Главное

Кокаин, картели и коррупция: объяснение кризиса в Эквадоре

Эквадор был известен миролюбием, но стал одной из самых жестоких стран Южной Америки.

Эквадор, по словам его президента Даниэля Нобоа , сейчас находится «в состоянии войны». Ранее на этой неделе он объявил чрезвычайное положение после того, как лидер одной из двух крупнейших банд страны сбежал из тюрьмы. На следующий день члены вооруженной банды ворвались в здание телекомпании TC Television во время новостей, и мир увидел захват заложников и насилие в прямом эфире.

Это был далеко не единственный шокирующий акт насилия. В ходе кампании, которая во вторник казалась скоординированной (и с наглостью, напоминающей мексиканские картели середины 2010-х годов или даже хуже ), вооруженные люди штурмовали больницы, предприятия и университеты. Тюрьмы были захвачены в результате жестоких беспорядков, во многих местах гремели взрывы, а полицейских и тюремных охранников захватывали и убивали. В результате нападений банд, погибли по меньшей мере 10 полицейских, а более сотни сотрудников тюрем были взяты в заложники.

Это может показаться необъяснимым поворотом для Эквадора, страны, которая, как говорят многие эксперты, в том числе Фелипе Ботеро, руководитель программы Глобальной инициативы по борьбе с транснациональной организованной преступностью, раньше была «островком мира» в неспокойном регионе.

Но этот поворот к насилию в стране с доходом выше среднего с населением 18 миллионов человек не произошел в одночасье.

Хотя существуют факторы, которые ускорили всплеск преступности за последние пару лет, эксперты говорят, что эту историю создавали почти десять лет. Кризис безопасности в Эквадоре является результатом многолетней растущей безнаказанности банд, влияния транснациональных преступных группировок, изменений в глобальном потреблении кокаина и, прежде всего, растущей институциональной коррупции.

Это означает, что даже несмотря на обещанные президентом Нобоа военные меры , этот хаос не будет решен в одночасье.

Как Эквадор перешел от «острова мира» к кризису

На протяжении десятилетий стабильность и безопасность Эквадора отличали его от соседей Перу и Колумбии, крупнейших производителей кокаина в мире. Зажатый между этими двумя странами, Эквадор часто выступал в качестве страны транзита наркотиков, но не страдал от насилия и вооруженных конфликтов, от которых страдали его соседи.

В 1990-х годах торговля наркотиками в Эквадоре «контролировалась сверху вниз» революционными армиями Колумбии (ФАРК), партизанской группировкой, которая вела 50-летнюю борьбу против колумбийского правительства — и «не было большого количества конкуренции, и на самом деле не было никаких столкновений с эквадорским государством», — говорит Уилл Фриман, научный сотрудник по исследованиям Латинской Америки в Совете по международным отношениям. «Это была стабильная ситуация».

Затем, в 2016 году, ФАРК в значительной степени демобилизовались — это был исторический мирный процесс для Колумбии, но он также создал вакуум власти на севере Эквадора. В то же время спрос на кокаин начал резко меняться: он снизился в США и увеличился в Европе, где с 2016 года объемы изъятий кокаина, по словам Фримена, выросли в четыре раза. «Это сделало контроль над портами гораздо более важным», — говорит он, поскольку кокаин, направляющийся в Европу, загружается в транспортные контейнеры. «Очевидно, что вы не летаете на маленьких самолетах из Колумбии во Францию».

В Эквадоре есть несколько отличных портов для контрабандистов кокаина — в частности, Гуаякиль на тихоокеанском побережье, крупнейший портовый город страны, а теперь и эпицентр жестокого кризиса.

Этот совместный вакуум власти и возможность массовой торговли наркотиками позволили иностранным группам, таким как мексиканские картели и венесуэльские банды, играть более важную роль в торговле наркотиками в Эквадоре. Даже албанская мафия, по словам Фримена, воспользовалась демобилизацией ФАРК и хлынула в Гуаякиль, чтобы открыть там свое представительство в 2010-х годах.

