Общество

Казахстан в эпоху от Брежнева до Горбачева

В настоящее время в Казахстане отмечается огромный неудовлетворенный спрос на собственную историю. При этом, из-за явного дефицита качественной исторической литературы до сих пор нет однозначных ответов на многие сложные вопросы.

Существующие книги и учебники скрупулезно описывают хронологическую последовательность событий, происходивших на обширных степных территориях Евразийского континента, но как правило не объясняют их внутренней логики и не отвечают на вопрос «почему?» и «почему именно так?»

В книге «Краткая история казахов», в которой автор Султан Акимбеков рассматривает историю государств и народов, живших на территории современного Казахстана, и прежде всего казахов и казахских ханств, читатель может найти ответы на многие загадки прошлого и парадоксы современности.

Фактически, это первая и пока единственная обобщающая книга об истории казахов – от первых племен, кочевавших в сердце Евразии, до парламентских выборов 2023 года, прошедших в «Новом Казахстане» по новым правилам.

Предлагаем вашему вниманию главу из книги под названием «От Брежнева до Горбачева: КазССР с 1964 по 1985 год».

КазССР с 1964 по 1985 год

С приходом к власти Леонида Брежнева ситуация в СССР изменилась. В результате стабилизации положения в советской бюрократической вертикали внутри нее изменился характер внутренних взаимоотношений. В гораздо большей степени, чем раньше стали развиваться патрон-клиентские отношения в качестве основы организации всей системы бюрократии. Понятно, что такие отношения существовали в советский период, начиная с 1920-х годов. Однако крайне нервная обстановка при правлении Иосифа Сталина и постоянные трансформации в бюрократии при Никите Хрущеве не способствовали созданию устойчивых патрон-клиентских сетей. В частности, при Сталине часто происходили падения видных фигур партийного истеблишмента, в отношении которых применялись разного рода репрессии – от ссылок до расстрелов. Естественно, что такого рода эксцессы приводили к тяжелым последствиям для любых сетей, даже тех, кто был ориентирован на ключевые фигуры в рядах истеблишмента. При Хрущеве репрессий не было, но бюрократия постоянно находилась в напряжении из-за административных трансформаций.

После 1964 года положение бюрократии в СССР стабилизовалось. Следовательно, стабилизировались и патрон-клиентские сети. Естественно, что в такой ситуации увеличивалась роль тех лиц в истеблишменте, которые выступали в роли патронов. Потому что именно им делегировали полномочия по контролю положения внутри бюрократии, которую они осуществляли через своих клиентов. Несколько парадоксально, но в результате система советской бюрократии становилась менее централизованной. Это было связано с тем, что центр власти, по сути, передавал часть полномочий своим представителям в разных сферах деятельности.

Понятно, что в СССР бюрократия сохраняла свое единство в рамках вертикали управления. Тем не менее должности и, соответственно, связанные с ними функции на долгие годы были закреплены за отдельными ее представителями. И если на центральном уровне ситуация с Анатолием Громыко, который с 1957 по 1985 год был министром иностранных дел СССР, особенно не сказывалась на централизации власти, то того же нельзя было сказать про отдельные территории, и особенно союзные республики.

Длительное нахождение у власти их первых секретарей способствовало созданию здесь устойчивых патрон-клиентских сетей и известной самостоятельности этих республик в той части вопросов, которые относились к их сфере компетенции. Центральное руководство в Москве это в принципе устраивало, потому что стратегически важные отрасли находились под ее непосредственным управлением. Особенно характерно это было для Казахстана, где целые области, отдельные важные города и стратегические отрасли промышленности управлялись напрямую из Москвы. Но в то же время казахстанская часть бюрократии пользовалась известной самостоятельностью. В данном случае сыграло свою роль то, что новый руководитель СССР Леонид Брежнев ранее работал в КазССР и имел тесные связи с местным руководством. Можно сказать, что его представитель Динмухамед Кунаев, условно говоря, входил в патрон-клиентскую сеть Брежнева и, что немаловажно, находился в ней на максимально возможном близком расстоянии к первому руководителю страны.

Безусловно, это обеспечивало более удобное положение для Кунаева лично и для казахстанской части советской бюрократии. Хотя большая часть экономики КазССР управлялась из Москвы, в частности, это касалось угольной, нефтяной промышленности, черной и цветной металлургии, не говоря уже об оборонной промышленности, тем не менее все-таки существовал центр управления республикой во главе с Кунаевым.

