Общество

Как использовать волшебный корень мандрагоры?

В непростые времена рынок магических услуг всегда становился чрезвычайно востребованным. Переломные моменты истории это, помимо прочего, нередко эпоха безудержного духовного поиска. Все, что приводит к усилению беспокойства и неуверенности, побуждает людей искать альтернативные способы поиска смысла в своей жизни.

Самые сильные чувства и страсти, разумеется, не исключение. Когда дело касается любовной сферы, слабину дают даже крепкие приверженцы строгих традиционных и религиозных ценностей. Поэтому очередь из клиентов у всякого рода мистиков и тарологов, эзотериков и оккультистов не иссякнет никогда.

О ключевом элементе любовной магии и волшебных свойствах мандрагоры можно узнать в книге писательницы Наталии Осояну «Румынские мифы. От вырколаков и фараонок до Мумы Пэдурий и Дракулы».

Несравненная царица растительного мира

Из всех растений, которые произрастают в Румынии, мандрагора безусловно лидирует с точки зрения колдовской значимости. Воистину, если какое-то растение и заслуживает культового статуса, то именно она.

Но в основе культа мандрагоры лежит забавный лексический обман. Современные словари объясняют без всякой двусмысленности: mătrăgună – это белладонна (красавка), а не мандрагора. Если обратиться к более старым источникам, они окажутся не столь категоричны и предложат для того же слова два значения: белладонна и мандрагора. Как же такое стало возможно?

Разгадка проста: подлинная, не фантастическая мандрагора в Румынии, как и во многих других странах Европы, относительно далеких от Средиземноморья, не растет. Зато в изобилии растет белладонна, которая входит в то же семейство пасленовых и имеет схожие свойства, хотя и несколько отличается по внешнему виду.

Именно поэтому в народной ботанике одно растение исподволь подменили другим, сохранив волшебные функции, вследствие чего культ «мандрагоры» продолжал развиваться веками без особых проблем не только среди румын, но и среди чехов, поляков, украинцев.

Изображение мандрагоры с человекообразным корнем в издании «Гравюры по истории растений» (1701)

Сахар, монеты, вино и голые женщины

Корень мандрагоры используется и в целительстве, и в любовной магии, и в вопросах улучшения финансового благополучия. Его можно обратить и во зло, все зависит от воли и мастерства колдуна или колдуньи. Так или иначе, сперва корень надо выкопать.

Согласно поверьям, мандрагора растет в глухих лесах – там, где не слышно пения петухов из окрестных сел, – поэтому знахарки сперва ее отыскивают и повязывают на верхнюю часть растения красную ленту, а после рано утром отправляются выкапывать корень. Когда они уходят из села, никто не должен их заметить – ни человек, ни какое-то другое живое существо, – иначе собранная мандрагора потеряет магические свойства. При себе у знахарок пища: яйца, освященные в церкви (!), пирожки, голубцы, а также вино. Отыскав помеченную красной лентой мандрагору, они выкапывают корень, кладут на землю, вокруг раскладывают принесенное и садятся пить и есть. За трапезой, что немаловажно, знахарки обнимают и ласкают друг друга, читают заговоры и говорят о том, для чего нужен корень мандрагоры – какого эффекта они надеются добиться с его помощью. Женщины легкого поведения выкапывают мандрагору обнаженными.

В дыру от корня кладут несколько кусочков сахара и пару монет, после чего льют туда вино. Сам корень также обмывают в вине. Когда трапеза закончена и все заговоры сказаны, та, кому потребовалась мандрагора, прячет корень за пазухой. Возвращаясь в село, женщины ведут себя очень любезно со всеми, кого встретят, но если им не посчастливится наткнуться на драку – или кто-то просто уронит что-нибудь на землю, да при этом выругается, – свойства корня изменятся на противоположные от задуманных и заклятье будет непоправимо испорчено.

От любви до ненависти

Иная версия ритуала по сбору мандрагоры – для девушек, которые хотят, чтобы их чаще всего приглашали танцевать, а потом взяли в жены быстрее, чем остальных, – выглядит следующим образом: искательницы отправляются в нужное место в полночь, обнимая друг друга. Там, где растет мандрагора, они снимают обувь и трижды ложатся ниц. У каждой из них во рту серебряная монетка, которая должна касаться языка и зубов. Они склоняются над верхней частью растения, не дотрагиваясь до него руками, и откусывают несколько листочков, после чего возвращаются домой, продолжая обниматься, и стараются, чтобы их никто не видел.

Листок мандрагоры аккуратно, по-прежнему не касаясь руками, заворачивают в лоскуток ткани и носят амулет при себе – считается, что этого достаточно для успеха на танцах и скорого предложения руки и сердца.

Пример заговора на любовь, который повторяют участницы ритуала:

Мандрагора, мандрагора,

Выдай меня замуж через месяц,

А если не выйдет, то через два,

Но выдай меня замуж обязательно.

Или еще проще:

Живи долго, если любишь меня,

А если нет – пропади ты пропадом как Содом.