Две крупнейшие банды Эквадора, Лос Лобос и Лос Чонерос, долгое время поддерживали непростой мир, но убийства лидеров банд в 2020 году спровоцировали борьбу за власть. С тех пор группы быстро раскололись на фракции, соперничающие за контроль над территорией, особенно над Гуаякилем, говорит Глаелдис Гонсалес Каланче, научный сотрудник Международной кризисной группы.

Эксперты заявили, что эти иностранные преступные группировки приняли сторону эквадорских банд, что еще больше разожгло войну за сферы влияния. «Считается, что Лос Лобос связаны с Картелем нового поколения Халиско, а Лос Чонерос предположительно находятся в союзе с картелем Синалоа», — добавляет Каланче. 

«Отколовшиеся группировки сейчас вовлечены в ожесточенную конкуренцию за контроль над внутренними потребительскими рынками и маршрутами торговли людьми, что еще больше разжигает цикл насилия».

Все это имело ужасающие последствия для страны.

В течение многих лет в Эквадоре был один из самых низких уровней убийств в регионе, но с 2018 года количество убийств выросло более чем в четыре раза . Участились взрывы и перестрелки. В 2022 году, когда обезглавленные трупы были найдены подвешенными к мосту в городе Эсмеральдас, некоторые аналитики пришли к выводу, что тот тип картельного насилия, который терроризировал мексиканские города, такие как Хуарес, в 2000-х годах, нашел новый дом в Эквадоре. В прошлом году был убит кандидат в президенты, который, как сообщается, получал угрозы от местных филиалов картеля Синалоа .

Хотя бывший президент Гильермо Лассо пытался расправиться с бандами , увеличение присутствия полиции и даже размещение вооруженных сил не смогли сдержать насилие. С 2022 по 2023 год уровень убийств в Эквадоре увеличился почти вдвое .

Эксперты и бывшие местные чиновники говорят, что правительство не только не смогло остановить насилие, но и, возможно, потворствует ему.

«Государственные субъекты содействуют деятельности организованной преступности», — говорит Ботеро, указывая на рейды генерального прокурора по домам судей, прокуроров и полиции в прошлом месяце, которые привели к аресту десятков чиновников, связанных с организованной преступностью, в том числе даже бывший наркобарон и президент судебного совета. 

«Государство и правоохранительные органы не могут контролировать ситуацию с преступностью и насилием», — говорит он, — потому что «они связаны с организованной преступностью в стране».

Кризис этой недели только подчеркивает этот момент: эксперты говорят, слишком очевидно что воскресный побег из тюрьмы, который побудил Нобоа объявить о чрезвычайной ситуации, был осуществлен с легкостью. Вор в законе Чонерос Адольфо «Фито» Масиас сбежал в тот самый день, когда его должны были перевести в новую тюрьму строгого режима. Затем в понедельник из своей камеры исчез и лидер банды Лос-Лобос Фабрисио Колон .

«Картели фактически контролируют тюрьмы», — говорит Даниэла Чакон, которая занимала пост вице-мэра Кито с 2014 по 2016 год и члена городского совета с 2014 по 2019 год, указывая на побег Фито. Чакон говорит, что недавние события — это «демонстрация контроля и власти со стороны организаций, которые уже привыкли руководить всем за последние несколько лет».

Может ли Эквадор изменить курс?

Во вторник Нобоа заявил, что Эквадор находится в состоянии «внутреннего вооруженного конфликта», издав указ , который объявил более 20 банд террористическими группировками и уполномочил вооруженные силы Эквадора «нейтрализовать» их.

Чакон говорит, что военные не могут искоренить институциональную коррупцию, предупреждая: «Вооруженный ответ зайдет так далеко только тогда, когда вы боретесь с организациями, у которых больше денег, больше власти, которые действуют быстрее, чем государство».

«Народ Эквадора справедливо требует эффективного, твердого правительства и роли государства в подавлении этого насилия и возвращении того, что для большинства эквадорцев было чувством мира и безопасности», — говорит Джон Уолш, директор по наркополитике Вашингтонского офиса по борьбе с наркотиками в Латинской Америке.

Он предупреждает, что милитаризация правоохранительных органов Эквадора может также породить новые угрозы безопасности. Борьба с организованной преступностью способами, идущими в обход верховенства закона, утверждает Уолш, «может привести к краткосрочному подобию победы, но в конечном итоге она служит целям тех, кто с самого начала хотел бы разрушить и кооптировать государство, и это будет сделает всех менее защищенными».