В данном случае надо особо отметить структуру организации советской бюрократии. Потому что Кунаев в качестве первого секретаря ЦК возглавлял партийную организацию, в которую входили все коммунисты, находившиеся на территории КазССР. Соответственно, он от имени Москвы по партийной линии руководил всеми теми директорами предприятий и их сотрудниками, которые в реальности в своей оперативной деятельности подчинялись союзным министерствам. Хотя во многом это и было формальностью, тем не менее все же создавалась видимость принадлежности всех субъектов местной экономики к КазССР.

При этом характерно, что центральное руководство СССР сохраняло управление в национальных республиках также и по линии коммунистической партии. В частности, в союзных республиках при первых руководителях коммунистических организаций местных национальностей должности заместителей обычно занимали ее представители. Обычно это были этнические русские, которые в том числе обеспечивали фактический контроль и над ситуацией в национальной части бюрократии.

Но все же в целом поддерживалась видимость целостности управления республикой, как единым субъектом. К тому же близость Кунаева к Брежневу усиливала его позиции в советской бюрократии в целом. Причем это должны были учитывать, в том числе и руководители тех предприятий в Казахстане, которые напрямую подчинялись Москве. С учетом того, что Кунаев долгое время управлял КазССР, это привело к созданию здесь ориентированных на него устойчивых патрон-клиентских связей. Они включали в себя не только казахскую, но и русскую часть бюрократии, особенно за счет уроженцев республики. Со временем в составе бюрократии в КазССР заметно выросло количество тех из числа неказахского населения, кто родился и сделал карьеру в республике. Соответственно, постепенно снизилось число тех, кого направляли на работу из центральных районов СССР.


По завершении эпохи Хрущева и связанных с ним масштабных проектов сократились темпы миграции на работу в КазССР. Хотя в СССР и после 1964 года продолжали реализовываться многие проекты. Кроме того, сохранялось и централизованное распределение кадров в республику. Тем не менее уже не было таких больших проектов, как освоение целины. Многие из командированных ранее начали возвращаться в свои прежние районы проживания. Одновременно с 1960-х годов в казахском обществе постепенно начинается демографический подъем. Он был связан с повышением уровня медицинского обслуживания в сельской местности, а также с компенсационным ростом после тяжелых потерь в первой половине XX века.

В результате этих процессов численность казахов в составе населения КазССР начинает постепенно увеличиваться. В 1959 году казахов было 29 процентов от всего населения республики, в 1970-м – 32,6, а в 1979-м – 36, в 1989 году выросло до 39,8 процента, пусть эта дата находится несколько за пределами рассматриваемого периода. В абсолютных цифрах численность казахов с 1959 по 1989 год выросла с 2,8 млн. до 6,6 млн. человек.

Здесь стоит отметить, что для этого периода были характерны несколько важных процессов. Рост казахского населения происходил главным образом в сельской местности. Уровень урбанизации казахов был не слишком значителен. Это было связано с тем, что при СССР население с помощью института прописки было фактически прикреплено к местам своего проживания. В связи с этим возможности смены места жительства по территории страны были весьма ограничены. В том числе это касалось переселения из села в город.

Тем более что жители казахских сел, как и других азиатских районов СССР, не обладали компетенциями, необходимыми для участия в промышленном производстве. Для этого им необходимо было проходить специальную подготовку. В СССР были для этого специальные учебные заведения, но через них могла пройти только часть сельских жителей. С прагматической точки зрения советским властям для новых заводов и городского строительства было проще использовать более подготовленные кадры из центральной европейской части страны, чем готовить местных сельских жителей из азиатских народов. Поэтому процесс их подготовки был незначительным в сравнении с ростом населения вследствие роста рождаемости.

В СССР предпочитали идти по пути создания рабочих мест на селе. Но в результате казахское население фактически оказалось изолированным в своих селах. Впрочем, это касалось в целом всего сельского населения СССР, которое получило паспорта только в 1976 году. Однако ситуация в азиатских селах, в отличие от европейских в том же СССР, отличалась более высокой рождаемостью. Вследствие этого здесь со временем стала отмечаться перенаселенность. В результате перенаселенности казахских сел большое значение для многих их жителей стало переселение в город, возможности для которого были весьма ограничены. По сути, из казахского населения очень немногие могли переселиться в город. Фактически в КазССР переезд в город выполнял роль своего рода социального лифта, который помогал поменять социальный статус человека и его семьи. Тем более что возможности переезда в город были связаны с получением специального или высшего образования, а также со службой в армии и последующим получением образования.

