против. Что-то же Минюст в итоге ответил президенту? Или нет? Ясности никакой, и в этом вся проблема,

прокомментировал Алиев.

Александра Алёхова

Recent Posts

Снижение процентов и первоначального взноса: как Китай борется с кризисом недвижимости

Китай объявил о новых, радикальных мерах, направленных на стабилизацию пострадавшего от кризиса сектора недвижимости, разрешив…

20 часов ago

За отмывание преступных доходов бизнесмена осудили на 6,8 лет лишения свободы

Вовлекший в законный оборот похищенные средства Ануарбек Джексенгалиев приговорен к 6 годам и 8 месяцам…

21 час ago

Объемы поставок плодоовощной продукции из Таджикистана увеличатся

Казахстан и Таджикистан активизируют усилия по увеличению товарооборота между двумя странами с целью доведения его…

21 час ago

Государство увеличивает заказ на подготовку технических специалистов

В новом учебном году объем государственного образовательного заказа в организациях технического и профессионального образования увеличится…

21 час ago

Похолодание и дожди: прогноз погоды на выходные

Слегка потеплеет лишь на западе страны. 18-20 мая казахстанцев ждут дожди и похолодание, сообщили в…

21 час ago

Дефицит водителей пожарных машин констатировали в МЧС

Ответ на свой запрос в МЧС опубликовало агентство Kazinform. Согласно действующему штатному нормативу, разница между…

21 час ago