Нобоа открыто заявлял о своем восхищении президентом Сальвадора Найибом Букеле, пообещав на прошлой неделе построить огромные тюрьмы по образцу тюрьмы Букеле. Букеле был избран в 2019 году, пообещав положить конец эпидемии бандитского насилия, которая способствовала тому, что в Сальвадоре когда-то был самый высокий уровень убийств в мире. И он сделал это, за счет компании массовых арестов, приобретя высокий уровень популярности внутри страны, даже несмотря на критику за широкомасштабные нарушения прав человека . Чрезвычайное положение Нобоа, которое ограничивает гражданские свободы, также, похоже, отменяет политику безопасности Букеле: президент Сальвадора продлил аналогичное чрезвычайное положение с марта 2022 года.

Уолш также указывает на провал военизированных подходов в Колумбии и Мексике, предупреждая, что «военные операции подвергают гражданское население повышенному риску оказаться под перекрестным огнем, поскольку обе стороны — государство и организованная преступность — стремятся эскалировать конфликт».

Уолш рассматривает кризис Эквадора как региональную и международную проблему, неразрывно связанную с мировым рынком кокаина. Эквадор уже преобразился. Широкомасштабное, скоординированное насилие и наглая демонстрация силы со стороны банд страны на этой неделе показывают, что Эквадор уже стал новым эпицентром насилия и конфликтов наркокартелей.

Насилие «начинает нормализоваться», говорит Чакон, бывший вице-мэр Кито. «Есть ощущение безнадежности, что ситуация не изменится».

Заявление Нобоа о «внутреннем вооруженном конфликте» свидетельствует о том же милитаризованном подходе, который не смог остановить насилие картелей в Мексике и Колумбии. Эксперты говорят, что Эквадору необходимо сначала решить проблему системной коррупции и проникновения в государственные учреждения, которые позволяют бандам накапливать свою власть. И действительно, говорит Уолш, необходим новый региональный подход, учитывающий международный характер наркоторговли, чтобы гарантировать, что Эквадор не продолжит идти по пути растущего насилия, которое дестабилизировало его соседей, включая полное переосмысление запрета наркотиков.

«Мы должны рассматривать это как трагедию, которая, скорее всего, не ограничится Эквадором, но, возможно, уже распространяется», — говорит Уолш. «Нет никаких оснований думать, что в Эквадоре все закончится».

«Это должна быть чрезвычайно отрезвляющая мысль», — добавляет он. «И вместо того, чтобы пытаться противодействовать этим событиям с помощью инструментов и стратегий, которые потерпели катастрофические неудачи в прошлом, нам нужен новый образ мышления и, в частности, бросить вызов запрету на наркотики как фактору, способствующему организованной преступности и коррупции».

Мухтар Абаев

Recent Posts

Снижение процентов и первоначального взноса: как Китай борется с кризисом недвижимости

Китай объявил о новых, радикальных мерах, направленных на стабилизацию пострадавшего от кризиса сектора недвижимости, разрешив…

1 день ago

За отмывание преступных доходов бизнесмена осудили на 6,8 лет лишения свободы

Вовлекший в законный оборот похищенные средства Ануарбек Джексенгалиев приговорен к 6 годам и 8 месяцам…

1 день ago

Объемы поставок плодоовощной продукции из Таджикистана увеличатся

Казахстан и Таджикистан активизируют усилия по увеличению товарооборота между двумя странами с целью доведения его…

1 день ago

Государство увеличивает заказ на подготовку технических специалистов

В новом учебном году объем государственного образовательного заказа в организациях технического и профессионального образования увеличится…

1 день ago

Похолодание и дожди: прогноз погоды на выходные

Слегка потеплеет лишь на западе страны. 18-20 мая казахстанцев ждут дожди и похолодание, сообщили в…

1 день ago

Дефицит водителей пожарных машин констатировали в МЧС

Ответ на свой запрос в МЧС опубликовало агентство Kazinform. Согласно действующему штатному нормативу, разница между…

1 день ago