С 2023 года весь госзаказ по борьбе с дефицитом ученических мест переходит в руки дочки «Самрук-Казына».
Нацпроект «Комфортная школа» презентовали 28 сентября 2022 года на заседании высшего совета по реформам. Есть четкая цель — с 2023 по 2025 годы на сумму 2,6 трлн тенге из Нацфонда построить в стране 504 школы, которые в две смены покроют 790,7 тыс. ученических мест:
Правительство предложило единым оператором по отбору и заключению договоров с подрядчиками, контроль за строительством и передачу школ местным исполнительным органам назначить АО Samruk-Kazyna Construction. Неожиданный поворот, учитывая объем запланированных трат и гигантское количество претензий к прозрачности самого фонда «Самрук-Казына» и его дочек в отдельности.
Но в кабмине нашлись аргументы:
Экспертное сообщество напряглось: если уж и делать упор на скорость, прозрачность и честность при реализации глобального национального проекта стоимостью более 2,5 трлн тенге, то
централизованно руководить такой кампанией должен оператор с безупречной репутацией
Интернет хорошо знает, касается это фонда «Самрук-Казына» или нет. Но 10 человек (Токаев, Аймагамбетов, Смаилов, Чакрабарти, Баталов, Гиният, Сулейменов, Куантыров, Скляр, Келимбетов) 28 сентября 2022 года все же решили, что касается. И обжалованию общественностью этот выбор, увы, не подлежит.
Буквально недавно появился проект инструкции АО Samruk-Kazyna Construction по самим закупкам комплексных работ особым порядком. В нем есть несколько любопытностей:
В дальнейшие детали уже можно не вдаваться. Сразу понятно, что весь процесс строительства школ — от идеи до реализации под ключ — пройдет на высшем уровне.
Однако у аналитиков общественного объединения «Цифровое общество» (которые буквально недавно посчитали, что в 2021 и 2022 годах государство строило одну школу по цене трех) другое мнение на счет смены генерального заказчика такого масштабного национального проекта.
Проект инструкции пока не утвержден, но уже я вижу, что передача строительства школ в руки «Самрука» — шаг назад в плане прозрачности и коррупционных рисков.
Во-первых, закупки будут проводиться на сайте самого Samruk-Kazyna Construction, вне общедоступного портала госзакупок, а заявки принимаются в бумажном виде.
Во-вторых, в 2020 году у экспертов Всемирного банка было много замечаний как раз к прозрачности закупок фонда «Самрук-Казына».
В-третьих, откуда дочке «Самрука» знать специфику регионов при формировании плана строительных работ?
В-четвертых, за акиматами всегда можно было усилить контроль со стороны комитета госаудита минфина или Высшей аудиторской палаты.
А кто будет контролировать эффективность расходов в Samruk-Kazyna Construction? Есть ли на это ресурсы?
говорит руководитель «Цифрового общества» Нургали Рахманов.
Эксперт обратил внимание, что все решения «Самрук-Казына» по закупкам даже не проходят экспертизу в Минюсте на предмет соответствия законодательству ввиду особого статуса фонда. И пожаловаться некому — решение принято правительством.
В «Цифровом обществе» обеспокоены тем, что централизация закупок работ по строительству школ приведет исключительно к концентрации трех-четырех крупнейших застройщиков страны вблизи с центром принятия решений, и региональный строительный бизнес вообще не преодолеет этот заслон. А где нет конкуренции, там всегда растут цены.
Когда акиматы выступали заказчиками в строительстве школ, элементы коррупции и искусственного завышения цен на работы, товары и услуги присутствовали, но общая сумма денег была разбросана по регионам, украсть или неэффективно потратить было сложнее
Что произойдет в 2023 году? Решения о проведении работ на конкурентном рынке будет принимать акционерное общество. Пусть и со 100-процентным участием государства, но Samruk-Kazyna Construction — не акимат и не министерство, механизмы контроля другие.
Минфин с его комитетом госаудита — это все-таки классическое министерство, на которое есть рычаги влияния, чем этот уникальный фонд, на котором по уровню критики печатей негде ставить. Кроме того, не будем забывать, кто возглавляет наблюдательный совет «Самрук-Казына». Этим все сказано, — прокомментировал эксперт.
Кстати говоря, что касается госзаказа по стройкам, это не все, чем закончится 2022 год. Судя по радикальности принятых решений, чиновники соревновались в собственной креативности. Одни надоумили президента, что лучше «Самрук-Казына» школы не построит никто. Другие, из минфина, вообще презентовали искусственный интеллект, который без всяких там коррупционных рисков в виде вмешательства человека принимает решения по строительно-монтажным и проектировочным работам.
Летом ввели рейтингово-балльную систему. Суть в том, что победителями конкурсов выбирает бот, решение которого обжалованию не подлежит. Уже даже апробировали его на сумму в несколько десятков миллиардов тенге. Правда, все конфиденциально.
Надо же, мировые гиганты типа Amazon и Microsoft до сих пор свои закупки не автоматизировали, а айтишники минфина Казахстана смогли. И пока осилили только крупные сделки, в закупе карандашей и стульев бот участия не принимает,
отметил Нургали Рахманов.
С одной стороны, строительство Жана Қазахстан подразумевает и жана-методы освоения бюджетных денег. Но можно же придумать какие-то новые схемы, а не использовать традиционный для всего тайного способ конфиденциальности.
В рамках Межгосударственной программы «Большие гастроли», организованной Министерством культуры Российской Федерации и посвященные 80-летию легендарного…
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…