Вследствие этого для казахского общества возникло несколько важных тенденций. В первую очередь стоит отметить, что в городах стала образовываться прослойка казахского населения, многие ее представители прошли через серьезную систему отбора. Кроме того, управляющая бюрократия КазССР занималась в том числе культурным развитием казахского общества. Это было частью ее полномочий. С учетом того, что большая часть функций по управлению экономикой находилась в руках центральных органов власти в Москве, было логично, что вопросы культурного развития и ретрансляции господствующей идеологии были переданы на республиканский уровень управления. Во многом из-за этого шло формирование городского слоя интеллектуальной части казахского общества. В том числе речь шла и о гуманитариях, которые были востребованы для работы в идеологической сфере советского общества.

В то же время для идеологии СССР было важно наличие в составе общества представителей рабочего класса. В связи с этим существовала установка на постепенное увеличение числа казахов среди рабочих КазССР. Это было необходимо также и для пополнения самой советской бюрократии, для которой имело значение происхождение потенциальных кандидатов. Соответственно, это был еще один ручеек, позволяющий казахам переезжать в города.

Стоит также отметить еще одну особенность организации казахского общества в 1960–1980-х годах. В его социальной организации основное место занимала так называемая «большая семья», в которую входило много родственников по разным линиям родства. Вместе они создавали систему взаимной поддержки. Подобная практика была в принципе характерна для социальных условий СССР. При постоянном товарном дефиците и снижении роли денег обмен услугами и товарами фактически играл роль альтернативной экономики. Поэтому сети взаимной поддержки были широко распространены по всему СССР.

Но в КазССР такие сети дополнялись родственными связями в рамках больших казахских семей, в состав которых могли входить десятки и сотни человек. Кроме того, высокая рождаемость приводила к постоянному расширению «больших семей» за счет матримониальных связей и института кудалар (сватов). В данном контексте важно, что одной из функций «больших семей» была поддержка при переселении родственников из села в город. Городские казахские семьи поддерживали сельские, с тем чтобы помочь им получать образование и предоставляли услуги, которые помогали адаптироваться к городским условиям.

Таким образом, можно говорить о целой системе, которая в той или иной мере способствовала преодолению принятых в СССР ограничений по переезду сельского населения в города. Но даже при этом среди казахов в КазССР до распада Советского Союза все-таки преобладали сельские жители. К примеру, к 1989 году в столице Алма-Ате казахское население составляло только 22 процента с учетом всех социальных лифтов и концентрации здесь высших учебных заведений, а также нахождения республиканской бюрократии.

В частности, в указанные проценты казахского населения в столице входили также все студенты, которые получали здесь временную прописку только на период обучения. После завершения образования студенты должны были покинуть город, только некоторые из них получали право остаться. В большей части это было связано с карьерой в государственных учреждениях. Еще одной группой казахского населения в Алма-Ате были те, кого набирали для работы на промышленных предприятиях. Они главным образом проживали в рабочих общежитиях. То есть постоянного городского населения в столице было сравнительно немного и его пополнение было весьма ограниченным, особенно в сравнении с ростом рождаемости.

Подобный характер урбанизации в КазССР стал причиной развития еще одной тенденции – быстрой русификации городского казахского населения. Этому способствовало несколько обстоятельств. Свою роль, несомненно, сыграло нахождение казахов в среде, где они постоянно составляли заметное меньшинство. В этом смысле помимо среды обитания значение имело также нахождение в трудовых коллективах. Здесь русский язык был абсолютно доминирующим. Поэтому карьера на любых возможных направлениях подразумевала знание русского языка.

Кроме того, стоит отметить политику государства. Для советских властей русификация была частью унификации подходов к управлению государством. Для них это был такой прагматический или условно технократический подход. С этим и была связана русификация в КазССР. В частности, в Алма-Ате из 120 школ была только одна казахская. Конечно, из 22 процентов казахского населения те же студенты были только временными жителями. Тем не менее то, что в столице КазССР было менее одного процента школ с казахским языком обучения, несомненно, демонстрировало приоритеты государственной политики. Соответственно, дети из казахских семей обучались в русских школах, где они обычно составляли меньшинство в классах. Естественно, что это также способствовало русификации.

