Categories: Политика

Казахстан начинает действовать: год спустя после протестов и кризиса в России

Год назад состоялся самый критический стресс-тест для Казахстана за всю историю после обретения независимости. Он был вызван бюрократическим решением прекратить субсидирование топлива на пропан и бутан, которые используются в основном для приготовления пищи и эксплуатации транспорта малообеспеченным населением.

Январские митинги

Этот шаг, конечно же, привел к повышению цен, что спровоцировало политические протесты. А они быстро переросли в насилие. В Алматы, крупнейшем городе страны, и других местах около 238 человек погибли в результате беспорядков и около 7000 были арестованы. По данным журнала Foreign Policy, ущерб оценивается примерно в 3 миллиарда долларов.

Январский кризис поставил под угрозу то, что все называли «мирный Казахстан» — крупный экспортер нефти в Китай и другие страны, с объемом добычи около 1,9 млн баррелей в день в декабре 2021 года.

Возглавляемая Москвой Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) направила войска по просьбе президента Касым-Жомарта Токаева, но покинула территорию в течение недели и не участвовала в полицейских операциях по остановке протестов. Некоторые зашли так далеко, что предсказали российскую оккупацию Казахстана, но этого не произошло.

Сомнения в Казахстане

Импортеры нефти и корпоративные инвесторы скептически отнеслись к способности Казахстана поддерживать экспорт энергоносителей в 2022 году — источник жизненной силы его экономики.
Но сейчас прошло достаточно времени, чтобы перевести дух. Протесты далеко в зеркале заднего вида. Правительство было переназначено. Что теперь? Остается российский кризис. Китай, крупный потребитель казахстанской нефти, только сейчас начинает вновь открываться для торговли.

Влияние войны

Через шесть недель после январских событий в Алматы началась война на Украине, главная головная боль для Казахстана и всего постсоветского пространства. Война затмила тогдашний политический кризис в Казахстане. Токаеву удалось выйти из всего этого невредимым, удалось буквально выйти из тени предшественника Нурсултана Назарбаева, правившим с конца советской эпохи вплоть до 2019 года. Токаев был переизбран в 2022 году с 81% голосов.

В решающий период между беспорядками и выборами Токаев обновил свою администрацию и дал протестующим передышку. Это было похоже на подписание мирного договора с народом.

В июне был одобрен новый конституционный референдум, ограничивающий президентский срок одним 7-летним сроком. Токаев использовал референдум и свой обновленный мандат, чтобы объявить амнистию большинству протестующих и вернуть похищенные активы, спрятанные за границей.

Новая конституция запрещает членам президентской семьи занимать политические должности и должности в государственных компаниях. Глава Казахстана дошел до уголовного преследования двух племянников Назарбаева и других родственников бывшего президента.

По итогам референдума полномочия омбудсмена по правам человека были усилены, а женщины и молодежь получили более широкое представительство в правительстве (два кандидата-женщины впервые участвовали в президентских выборах в ноябре.)

Новые вызовы

Война России с Украиной изначально была серьезным вызовом для казахстанской экономики.

Были даже опасения, что нейтральная позиция Казахстана и его прочные экономические связи с Россией (и членство в Евразийском экономическом союзе) приведут к западным санкциям. Но Казахстан никогда не был в центре внимания, в отличие от Китая, который за последний год оказал дипломатическую и финансовую поддержку России и активизировал свои совместные военные операции.

Несмотря на первоначальные неудачи, включая потерю казахстанской валютой 19% своей стоимости всего за три недели, Казахстан получил передышку. Он поглотил человеческий капитал, бегущий из России, в том числе уволенных компаниями, работающими по контракту с западными технологическими фирмами, и молодых людей, которые не хотят служить в армии и воевать в Украине. Пятьдесят транснациональных корпораций переехали из России в Казахстан, готовится к переезду в РК британский горнодобывающий гигант «Полиметалл».

Казахстан и санкции

Санкции вызывают озабоченность, тем не менее Казахстан отказался поддерживать российскую линию в отношении Украины и благодаря этому избегая вторичных санкций. Торговля с Россией была несколько ограничена. Российские и белорусские дальнобойщики, перевозившие европейские грузы из России в Казахстан, для въезда в страну должны были иметь при себе разрешения на ввоз, выданные в ЕС.

Крупнейший банк страны «Халык» приостановил использование российских платежных карт «Мир» из соображений осторожности. Акции банка торгуются в Лондоне и являются одной из ведущих акций «голубых фишек» для казахстанских инвесторов. Похоже, руководители и правительственный надзор попросили «Халык» сделать все возможное.

Чтобы избежать санкций в отношении нефти, которую могут принять за следствие транспортировки через российские морские порты, власти Астаны переименовали ее в «Казахстанскую экспортную смесь сырой нефти».

При всем этом непохоже, что российско-казахстанские отношения разорваны, несмотря на некоторые сбои в экспорте нефти через российский порт Новороссийск на Черном море. России сейчас нужно все положительное отношение, которое она может получить, и поэтому вряд ли она собирается затевать драку с давним союзником, опасаясь санкций со стороны Запада.

Внешняя политика

Казахстан, похоже, сделал все возможное, чтобы продемонстрировать свой нейтралитет и заинтересованность в движении к западно-либеральной демократии.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев и президент Франции Эмманюэль Макрон

Проведение Токаевым Седьмого Конгресса мировых и традиционных лидеров в сентябре с участием Папы Франциска I стало еще одним сигналом, что страна верит в международное сотрудничество, а не в конфликт. Внимательные наблюдатели за Казахстаном называют это давней многовекторной внешней политикой правительства, в рамках которой Север, Юг, Восток и Запад рассматриваются как равноправные партнеры.

