Обзор иноСМИ

Как санкции ЕС в отношении российского СПГ скажутся на мировом рынке

Европа и ее союзники продолжают искать способы ограничить доходы России от ископаемого топлива, не вызывая при этом более высоких затрат на электроэнергию для своих граждан. Последний план: запретить использование портов Евросоюза для реэкспорта сжиженного природного газа, пишет Bloomberg.

Российский производитель ПАО «Новатэк» использует порты ЕС для перегрузки топлива с судов ледового класса на обычные танкеры. Хотя перекрытие доступа к портам не помешает грузам достичь Европы (где импорт СПГ из России фактически увеличился после войны), это затруднит отправку газа в третьи страны Азии, что потенциально может вызвать недовольство ключевых покупателей, таких как Китай или Индия.

Политики ЕС обсуждают этот шаг в рамках своего 14-го пакета санкций против России. Хотя это и не полный запрет, он станет первым случаем, когда Европа вводит конкретные меры против российского СПГ.

В случае одобрения эта мера может привести к еще большему увеличению циркуляции российского топлива в Европе. Это также, вероятно, вызовет проблемы с контрактами для европейских логистических фирм и политическую реакцию со стороны других стран-покупателей газа.

Что конкретно будет санкционировано

Для оптимизации транспортных расходов арктический проект «Ямал СПГ», возглавляемый «Новатэком», использует порты Зебрюгге в Бельгии и Монтуар во Франции для перевалки грузов с 15 судов ледового класса на обычные танкеры. Обычно прибывающее судно разгружается на терминале, а стандартный танкер СПГ загружается примерно в одно и то же время. В условиях запрета это будет уже невозможно.

Для «Ямала СПГ» остановки необходимы, чтобы сократить время на использование узкоспециализированных танкеров, поскольку условия на арктических месторождениях России слишком суровы для обычных судов. Данные отслеживания судов показывают, что в некоторые месяцы в Европе одновременно переваливается до восьми российских танкеров, хотя это число варьируется и значительно снижается летом и осенью, когда Северный морской путь через Арктику имеет меньше льда и обеспечивает более быстрый доступ к Китаю.

Что это будет означать для европейских закупок СПГ

Импорт российского СПГ в ЕС в прошлом году составил 14,4 млн тонн, по данным Energy Aspects Ltd. Перевалка составила 2 млн тонн, и после запрета этот объем будет оставаться в блоке, где доля российского СПГ уже составляет около 13% .

Например, «Новатэк» мог бы разгружать грузы, предназначенные для Азии, в Европе и использовать географические обмены, говорит Джеймс Уоддел, глава отдела европейского газа и глобального СПГ компании Energy Aspects. Это означает, что Россия будет закупать газ в другом месте для поставок азиатским потребителям.

В результате это «станет поводом для обвинений европейских правительств в том, что они увеличивают поставки СПГ в Россию, утверждая при этом, что пытаются их свести к минимуму», — сказал Уоддел.

Пострадает ли производство СПГ в России?

Санкции еще больше усложнят логистику перевозок для России и заставят специализированные суда путешествовать по более длинным маршрутам. Глобальные флоты уже избегают Красного моря после атак йеменских хуситов, вынуждая суда менять маршрут вокруг Африки. По данным Energy Aspect, доставка грузов СПГ с «Ямала» напрямую в Азию приведет к увеличению затрат на фрахт и логистику, а также к более длительной стоянке ледоколов.

У России действительно есть некоторые альтернативы: она осуществляет перевалку с корабля на судно недалеко от своего северного города Мурманска, что она могла бы использовать для высвобождения судов. Также Россия может использовать Северный морской путь летом, когда тает лед и к газовому заводу могут добраться обычные танкеры.

Если альтернативные механизмы доставки потерпят неудачу, экспорт российского СПГ может сократиться. Но это маловероятно, учитывая большую изобретательность России в обходе западных санкций в отношении нефти.

Что будет означать запрет для азиатских клиентов

По данным Energy Aspects, экспорт российского СПГ в Азию может снизиться или стать дороже из-за более высоких затрат на фрахт.

В крайнем сценарии, «если «Новатэк» не сможет реконфигурировать свою логистику и экспорт российского СПГ будет прекращен, Европа разорвет российский контракт на поставку в Китай 3 миллионов тонн в год, что может вызвать политическую реакцию со стороны Китая», — сказал Джеймс Уоддел.

Использование Северного морского пути или Мурманской перевалки также будет зависеть от ледовой обстановки, что приведет к переносу поставок в Азию на вторую половину каждого календарного года, добавил он.

Как это повлияет на европейские компании

Европейские компании, такие как немецкая государственная Securing Energy for Europe GmbH , Shell Plc и TotalEnergies SE, сильно зависят от перевалки газа с Ямала в Зебрюгге и Монтуаре, согласно контрактной базе , опубликованной глобальной группой импортеров.

Срок действия этих контрактов истекает не раньше 2038 и 2041 годов, что потенциально открывает возможность для уведомлений о форс-мажорных обстоятельствах или договорных споров, если перевалка будет запрещена.

SEFE, например, нуждается в объемах Ямальского СПГ, для обслуживания своего долгосрочного контракта с индийской GAIL Ltd. В SEFE заявили, что следят за развитием событий, и отказались подробно комментировать потенциальное влияние пакета санкций.

Будут ли еще проигравшие?

Одним из крупнейших проигравших может стать компания Fluxys SA , которая управляет терминалом СПГ в Зебрюгге. Компания построила на терминале специальный резервуар для хранения газа по 20-летнему контракту с «Ямал Трейд», торговым подразделением «Ямал СПГ».

По одной из рыночных оценок, терминал может объявить форс-мажорные обстоятельства в случае санкций на перевалку или столкнуться с штрафами в размере 1 миллиарда евро, если он не сможет предоставить Yamal Trade услугу в течение оставшегося срока действия контракта. Представитель Fluxys заявил, что неясно, что именно будет подпадать под санкции, и поэтому невозможно оценить точный эффект.

Мухтар Абаев

Recent Posts

Глава государства провел совещание по вопросам макроэкономической стабильности

Касым-Жомарт Токаев провел совещание, посвященное вопросам повышения качества экономического развития и обеспечения ценовой стабильности, сообщает…

18 часов ago

В Air Astana будет новый руководитель

 Совет директоров АО «Эйр Астана» сообщает, что Питер Фостер покинет должность главного исполнительного директора и…

19 часов ago

В ряде аптек Алматы изъяты запрещенные препараты (видео)

В Алматы в рамках республиканской оперативно-профилактической операции «Дәрмек» полиция выявила ряд нарушений в сфере легального…

21 час ago

В ВКО выявлена незаконная добыча золота

Департаментом Агентства по финансовому мониторингу по Восточно-Казахстанской области проводится расследование по делу о незаконной добыче…

21 час ago

Осторожно! Мошенники рассылают фальшивые штрафы за нарушения ПДД (видео)

В последнее время в разных странах участились случаи интернет-мошенничества: гражданам приходят ложные уведомления о штрафах…

22 часа ago

Акима сельского округа в ВКО вызовут на Совет по этике

В Восточно-Казахстанской области аким Шиликтинского сельского округа Зайсанского района Куаныш Толеухан оказался в центре скандала…

23 часа ago