Но при рассмотрении эффекта русификации в КазССР стоит также обратить внимание на специфику организации самого казахского общества. Заметим, что в СССР русификация в большей степени происходила среди тех народов, которые ранее были кочевниками. Это калмыки, буряты, казахи, кыргызы. В то время как оседлые восточные народы в меньшей степени оказались подвержены русификации даже при условии проживания в полностью русскоязычной среде. В частности, в КазССР небольшие общины азербайджанцев, чеченцев, турков-месхетинцев, курдов вполне активно использовали родной язык.

Возможная причина здесь связана с тем, что оседлые восточные народы традиционно организованы по общинам. В большей степени такие общины носят закрытый характер. В то время как кочевые общины носят более открытый характер. Это было связано с ярко выраженной динамикой в жизни кочевого общества, которое традиционно не привязано к определенной местности. Кроме того, исторически над кочевниками было сложно установить государственный контроль, что опять же было связано с динамичным образом жизни.

В результате в кочевых общинах были сильнее выражены индивидуальные качества. В то время как в оседлых восточных общинах выше уровень коллективизма. Поэтому кочевники и даже бывшие кочевники проще вступают в контакты с внешним миром, для этого как раз важны индивидуалистские качества. Оседлые восточные общины во взаимодействии с внешним миром действуют, исходя из общих коллективных интересов. Для них собственная община является главным приоритетом. А для выходцев из кочевых обществ при изменении внешних условий, когда невозможно поддерживать прежнюю родоплеменную организацию, главным приоритетом является их собственная большая семья.

В этом смысле те казахи, которые с большими трудностями переезжали в города и оказывались преимущественно в русскоязычном окружении, должны были следовать индивидуальной стратегии адаптации к новым условиям. Тем более что они оказывались в городах без привычной среды обитания, без своей семьи, вне условий своей сельской общины со всеми ее традициями. Первое поколение городских казахов было ориентировано на поддержание связей с оставшимися родственниками в сельской местности. Их стремление закрепиться в городе собственно и находилось в основе возникновения социального феномена «больших казахских семей», которые в специфических условиях СССР объединяли одновременно и городских и сельских родственников. Специфической особенностью этого феномена было то, что уже со второго поколения такие большие семьи включали в себя и тех, кто говорил по-казахски, и тех, кто уже использовал преимущественно русский язык.

В целом в КазССР города за немногими исключениями были преимущественно русскоязычными. Из областных центров казахское население составляло большинство в Гурьеве и Чимкенте. Кроме того, казахское население было весьма внушительным в Семипалатинске, Джамбуле, Актюбинске, а также в ряде небольших провинциальных городов. Кроме того, естественный прирост казахского населения происходил главным образом в сельской местности. Соответственно, увеличение численности казахов осуществлялось в основном за счет казахоязычной части. Русификация обычно затрагивала только второе-третье поколение казахских переселенцев в крупные города. Таким образом, когда советская власть ограничивала темпы переселения в город, она таким образом невольно сдерживала также и масштабы русификации.


Но для советского руководства наибольший приоритет имела экономика. В этом контексте развитие экономики КазССР было подчинено решению нескольких задач. В первую очередь для плановых органов СССР имела значение разработка месторождений сырья. Поэтому в их разработку были сделаны большие инвестиции. При этом в СССР была специфика инвестиционной политики, связанная с тем, что рядом с месторождением строилось постоянное городское поселение. Это требовало значительных расходов, материальных и людских ресурсов, но самое главное, не учитывало возможность неизбежного исчерпания месторождения. Соответственно, и в КазССР было много городов с достаточно неопределенной экономической судьбой, которая зависела от сроков жизни того или иного месторождения. Это были Хромтау, Каратау, Новый Узень, Текели, Сатпаев.

Кроме того, на территории КазССР находилась важная часть советского военно-промышленного комплекса. Между прочим, среди него выделялась военно-морская составляющая, связанная с производством торпед, мин, ракет в Алма-Ате, Петропавловске и Уральске. Это могло быть связано с местоположением КазССР вдали от потенциально самого важного европейского театра военных действий, как, собственно, и от морей. Аналогичным образом Карагандинский металлургический комбинат в Темиртау на случай большой войны должен был играть роль запасного центра сталелитейного производства, расположенного в тылу потенциально возможного европейского театра военных действий. По сути, это была логика времен Второй мировой войны.