Содружество Независимых Государств, членом которого является Россия, провело заседание Совета министров иностранных дел в Астане в октябре. За месяц до этого Токаев встретился с лидером Китая Си Цзиньпином во время его поездки за границу после пандемии. Журнал Time назвал этот шаг Си «весьма важным». Астана также принимала глав государств России, Турции и Катара на переговорах о Сирии и развитии энергетики.

Европейский фактор

Европа проявляет интерес к Казахстану, несмотря на его удаленность, в надежде, что казахстанский экспорт через Средний коридор также может стать альтернативой России. Итальянская энергетическая компания ENI и местный QazaqGaz заявили в сентябре, что они будут совместно инвестировать в новый Кашаганский газоперерабатывающий завод для поставок газа в Европу. В 2022 году Европейский Союз заключил «стратегическое партнерство» с Казахстаном по «зеленому» водороду и сырью на сумму 50 миллиардов долларов. ЕС представляет в Казахстан 60% прямых иностранных инвестиций.

Европейский банк реконструкции и развития в настоящее время инвестировал более 500 миллионов долларов США в 14 проектов по производству 800 МВт возобновляемой энергии в Казахстане. Многое из этого предназначено для инфраструктуры государственных производителей электроэнергии, а не для производства ветряных турбин или солнечных батарей — рынок, который в основном принадлежит Китаю.

Китай хорошо зарекомендовал себя, США не очень

Казахстан далек от влияния Америки. Когда-то он был частью Российской империи и Советского Союза с длинной границей со второй по мощи экономикой в мире. Все поезда идут на запад, в Европу. США в 1990-х годах были вовлечены в добычу ископаемого топлива. Частный сектор во главе с инвестиционными банками Goldman Sachs и Nasdaq помог создать Международный финансовый центр «Астана».

Но через год после бурного января 2022 года США не сосредоточены на Казахстане, несмотря на его энергетическое и геостратегическое положение. Страна отошла от протестов и успешно прошла через выборы.

Европа инвестирует. Китай вернулся. Они сделали Казахстан плацдармом для своей политики «Один пояс — один путь» — политики «мягкой силы» экономического развития, которая продвигает китайские финансы, китайские технологии и китайское строительное оборудование, куда бы они ни пошли. Ожидается, что в Казахстане после пандемической паузы будет наблюдаться рост активности Китая.

Китай расширил свое сотрудничество после того, как локализовал большую часть своих инвестиций за счет ряда новых проектов, направленных на решение местных проблем. В 2022 году он углубил свое экономическое сотрудничество, при этом экспорт казахстанской нефти в эту страну увеличился более чем на 400%.

Важно отметить, что Китай также встал на защиту Казахстана, когда Россия была возмущена его нейтралитетом в отношении Украины. Си написал беспрецедентную статью в поддержку суверенитета Астаны.

Новая геополитика

Несмотря на драмы 2022 года, Казахстану удалось добиться темпов роста в 3,1%, объема внешней торговли в размере 111 миллиардов долларов и немного большей политической либерализации.

Парламентские выборы назначены на 19 марта. Дата совпадает с Наурызом — казахстанской весенней традицией выхода за пределы негатива и обновления. Символично, что он совпадает с отставкой Назарбаева в 2019 году.

Я по-прежнему думаю, что Казахстан рассчитывает на Европу и США, которые сыграют важную роль в его преобразовании из старой советской ничейной земли. На сегодняшний день Вашингтон не преследовал Казахстан из-за его связей с Китаем.

Европейские инвесторы не ставили Казахстану никаких ультиматумов из-за Китая, если на то пошло, но уделяли там особое внимание энергетическим рынкам.

Американские компании, инвестировавшие в Казахстан, перешли от паники в январе, как сообщала WSJ, к тому, чтобы в сентябре снова стать одними из крупнейших инвесторов в Казахстане. Boeing, General ElectricGE -2,9% объявили о новых сделках. Сеть ресторанов быстрого питания Popeyes в Новом Орлеане заявила в декабре, что планирует открыть там в этом году свой первый ресторан.

Правительство США редко говорит о Центральной Азии. Однако в эпоху стратегической конкуренции с Китаем наблюдение за тем, как регион попадает под крыло Китая, в конечном итоге приведет к уменьшению возможностей для американских компаний. Казахстан размером примерно с Западную Европу и уже давно считается лучшим местом для инвестиций в регионе. Хотя прошлогодние политические потрясения оказали временное сдерживающее воздействие, год спустя кажется, что худшее позади, и инвесторы возвращаются.

Автор — Кеннет Рапоза
Источник: Forbes.com

Ануар Нурпеисов

Recent Posts

Новейшие тренды в нейропсихофармакологии обсудили на ежегодном конгрессе в Токио

35-й Всемирный конгресс нейропсихофармакологии CINP собрал на одной экспертной площадке врачей, ученых и исследователей со…

2 дня ago

Трамп признан виновным в 34 уголовных преступлениях — как это повлияет на выборы в США

Двенадцать присяжных в Нью-Йорке задали Америке простой вопрос: готова ли она избрать осужденного преступника президентом?…

2 дня ago

Что мешает Казахстану избавиться от проблемных активов

28 мая Азиатский банк развития (АБР) выпустил отчет, посвященный созданию и развитию платформ для торговли стрессовыми…

2 дня ago

1 июня вход в столичный Музей энергии будущего будет свободным для детей

1 июня в честь Международного дня защиты детей детям до 16 лет (включительно) вход в…

2 дня ago

Алматинцы получили президентское оповещение

Сегодня, 31 мая 2024 года, жители Алматы, пользователи устройств с операционной системой Android, получили президентское…

2 дня ago

Нацбанк снизил базовую ставку

Национальный банк Казахстана принял решение по базовой ставке. Она снижена до 14,50% годовых. Комитет по…

2 дня ago