Война в Украине дает Казахстану столь необходимую передышку для ослабления своей все более токсичной зависимости от России.
Официально являясь союзником, привязанным к России многочисленными многосторонними союзами по безопасности и экономике, растущий милитаристский подход России к соседним государствам вызывает большой дискомфорт в Казахстане. Российские политики докучали Казахстану уроками истории, рассказывая о том, как искусственно создавалась страна и что большие ее части принадлежат исторической России.
Увязшая в Украине Москва не может сейчас допустить возникновения проблем где-либо еще вдоль своих границ. Ее возросший уровень терпимости к неприемлемым внешнеполитическим шагам значительно расширил диапазон маневренности Казахстана.
Когда Болат Акчулаков, министр энергетики Казахстана, заявил, что его страна не будет присоединяться к газовому союзу, который Путин предложил создать вместе с Казахстаном и Узбекистаном, Москва мало что могла сделать, чтобы изменить позицию Астаны.
Но Казахстан воодушевлен не только факторами, отвлекающими Россию. У него есть Китай, у которого есть деньги, и он также служит необходимым противовесом России. Для Пекина Казахстан является важной артерией в разросшейся, но испытывающей затруднения китайской инициативе «Один пояс — один путь».
Интересы Китая в Казахстане были подчеркнуты во время сентябрьского визита председателя КНР Си Цзиньпина, который выбрал Астану в качестве своего первого зарубежного направления после пандемии коронавируса.
Си подчеркнул поддержку Пекином независимости Казахстана и пообещал защитить его территориальную целостность
Сообщение было воспринято как предупреждение нерегиональным игрокам, но завуалированный стиль и конкретное время заявления могут свидетельствовать о том, что оно также предназначалось для России.
В настоящее время зависимость Астаны от Китая представляется выгодной. Две страны расширяют свои железнодорожные связи, увеличивая транзит и двустороннюю торговлю. Однако грань между доброкачественной зависимостью и токсичным партнерством всегда опасно тонка. Казахстан осознает это, поэтому страна предпочитает диверсифицировать свои внешние связи, развивая их с другими амбициозными евразийскими игроками, а не вступая в российско-китайский кондоминиум.
Турция является важным игроком в этих инициативах. Связи с Анкарой укрепляются, о чем свидетельствует недавний визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Астану. Визит стал ответом широко разрекламированной поездке Токаева в Анкару в мае 2022 года. Оба визита подчеркнули важность расширяющихся коммерческих и политических связей, поскольку Средний коридор сейчас превратился в реальную альтернативу российскому маршруту, частично заблокированному из-за санкций. Во время украинского конфликта Россия периодически закрывала нефтепроводы для экспорта нефти, что побудило Токаева отдать приказ о поиске альтернативных маршрутов.
Казахстан смотрит еще дальше на запад, в сторону Европейского Союза. Европа в условиях открытой конкуренции с Россией особенно заинтересована в установлении тесных связей с Казахстаном. Жозеп Боррель, Верховный представитель ЕС по внешней политике, посетил Астану 16-17 ноября, представив амбициозные планы ЕС по повторному вовлечению Центральной Азии в целом и Казахстана в частности в процессы экономической интеграции в Европе.
На востоке и юге интересы Казахстана простираются до Японии, Южной Кореи и Индии. Эти три державы меньше заинтересованы в Центральной Азии, нежели Россия и Китай, но их аппетиты растут. Они ищут способы помешать России и Китаю установить полный контроль над Центральной Азией.
Однако многовекторная внешняя стратегия Казахстана не означает, что он переосмысливает свои отношения с Россией. Просто Астана хочет больше уверенности в двусторонних отношениях. На самом деле казахстанское руководство прекрасно понимает, что Москва требует сотрудничества и от Астаны. Это объясняет, почему Токаев так усердно работал над поддержанием стабильных связей с Москвой. Встречи с российским руководством проходят регулярно.
Таким образом, война на Украине послужила идеальным временем для того, что Казахстан давно стремился сделать: внедрения новой внешней политики, которая стремится к большей свободе от России и взаимодействию с крупными игроками по всей Евразии. Россия теряет не только Украину; она также истощает остатки своего былого влияния в Центральной Азии.
Автор: Эмиль Авдалиани, профессор Европейского университета и директор по изучению Ближнего Востока грузинского аналитического центра Geocase.
В рамках Межгосударственной программы «Большие гастроли», организованной Министерством культуры Российской Федерации и посвященные 80-летию легендарного…
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…