На территории КазССР располагалось также много закрытых городов, принадлежащих к ВПК. Среди них были Степногорск, Володарск, Приозерск. Кроме того, отдельные территории, например Мангышлак, Восточный Казахстан, фактически относились к ведомству союзного министерства среднего машиностроения, которое отвечало за ВПК. Поэтому, если посмотреть на экономику КазССР, то она носила ярко выраженный сырьевой характер, включая первичную обработку металлов, а также в значительной степени состояла из предприятий ВПК.

Стоит отметить также роль КазССР в производстве пшеницы и мяса, наиболее важных продуктов для обеспечения продовольствием населения и армии. С точки зрения плановой экономики очевидным преимуществом КазССР был масштаб производства сельскохозяйственной продукции. Характерно, что в КазССР преобладали крупные совхозы, их было существенно больше, чем колхозов. Хотя в СССР разница между колхозами и совхозами была во многом формальной, и те и те были субъектами плановой экономики. Но все-таки совхозы имели большее значение для государственного планирования за счет концентрации ресурсов в целях масштабного товарного производства. В этом смысле территория КазССР идеально подходила именно для совхозов за счет наличия больших земельных площадей для производства таких важных товаров, как продовольственная пшеница и мясо.

Помимо этого, в процессе урбанизации в КазССР, как и по всей территории СССР, создавались предприятия местной промышленности, направленные на удовлетворение местного спроса. Но все же преобладающее значение имело производство общесоюзного значения – стратегическое сырье, металлы, зерно, мясо для снабжения армии и крупных городов. Готовая продукция в основном привозилась из-за пределов КазССР.

Естественно, что при такой сложно организованной системе, в которой было задействовано много субъектов с разным подчинением, очень сложно было говорить о валовом внутреннем продукте, который производился в рамках КазССР. Тем более что часть продукции учитывалась по соответствующим союзным ведомствам, особенно что касается ВПК и производства стратегически важных материалов. В частности, в КазССР не было республиканского министерства угольной промышленности, а все производство этого продукта проходило по соответствующему союзному министерству.

Но еще более важное значение в этом вопросе имела система ценообразования, которое играет важную роль в балансе торговых отношений между разными субъектами. В директивной экономике цены на ту или иную продукцию устанавливались в произвольной форме, они не имели ориентира, связанного с торговлей на рынке. В связи с этим в СССР устанавливали фиксированные цены на продукцию, исходя из текущих задач государственного планирования. Однако общий подход заключался в том, чтобы поддерживать низкие цены на сырье, с тем чтобы поддерживать таким образом производство готовой продукции.

В 1970-х годах этот подход стал еще более важным в связи с тем, что государство стремилось удовлетворить внутренний потребительский спрос с целью повысить привлекательность советской модели экономики. Соответственно, повысилась потребность в единицах готовой продукции. Экономические власти стремились поддерживать и увеличивать ее производство, что было для них важно при постоянном ее дефиците. В то время как данный дефицит был прямым следствием диспаритета цен внутри советской плановой экономики.

При таких условиях не было никакой возможности увеличения цен на сырье, потому что это автоматически сказалось бы на состоянии той части промышленности, которая была занята производством готовой продукции. Дешевые внутренние цены на сырье в целом были важным инструментом экономической политики в СССР. С одной стороны, это позволяло получать доходы от экспорта на мировые рынки. С другой стороны, это давало возможность поддерживать союзников по социалистическому лагерю. Ну и, наконец, это было важной частью обеспечения производства готовой продукции внутри страны.

Это создавало основу для неравенства в развитии отдельных регионов в СССР. Потому что доходы концентрировались в тех регионах, в которых находилось производство готовой продукции. В то время как производящие сырье регионы оказывались в более сложном положении. Естественно, что преимущество имели те республики СССР, где больше производилось готовой продукции, особенно потребительской. Тем более что в условиях дефицита она имела дополнительную ценность. Тем временем республики, где производили главным образом сырье, оказывались в менее выгодном положении. Среди первых находилась европейская часть СССР – Украина, Белоруссия, Прибалтика, европейские районы России, а также Кавказ. Среди вторых – главным образом азиатская часть России и КазССР. Здесь дефицит готовой продукции сказывался в большей степени.

