Фото: РИА Новости
Казахстан стоит на пороге политических перемен. И речь идет не о смене власти, как было в 2019 году. Речь идет об изменении характера политической системы государства. Этот вопрос актуален сегодня, особенно когда весь мир наблюдает за ситуацией в Украине и переживает за ее исход. Каков был смысл политического транзита за прошедшие три десятка лет и какие трансформации ожидать в будущем в нашей стране, рассказал Abai.kz.
После распада Советского Союза в Казахстане были созданы все необходимые государственные институты. Наша экономика перешла на рыночные отношения, а внутри страны царили мир и спокойствие. Это уже большое достижение, ведь не все республики из состава СССР могли похвастаться этим.
Но есть одно «но»: кроме власти президента, все остальные политические институты, составляющие основу суверенного государства, хромают на обе ноги. Парламент, правительство, суд, местное самоуправление, СМИ, партии — все остается под жестким контролем президента и его администрации. Основа нашего государства неустойчива, потому что держится лишь на высшем руководстве.
Кроме того, почти вся экономика Казахстана находится в руках олигопольных и монопольных структур. Государственные учреждения вмешиваются в рыночные отношения, нанося огромный ущерб, что препятствует свободной конкуренции и инвестиционной привлекательности. Нетрудно догадаться, отчего развитие государства стоит на месте, а народ тем временем страдает. Наша независимость не смогла закрепиться прочно, страна все еще слабо стоит на ногах. Говоря научным языком, мы в списке Fragile state, то есть несостоявшееся государство.
Как известно, Казахстан и Россия тесно связаны в политике, экономике и безопасности. В этом плане существует некая проблема. Она заключается далеко не в экспорте или импорте, ведь любые соседние страны взаимозависимы от торговли. Проблема кроется в том, что мы не в состоянии самостоятельно вести свой экономический курс. Помимо этого наш сосед ведет агрессивную и имперскую политику. Военная, информационная безопасность страны находится в уязвимом состоянии. У нас нет определенных позиции по внешней политике, отвечающей нашим национальным интересам.
Самый наглядный пример тому — январские события 2022 года. Президент Токаев отказался приглашать международных специалистов и провести независимое расследование кровавого инцидента, а выводы, сделанные самими властями, не внушают доверия. Более того, судебные заседания, связанные с этими кровавыми событиями, проходили тайно. Причиной январской трагедии мог быть конфликт между нынешним главой государства и его предшественником. В результате человек, поддерживаемый Путиным, стал победителем борьбы за власть в стране.
Казахстан зависим от России и это факт.
В большинстве случаев мы не могли ничего предпринять, потому что иного выхода не было. Однако последние события в мире говорят о том, что приближаются радикальные перемены. Путинский режим слабеет день ото дня и мы не знаем, как сложится судьба России. Изменения коснутся и Казахстана. Что будет дальше после окончания эпохи Путина? Останемся ли мы зависимыми от России или присоединимся к соседу на востоке? Или же воспользуемся выпадающим раз в тысячу лет историческим моментом для укрепления нашего суверенитета?
После ухода Путина у Казахстана появится шанс стать действительно независимой страной. В связи с этим уточним понятие национального суверенитета. Суверенное государство — это страна, которая выбирает свой собственный путь. Каким должен быть Казахстан? Единого мнения по этому поводу нет и быть не может. Одни говорят, что необходимо создать развитое демократическое государство, в котором сохраняются общечеловеческие ценности и права человека. Другие считают, что мы должны стать мусульманской страной, третьи думают, что у казахов есть свой неповторимый путь, который существует еще со времен Джоши хана. Также есть те, которые тоскуют по Советскому времени.
Как говорится, сколько людей, столько же мнений. Главное, нужно создать условия для свободного выбора человека. В этот процесс не должны вмешиваться извне. Каким будет Новый Казахстан, не должны решать даже те, кто сидит в кабинетах Акорды. Их единственная задача – создать условия, чтобы народ наконец проявил свою волю.
На этот вопрос могут быть разные ответы. Для начала, нам нужна новая Конституция. Нет смысла менять действующую Конституцию, созданную для системы авторитаризма и имеющую сорок патчей. Наиболее законным способом создания Конституции нашей страны является созыв внеочередного Учредительного собрания или Конституционного собрания. Если трудно достичь консенсуса при написании текста новой Конституции, можно взять за основу Конституцию 1993 года. Учитывая 30-летний опыт и уроки, вполне возможно улучшить Основной закон с помощью образованных специалистов.
Если наша страна действительно нам дорога, мы должны ставить государственный суверенитет на первое место. Все остальные проблемы в обществе (коррупция, неравенство, судьба родного языка и т.д.) останутся нерешенными, пока Казахстан не станет по-настоящему суверенным.
Что касается нынешних «владельцев» Акорды, то на них лежит большая ответственность перед будущим поколением. В первую очередь ответственность ложится на плечи главы государства Касым-Жомарта Токаева. Пройдет ли наш путь к истинному суверенитету через тяжелые испытания или же мы сможем продемонстрировать свою зрелость и единство с помощью добрых ценностей – напрямую зависит от нынешнего правителя.
Пожалуй, это важнейшая историческая миссия руководства Казахстана. После Путина не будет русского «царства», в страну больше не войдут войска и никто не будет наблюдать за кровопролитием. Нынешний политический курс, кажущийся обманом, никак не поможет сохранить государство. К чему повторять ошибки прошлого, ведь народ не должен проклинать власть, он должен быть ей благодарным.
Власти должны показать, что они готовы к общенациональному диалогу. Для этого не нужно снова создавать бессмысленные институты наподобие Национального совета. Правительство ничего не должно за нас решать, оно лишь обязано создать оптимальные условия. В первую очередь необходимо признать наличие проблемы, а потом уже пытаться ее решить.
Также необходимо прекратить политические преследования, освободить заключенных, оправдать несправедливо осужденных, создать условия для возвращения тех, кто был вынужден переселиться на чужбину. В количественном отношении это решение зависит от небольшой части населения, но я считаю, что оно окажет большое влияние на свободу и гражданское общество.
Комитет национальной безопасности провёл масштабную спецоперацию, в результате которой был ликвидирован международный канал контрабанды наркотиков,…
Глава государства провел встречу с Председателем Великого Государственного Хурала Монголии Дашзэгвийном Амарбаясгаланом, сообщает пресс-служба Акорды.…
На торжественной церемонии в Акорде Касым-Жомарт Токаев подчеркнул особую роль нефтегазового комплекса в национальной экономике…
В Казахстане продолжается поэтапная замена старых банкнот на купюры нового дизайна. Национальный банк Республики Казахстан…
В Астане состоялся матч отборочного турнира чемпионата мира-2026 по футболу между сборными Казахстана и Уэльса.…
Компания Xiaomi представила в Казахстане Redmi 15C — устройство, сочетающее тонкий, изящный дизайн и большой…