А вот так звучит заговор на ненависть:

Я тебя беру,

Для чего же я тебя беру?

Для ненависти, не для радости

И даже не для любования.

Кто тебя возьмет,

Кто тебя будет пить,

Увидит тебя только со спины,

Но не в лицо.

Исчезающее волшебство «императрицы»

Если сбор мандрагоры нацелен на успех у мужчин и замужество, то он обычно предполагает танцы, частичное или полное обнажение и иногда элемент любовной игры – причем лесбийской, поскольку в ритуале участвуют, как правило, только женщины (исключения крайне редки).

Заполучить мандрагору можно глубокой ночью, без свидетелей и в тишине, хотя если заговор обращен на то, чтобы вызвать направленную на кого-то ненависть или навлечь на него/нее невезение, а то и смерть, то вместо тишины сборщицы намеренно переругаются и могут даже подраться; при этом они могут сознательно одеться во что-то грязное и не станут слишком церемониться, доставая корень из земли, – не побоятся его повредить или даже сломать.

За мандрагору платят вином, пищей (иногда особо оговаривается соль) и монетами, которые приносят туда, где она растет, а также покорным соблюдением всех правил. В целом обращаться с растением следует с такой почтительностью, словно оно, во-первых, все слышит и понимает и, во-вторых, относится к знатному сословию – в некоторых регионах традиция напрямую требует обращаться к мандрагоре как к «великой госпоже» или даже «императрице». Мандрагора всегда женского рода.

Магическая польза яда

Если цель колдовства благая, мандрагору лучше по возможности не трогать руками; когда корень или листья используются не для зелий, а в качестве амулетов, их оборачивают в ткань, иногда пришивают где-то внутри одежды или головного убора – это обеспечивает владелице амулета если не любовный интерес со стороны противоположного пола и успехи на сельских танцах, то всеобщее уважение и удачу.

В случае некоторых серьезных недугов больного могут напоить отваром корня мандрагоры, вызывающим бред (что неудивительно, поскольку и мандрагора, и белладонна ядовиты), и считается, что дальше он либо придет в себя через три дня и все будет хорошо, либо ему уже ничто не поможет.

С помощью мандрагоры лечили разные болезни – от суставных и зубных до магических (к числу последних относится «липитурэ» – нервное возбуждение), причем разными способами: помимо отваров, делали припарки или окуривали больного дымом из листьев. Иногда даже помогало! Но на самом деле этому не стоит удивляться: гиосциамин и скополамин, которые придают мандрагоре психотропные свойства и делают ее опасной, используются в современной медицине. Как писал мудрый Парацельс, все есть яд, и все есть лекарство – дело лишь в дозе. Видимо, иной раз румынским знахаркам случалось ее угадать.

Власть над жизнью и смертью

Румынский культ мандрагоры не знает поверья о том, что она рождается из семени повешенного, или о том, что выкапывать ее следует при помощи черного пса и веревки, привязанной к его хвосту.

О вопле, который растение издает, когда его извлекают из земли, почти не упоминается, хотя многочисленные сложнейшие ритуалы и утрированная почтительность в обращении с «великой госпожой» подразумевают, что в случае несоблюдения ритуала сборщицы будут наказаны не только провалом и недостижением желанной цели, но и навлекут на себя недовольство могущественного создания.

Таким образом, нет ничего удивительного в том, что мандрагора-мэтрэгуна в Румынии считалась – а местами до сих пор считается – чудесным растением, имеющим власть над жизнью и смертью.

Подробнее читайте: Н.Осояну. Румынские мифы. От вырколаков и фараонок до Мумы Пэдурий и Дракулы. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023 г.

Ярослав Литвинов

Recent Posts

В Казахстане изъята крупнейшая в истории страны партия кокаина

Комитет национальной безопасности провёл масштабную спецоперацию, в результате которой был ликвидирован международный канал контрабанды наркотиков,…

2 дня ago

Токаев провел встречу с председателем парламента Монголии

Глава государства провел встречу с Председателем Великого Государственного Хурала Монголии Дашзэгвийном Амарбаясгаланом, сообщает пресс-служба Акорды.…

2 дня ago

Глава государства поздравил работников нефтегазовой отрасли

На торжественной церемонии в Акорде Касым-Жомарт Токаев подчеркнул особую роль нефтегазового комплекса в национальной экономике…

3 дня ago

Нацбанк Казахстана назвал сроки вывода из обращения старых банкнот

В Казахстане продолжается поэтапная замена старых банкнот на купюры нового дизайна. Национальный банк Республики Казахстан…

3 дня ago

Отборочный турнир Чемпионата мира — 2026. Казахстан – Уэльс (видео)

В Астане состоялся матч отборочного турнира чемпионата мира-2026 по футболу между сборными Казахстана и Уэльса.…

3 дня ago

Xiaomi запускает Redmi 15C: Элегантный дизайн. Полное визуальное погружение. Энергия на весь день

Компания Xiaomi представила в Казахстане Redmi 15C — устройство, сочетающее тонкий, изящный дизайн и большой…

3 дня ago