При таком положении дел в экономике СССР очевидно, что хорошо известный тезис о том, что центр дотировал союзные республики, в нашем случае Казахстан, неверен как минимум в двух моментах. В первом случае условия плановой экономики в целом и искусственно заниженных цен на сырье не позволяли говорить о каком-то более-менее объективном торговом балансе между разными республиками. В СССР в этом не было никакого смысла. Во втором случае важно, что в СССР была централизованная вертикаль управления. Поэтому для нее любые субъекты внутри ее экономики были частью единого целого и должны были подчиняться ее интересам.

Соответственно, любые дотации республикам, как и любые другие выплаты внутри страны, могли быть направлены на выравнивание условий в ситуации изначально заложенного в систему дисбаланса. Но полностью выровнять условия было невозможно в силу размеров СССР, накопленной разницы в развитии регионов. Поэтому советские плановые органы направляли ресурсы в те регионы и те производства, в которых им была необходима отдача. Это касалось и освоения новых месторождений в восточных районах СССР. Благодаря этому осуществлялись инвестиции, в том числе и в КазССР. Если же и возникало неравенство между отдельными регионами страны, то в СССР могли не опасаться неконтролируемой внутренней миграции, что обычно происходило в рыночных условиях. Потому что такой миграции препятствовал институт прописки.


Но в любом случае в 1970-е годы СССР находился на пике своей военно-политической мощи. Особенно в период после кризиса 1973 года, когда по итогам Октябрьской войны на Ближнем Востоке резко выросли цены на нефть. Это обеспечило СССР значительными доходами, часть которых была направлена на удовлетворение внутреннего потребительского спроса. Кроме того, СССР был в состоянии поддерживать своих союзников по социалистическому лагерю, а также проводить активную политику в странах Азии, Африки и Латинской Америки.

Такая политика осуществлялась в рамках холодной войны против США и их союзников. Естественно, что это требовало от СССР слишком больших расходов по поддержанию военной мощи. И в конечном итоге это создало чрезмерное напряжение. Но высокие цены на нефть создавали иллюзию экономического могущества. В итоге это привело к вмешательству СССР в ситуацию в Афганистане, что как раз и вызвало перенапряжение всей советской системы. Собственно, это событие и стало символическим началом завершения советской эпохи. В 1982 году умер Леонид Брежнев и на этом завершилось время относительной стабильности советской военно-политической и экономической системы, которое продолжалось с 1964 года.

Для КазССР этот период имел большое значение. После всех потрясений первой половины XX века, а также политической и экономической нестабильности времен правления Иосифа Сталина и Никиты Хрущева, брежневское время обеспечило стабилизацию в СССР. Здесь больше не было попыток радикальной смены внутренней политики, а также экономики. Хотя в СССР продолжали тратить огромные ресурсы на армию и военную промышленность, а также проводить имперскую внешнюю политику, тем не менее в Москве окончательно отказались от жесткого варианта мобилизационной экономики.

В свою очередь, это открыло определенные возможности и для союзных республик. При этом наиболее видные их представители – первый секретарь Украины Владимир Щербицкий и Динмухамед Кунаев были напрямую связаны с политическим руководством СССР и входили в Политбюро ЦК КПСС. Особые связи Кунаева с Брежневым в рамках патрон-клиентской системы фактически предоставили ему возможность усилить казахскую составляющую в республиканском истеблишменте.

Конечно, остается открытым вопрос, насколько это было связано с укреплением его власти в КазССР, а насколько со стремлением укрепить положение казахской части истеблишмента. Но в любом случае при Кунаеве оформилась влиятельная в рамках КазССР казахская политическая, управленческая и культурная элита. Несомненно, что та роль, которую она играла в КазССР, превышала долю казахов в населении этой республики. Напомню, что в 1970 году казахов в КазССР было только 32 процента и в основном они проживали в сельской местности и занимались сельским хозяйством.

Кроме того, с 1964 по 1982 год сформировалась немногочисленная, но все же весьма активная часть городского казахского населения. Однако именно в этот период произошел процесс русификации значительной части городских казахов. Неизвестно, насколько власти КазССР в принципе могли повлиять на ситуацию, особенно когда в городах было минимальное число казахских школ. Последнее обстоятельство больше было связано с политикой центральных властей. С идеологической точки зрения они стремились к унификации советского общества в рамках концепции единого «советского народа». Но факт остается фактом, русификация городского казахского населения произошла именно в рассматриваемый период времени.

Хотя в этот же самый период активно развивалась казахская литература и в целом казахская культура. Скорее всего, потому, что это относилось к той области государственной политики, за которую отвечали в руководстве КазССР. Поэтому местные власти много занимались развитием культуры, а также создавали дополнительные возможности для увеличения прослойки городских казахов. При этом условия в самих городах определялись политикой центральных властей в СССР, которые были заинтересованы в более однородном обществе, для чего была необходима унификация подходов. Относительно мягкая политика русификации была частью такой унификации. Но надо признать, что свою роль в этом сыграли особенности организации казахского общества. Они являлись наследием прежней кочевой культуры с ее большим индивидуализмом в отличие от замкнутых оседлых восточных обществ. В любом случае данный исторический период во многом определил логику последующих событий.

Когда в 1982 году скончался Леонид Брежнев, для СССР это означало завершение целой исторической эпохи, которая продолжалась 18 лет. Первой реакцией политической элиты была идея консервации сложившейся ситуации. В своем большинстве они не видели оснований для перемен. Скорее речь шла о наведении большего порядка в обществе, который позволил бы понизить степень неэффективности экономики в частности и советской системы в целом. Такую политику пытался проводить Юрий Андропов, который сменил Брежнева на посту генерального секретаря.

По сути, речь шла о внесении корректив во внутреннюю политику, в том числе сокращении потерь от не слишком критического отношения населения к государственной собственности. Потому что в Москве ощущали недостаток ресурсов для продолжения прежней политики как внутри СССР, так и на международной сцене. Но сразу после завершения эпохи Брежнева власти в СССР не собирались делать резких движений. Среди их приоритетов не было ни экономической либерализации, ни возврата к мобилизационной экономике.

Поэтому период с 1982 по 1985 год был связан с инерцией политической системы в СССР, у которой было много набранных ранее обязательств – от войны в Афганистане и поддержки стран – участниц Организации Варшавского Договора до финансирования национально-освободительных движений в Азии, Африке и Латинской Америке. Однако необходимые для этого ресурсы имели тенденцию к сокращению, в том числе за счет неэффективности директивной экономики в самом Советском Союзе. С середины 1970-х годов возможности СССР поддерживали высокие цены на нефть. Но в 1985-м начинается их падение. Именно в этом году после смерти очередного генерального секретаря ЦК КПСС из числа «старой гвардии» Константина Черненко к власти пришел Михаил Горбачев. С его именем связаны реформы в СССР, которые в конечном итоге привели к распаду этого государства в 1991 году и образованию независимого Казахстана.

Читайте подробнее: Султан Акимбеков. Краткая история казахов. – Алматы. 2023 г.

Приобрести книгу «Краткая история казахов» можно в сети магазинов «Меломан» и других книжных магазинах Казахстана.

Ярослав Литвинов

Recent Posts

Голландские компании планируют инвестировать 15 млн евро в Кызылординскую область

Голландские компании планируют инвестировать 15 млн евро в проекты в области здравоохранения и экологии в Кызылординской области, сообщает агентство Kazinform.…

1 день ago

Рынок нефти: ОПЕК отказался от публикаций прогноза спроса на свою нефть

ОПЕК прекратит публиковать расчет мирового спроса на собственную нефть в своем ежемесячном отчете по нефти.…

1 день ago

Назначен аким нового города Алатау

Президент назначил Аркена Утенована акимом нового города Алатау, сообщает акимат Алматинской области. Ранее он занимал…

1 день ago

Дожди, грозы и жара: прогноз погоды на три дня

Как сообщили в РГП "Казгидромет", 11, 12 и 13 мая на Казахстан обрушатся сильные дожди.…

2 дня ago

В аэропортах Шымкента и Кызылорды завершается строительство новых пассажирских терминалов

Министр транспорта Марат Карабаев в ходе рабочей поездки в регионы страны ознакомился с ходом реализации…

2 дня ago

Мы видим, как акимы работают: какие поручения дал Бектенов правительству

Премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов поставил перед правительством жесткие задачи по подготовке к следующему отопительному сезону.…

2 дня ago